Под новый год в музыкальном мире воцарилось лихорадочное волнение. И, к сожалению, не только из-за радостного предвкушения новых концертов, альбомов и новостей от любимых исполнителей. 1 декабря 2015 в Государственную Думу был внесен на рассмотрение проект федерального закона «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» и немедленно стал самой обсуждаемой темой среди как зрителей, так и артистов. За неполный месяц законопроект уже успел собрать и сторонников, и ярых противников, попутно сея панику среди самых впечатлительных и обрастая массой сплетен и слухов. Ситуация явно выходит из-под контроля, так что мы не могли остаться в стороне и попытались разобраться с этим вопросом, а так же узнали мнение участников индустрии.

Мнения представителей индустрии →

Что это?


Федеральный законопроект.
Если его примут, то в России появится новый федеральный закон, регламентирующий деятельность организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий (в том числе и наших любимых концертов), а также контролирующий организацию и проведение этих самых мероприятий. При этом новый законопроект не распространяется на театральные и цирковые выступления на собственной территории, а также на все мероприятия, если они проводятся на площадках, не превышающих четыреста квадратных метров

Когда?


Проект внесен на рассмотрение 1 декабря 2015, а предполагаемая дата вступления в силу 1 января 2016.
15 декабря 2015 законопроект был принят в 1 чтении.

Кто?


Инициаторами стали Сергей Гаврилов (КПРФ) и Зугура Рахматуллина (Единая Россия).
В интервью «Медузе» они заявили, что новый проект носит «культурно-нравственный характер». По словам депутатов, концерты это «не просто форма организации досуга, а невидимый глазу механизм воздействия на аудиторию — мировоззренческого и духовно-нравственного», и вообще, эту сферу давно пора взять под контроль. Кроме того, «государству будет проще повысить их [концертов] безопасность».

Гаврилов и Рахматуллина рассказали, что самая идея уже давно витает в воздухе и обсуждается в обществе, а они лишь привели ее в порядок и оформили должным образом.
Кстати, вот вам занимательный факт – одним из общественных инициаторов законопроекта стал продюсер Андрей Матвеев, являющийся генеральным директором пока единственной СРО в России – «Союзконцерт».

О чем?


Итак, как же все-таки будет работать обещанное «регулирование» и «контроль»?
Отныне все концертные агенства и организаторы должны будут объединится в саморегулирующиеся организации (СРО), концертные площадки более 400 квадратных метров имеют право работать только с кем-то из СРО, иначе штраф – от 300 тысяч рублей. Сами участники СРО должны будут платить ежегодный членский взнос. Сумма на данный момент уточняется, но речь идет примерно о 150 – 300 тысячах рублей, причем цифра не будет меняться в зависимости от количества проводимых концертов и размера организации. Сумму взносов устанавливает каждая СРО в отдельности.

UPD
Андрей Матвеев, генеральный директор «Союзконцерт», с указанными нами суммами не согласен:

Снимок экрана 2015-12-29 в 2.20.32
 
Каждая СРО должна включать в себя не менее 50 участников, хотя пока не ясно, будут ли это только юридические лица.
Планируется создание специальной дисциплинарной комиссии, оценивающей и проверяющей работу СРО.

Реакция


Законопроект сразу вызвал сильнейшую реакцию и артистов, и зрителей. В основном точки зрения полярны – кто –то считает это очевидной и необходимой мерой, а кто-то категорически против любого контроля.
Так, 24 декабря Борис Гребенщиков, Земфира, Александр Васильев и многие другие музыканты подписали открытое письмо, выражающее их протест и негативное отношение к новому законопроекту.

«Мы обеспокоены тем, что создание подобной организации, членство в которой будет являться необходимым условием для осуществления своей профессиональной деятельности, создаст удобный инструмент для давления на музыкантов и артистов, а также любых других игроков рынка, являющихся представителями среднего и малого бизнеса»

Открытое письмо.15 декабря 2015 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 942424-6 («Об основах деятельности …

Опубликовано Boris Grebenshikov 24 декабря 2015 г.

 
А в этот же день Михаил Шурыгин, глава концертного агентства NCA, на своей странице на Facebook сообщил, что при чтении этого открытого письма «испытал почти древнерусскую тоску и разочарование, так как бумагу явно просто «подмахнули» и не читали новый проект». Он, как вы уже поняли, ничего против не имеет и весьма доходчиво аргументирует почему.

Вас не понял, или рок-н-ролл мертв? Простое письмо.Прочитал открытое письмо российских рок-музыкантов на странице глу…

Опубликовано Михаилом Шурыгиным 24 декабря 2015 г.

 

Аргументы «за»


— Вступить в СРО не значит попасть под тотальный контроль государства, это значит защитить свои интересы
— Повышение уровня ответственности организаторов концертов
— Повышение качества проводимых мероприятий
— Страхование интересов зрителей. Так, если концерт будет отменен по вине члена СРО, возврат билетов и выплату их стоимости будут производить из тех самых денег, полученных в результате уплаты членского взноса.
— Начинающие организаторы получат возможность пройти обучающие программы и получить консультации организаторов со стажем
— Помощь организатору в случае возникновения спорных ситуаций с органами власти
— Тщательный контроль соблюдения мер безопасности на концертах

Аргументы «против»


— Угроза развития всей инди-индустрии, не направленной на получение максимальной выгоды
— Уничтожение независимой музыки как класса
— Сравнительно маленьким региональным организаторам станет в разы тяжелее работать из-за весьма скромных финансовых возможностей
— Возникновение «монополий» крупных СРО, а значит уничтожение здоровой конкуренции
— Возможное повышение цен на билеты и снижение гонораров артистам из-за необходимости выплачивать крупный ежегодный взнос
— Риск возникновения коррупционных схем
— Законопроект разрабатывался без какого-либо ведома самих артистов, что лишает их возможности проводить собственные мероприятия

Мнения представителей индустрии

segej glodСергей Глод, заместитель генерального директора «Союзконцерт», ех-директор по развитию МультимедиаХолдинг (Наше радио, Рок ФМ, Jazz FM):
«Этот закон разрабатывается потому, что сейчас нет ни одного специального закона, который регулирует именно деятельность организаторов.
Если бы мы не сделали этого, это сделали бы сами депутаты.
Говоря о двух самых обсуждаемых моментах (артистах и СРО), необходимо сказать следующее: про артистов в законопроекте нет ни слова, кроме того, что организатор должен заключать договор с артистом. Весь законопроект, особенно в том виде, в котором он выходит на второе чтение, со всеми правками, написан в интересах артистов и зрителей, и если кто-то и должен волноваться — так это организаторы, которых берут в жесткие рамки, определяющие, как они должны организовывать мероприятия. Артисты совершенно зря всполошились, никто не запрещает им самостоятельно организовывать свои выступления и не обязывает их для этого вступать в СРО. Безусловно, при выходе на площадку в 400+ кв.м. им придется соблюдать правила организации мероприятий, общие для рынка, они станут, скорее всего, членами рынка, но не будут обязаны платить, как организаторы.

Специально для молодых артистов был поставлен нижний ценз в 400 кв. м. зрительской зоны (это приблизительно 800-1000 человек, в зависимости от плотности, которых, так или иначе, молодые артисты не собирают). Во избежании разночтений мы сейчас специально вводим понятие «зрительская зона», потому что понятно, что без этого уточнения под этот закон попадает любой маленький ресторанчик с тремя столиками или маленький караоке-бар (формально — это тоже выступления).

Никакой нижней планки по минимальным членским взносам законом не установлена — ни законопроектом, который находится в Думе, ни 315-м законом от 2007 года, который регулирует деятельность СРО вообще. Есть минимальный взнос в компенсационный фонд (3 тыс. руб.) и минимальная сумма страхового покрытия (30 тыс. руб. в год — микроскопическая сумма). Каждая саморегулируемая организация устанавливает членский взнос в зависимости от целей, которые она перед собой ставит. В нашем случае («Союзконцерт»), сумма членского взноса составляет 150 тыс. руб. Причем мы сейчас занимаемся разработкой формулы, которая помогла бы дифференцировать членские взносы, так как всем очевидно, что крупный московский организатор и мелкий региональный — это не одно и то же. Другое СРО может поставить любую другую сумму — такую, какую установит общее собрание участников.

Закон вызывает много вопросов, особенно у тех, кто его не читал. Мы всегда открыты к диалогу с теми, кто хочет разобраться в этом законе, готов к конструктивному диалогу и хочет задавать правильные вопросы.»

elena savelevaЕлена Савельева, продюсер Найка Борзова и Noize MC:
«Считаю, что артисты недовольны, потому что, регулируя концерты, промоутеры не удосужились спросить у самих артистов — какое именно реформирование необходимо отрасли для выживания.
Сейчас в закон вносят правки. Давайте подождем, артисты высказали свою позицию. Без них концертов не будет, поэтому их услышат, я верю.
Спасибо всем, кто старался вникнуть в детали, любит музыку и ходит на концерты!»
sasha yakovlevАлександр Яковлев, арт-директор клуба The Place:
«Этот законопроект я не поддерживаю и считаю его неверным, потому что по нему выходит, что есть кто-то, кто решает, кому играть, а кому нет. Это выглядит абсурдно в ситуации свободы творчества. Всегда есть ряд артистов/музыкантов которые не собирают тысячи людей, но тут стоит вспомнить классику — «когда б вы знали из какого сора». К тому же, есть организаторы и площадки, которые способствуют развитию современной сцены, но это не является их основной работой.
От этого закона только все проиграют — растет новое поколение, и при нынешних технологиях люди все равно будут делать события и играть музыку — или подпольно, как квартирники, или онлайн.
Выигрывает только здешняя поп-сцена, которая хочет заморозить свой статус, но, как ни крути, у любого Кощея всегда есть иголка в яйце.
В нашем отечестве достойная выразительная сцена нуждается в инициативах промоутеров, организаторов, клубов и в собственном труде и таланте.»
innokentij mineevИннокентий Минеев менеджер группы Мураками, ех-барабанщик Валерия Сюткина, работал с группами Чичерина и Ю-Питер:
«Я категорически не поддерживаю эту инициативу, потому что любой дополнительный оброк на бизнес не несёт ничего хорошего, будь то дополнительные отчисления или необходимость получения разрешения на свою профессиональную деятельность. Как только мы начинаем зависеть от какой-то необходимости на согласование, мы автоматически теряем независимость, не говоря уже о том, что появляются дополнительные финансовые затраты.
Трудно сказать, кто выиграет от принятия этого закона.., вероятно те, кто его лоббирует и является инициатором, те, кто будет собирать эти отчисления, те, кто будет иметь возможность рулить, разрешать или запрещать…
А вот ударит этот закон в первую очередь по молодым музыкантам, по маленьким фестивалям, по маленьким клубам, по малоприбыльным, некоммерческим, благотворительным, на голом энтузиазме построенным мероприятиям… Это ещё один камень, который потащит на дно и без того наш однобокий, буксующий, с трудом развивающийся шоу-бизнес..»
ekaterina ermolaevaЕкатерина Ермолаева, PR-менеджер клуба Космонавт:
«Мне идея данного закона симпатична. Более того, мне кажется очевидным, что регламентированные стандарты и правила в концертной индустрии просто необходимы. Многие привыкли относится к данной сфере как к чистому творчеству, не думая о рисках и ответственности. Увы, на рынке не мало промоутеров, у которых достаточно денег, чтобы заплатить гонорары крупным артистам, и амбиций, чтобы попробовать эти концерты провести. Но этого же не достаточно. Вступление в силу данного закона должно отделить зерна от плевел. Соответственно, такие промоутеры еще 100 раз подумают, для них эта сфера или же выбор был поспешным.
Что же касается тех, кто против закона (как мы знаем, в этом списке много всеми известных уважаемых артистов), то есть несколько комментариев:
— во-первых, правильным было бы все-таки прочесть сам закон и не делать поспешных выводов по вырванным из контекста обрывкам фраз, как сейчас это происходит,
— во-вторых, уже есть информация, что в случае, когда менеджмент артистов сам организовывает концерты, речь об оплате взноса в СРО не идет, иначе, согласитесь, это было бы абсурдно. Тем не менее, ответственность и правила подведения концертов эти случаи не отменяют.
— в-третьих, для тех, кто говорит о монополии и гибели малого бизнеса в условиях принятия закона (хотя здесь правильно вновь сослаться к внимательному чтению закона): каждый промоутер, имея единомышленников, может создать свою СРО, где членский взнос может быть на порядок ниже, а если речь идет о мероприятиях проходящих на небольших площадках (до 400 кв м), то здесь и вовсе переживать не стоит, так как они просто не попадают под действие закона.

Резюмируя мое личное отношение к данному вопросу: «промоутер, который берет на себя ответственность в проведении массовых мероприятий, не должен вариться в собственном соку, ему необходимо развиваться и отвечать не только словом, но и качеством и профессионализмом своей деятельности перед артистом и, конечно же, зрителем!»

dilyara murakamiДиляра Вагапова, вокалистка группы Мураками:
«Я не поддерживаю этот законопроект: он откроет руководству созданных СРО возможности для создания коррупционных схем. В итоге пострадают зрители и исполнители — вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Это сильнейший удар по развитию культурной жизни, как можно поддерживать такое? В основном, этот закон ударит по молодым коллективам, которые просто не смогут позволить себе хоть как-то остаться на плаву… В принципе, в нашей стране очень тяжело пробиться наверх, не имея поддержки «крупной рыбы»… Так что же будет дальше? Боюсь себе даже представить, как это отразится на индустрии, но точно понимаю, что выжить под давлением СРО смогут не многие»
kosty chalychКонстантин Чалых, лидер группы Мои Ракеты Вверх:
«Я лишь слышал мнения людей, которые прочитали новый закон. Они все умные и начитанные. Считаю, что в каждой стране должны быть музыканты и другие творческие люди, которые находятся в андеграунде. Из этой прослойки обычно вырастают новые интересные движения. Если этот закон ограничит действия и сократит возможности музыкантов, особенно тех, кто еще неизвестен, они просто не смогут выйти на большую сцену. Те, кто принимает этот законопроект, сами не понимают, чего себя лишают. На самом деле, это похоже на ту же конъюнктуру и цензуру, что была в СССР. Я не понимаю, с чем связана попытка такого ограничения, видимо, кто-то снова хочет получить побольше денег. Для таких людей не существует никакого закона. Больше всех из-за этого достанется, я думаю, организаторам. Малоизвестные группы, которые занимаются творчеством, могут поделиться своей музыкой, например, в интернете, или играть на местных уличных площадках. Возможно, из 90-х годов возродится протестный хард-рок.
Пока что, мало что понятно. Я считаю, сначала нужно объяснить людям суть проблемы и почему всё происходит так, а не иначе.»

Итоги

Ситуация складывается непростая. С одной стороны, ее уж очень драматизируют, но с другой – недооценивать все происходящее тоже не стоит, все-таки в индустрии грядут серьезные изменения. Законопроект вызывает жаркие споры: есть логика и в словах об ограничении свободной конкуренции и в мнении о необходимости принятия стандартов. Надеемся, наш материал помог вам составить свое собственное мнение.

 
Ну, а пока мы ждем официальных заявлений и новостей, предлагаем вам вместе с нами следить за развитием ситуации в соцсетях:

 

Маргарита Саяпина, основатель KOMETA Music:

Миша, Андрей, здравствуйте. Меня зовут Маргарита, я т.н. независимый промоутер. Занимаюсь молодыми музыкантами (в тч поэ…

Опубликовано Марусей Саяпиной 22 декабря 2015 г.

 

Андрей Клюкин, продюсер фестивалей «Дикая мята», «Горлица», генеральный директор компании J GROUP:

Много разговоров о СРО. И в офисе, и дома, и в СМИ, и в ФБ. Беспокойство, очень понятное беспокойство. Я читал внутренни…

Опубликовано Андреем Клюкиным 21 декабря 2015 г.

 
Игорь Тонких, генеральный директор и основатель Yotaspace, ГлавClub и Founder в Feelee Record Company:

В разговорах о грядущих СРО в музиндустрии наблюдается массовое непонимание причинно-следственных связей.Так вот, Союз…

Опубликовано Игорем Тонких 23 декабря 2015 г.