Предыстория и запись пластинки

После выпуска тепло принятого критиками, но неудачного в коммерческом отношении Surfer Rosa Pixies поехали в европейский тур в компании бостонцев Throwing Muses, а затем гастролировали по Штатам. В это время Блэк Фрэнсис, лидер и основной сонграйтер группы, начал писать песни для нового альбома. Хоть концертный график и был сложным и выматывающим, но именно в это время Фрэнсис и сочинил некоторые песни, которые позже появятся на Doolittle — Hey, Dead, Tame, There Goes My Gun. Все они прошли «обкатку» на сессиях у радиоведущего Джона Пила, а «живая» версия Hey попала на бесплатный EP, распространявшийся в 1988 году изданием Sounds.

В середине 1988 года, когда случился перерыв в гастролях, Pixies решили записать уже собственную демо-кассету. Над ней группа работала в бостонской студии Eden Sound, занимавшей тогда маленькую комнату в посещении салона-парикмахерской. Когда результат был получен, менеджер Pixies, Кен Гоуз, решил, что пора искать продюсера для записи альбома. У Кена на примете стояли две кандидатуры — Джил Нортон (имевший опыт работы с China Crisis и помянутыми уже Throwing Muses) и Эд Стэйсием (в чьём активе — сотрудничество с Ramones и Talking Heads). С Нортоном Pixies уже пересекалмсь при подготовке сингла Gigantic, но сейчас Блэк Фрэнсису было, в принципе, всё равно, кого выбрать. Решающее слово сказал глава лейбла 4AD, Иво Уоттс-Расселл. Он постановил, что продюсером грядущего альбома станет Нортон.

31 октября 1988 года Джил Нортон прибыл в Бостон, аккурат к началу студийных сессий. Но перво-наперво продюсер навестил Фрэнсиса, обсудил с ним демо-записи и аранжировки. Как заметил тогда Джил, «фронтмен не любит делать что-либо два раза». В общей сложности Нортону потребовалась пара недель, чтобы полностью адаптироваться к музыке Pixies.

Бюджет, который выделило на запись руководство 4AD, составил $40000 (включая гонорар продюсеру). С одной стороны, это было в 4 раза больше суммы, отпущенной некогда на работу над Surfer Rosa. С другой — всё равно по меркам мэйджоров 1980-х годов получались скромные деньги.

Если принять за начало работы день встречи Нортона и Фрэнсиса (31 октября), то выйдет, что Pixies трудились над альбомом чуть более 3 недель, ибо сессии завершились 23 ноября. Группа записывала примерно по песне в день.

Далее (с 28 ноября по 12 декабря) шла пора продакшна и микширования. На этом этапе некоторые песни претерпели изменения. There Goes My Gun изначально являлась быстрой композицией в стиле Hüsker Dü. Нортон уговорил Фрэнсиса замедлить её темп.

Но, когда вокалисту показалось, что продюсер чересчур усердствует в этом направлении, разозлённый Фрэнсис повёл Джила в музыкальный магазин и показал ему The Greatest Hits Бадди Холли, где все песни длятся в районе двух минут. Дескать, если в случае с Бадди это прокатывало, то и для меня подойдёт. Но все разногласия, к счастью, не оказались критичными.

Название и оформление альбома

Саймон Ларбалестьер и Воэн Оливер, фотограф и художник, занимавшиеся оформлением работ Pixies, в этот раз впервые получили доступ к текстам песен до начала своих трудов. По словам Саймона, данное обстоятельство стало фундаментальным отличием от того, что было ранее. Ознакомление с лирической частью позволило ему и Воэну сделать оформление альбома более соответствующим его содержанию.

Обезьяна, нимб и цифры на обложке очевидно отсылали к композиции Monkey Gone to Heaven.

Сюрреалистические и абстрактные картинки украсили также и буклет. Например, текст песни Gouge Away сопровождается изображением пряди волос, помещённой на чайную ложку, которая, в свою очередь, лежит на оголённом женском торсе. А композиция I Bleed проиллюстрирована картинкой As Loud As Hell, на которой имеется колокол с рядом зубов.

Что до названия альбома, то Блэк Фрэнсис изначально желал видеть таковым словечко Whore вследствие своей увлечённости в то время образом «Вавилонской блудницы» (Whore of Babylon). Но затем изменил его на Doolittle, взятое из текста песни Mr. Grieves (Pray for a man in the middle / One that talks like Doolitle).

Музыка

В музыкальном отношении Doolittle оказался весьма эклектичным. Некоторые композиции были скоростными и агрессивными (Tame, Crackity Jones). Должно быть, Джил Нортон не успел их замедлить из-за того, что, вооружившись пластинкой Бадди Холли, горой встал на их защиту Фрэнсис.

Другие вещи — Silver, I Bleed или Here Comes Your Man — более спокойны и мелодичны. Звучание нескольких треков с Doolittle построено вокруг простых повторяющихся аккордовых прогрессий. В Crackity Jones слышны испанские мотивы, вступление к Mr. Grieves напоминает регги, а на Silver явно оказала влияние фолк-музыка.

Наконец, группа использовала и некоторые новые для себя музыкальные инструменты — Monkey Gone To Heaven записывалась при помощи в том числе двух скрипок и двух виолончелей.

Лирика

Автором почти всех текстов песен стал Блэк Фрэнсис, только Silver написана им в соавторстве с Ким Дил.

Сквозной темой, связующей нитью композиций на Doolitle выступает сюрреализм. Собственно, неспроста Саймон Ларбалестьер и Воэн Оливер разродились загадочными картинками при оформлении диска.

Открывающая альбом Debaser содержит аллюзии на фильм Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали Андалузский пёс. Блэк Фрэнсис отметил сходство своего мышления и творческого метода с работой знаменитых сюрреалистов в интервью The New York Times: «Я читал слова режиссёра Дэвида Линча о том, что у него есть идеи и образы в голове, но он точно не знает, что они означают. Вот и я творю так же».

В других песнях фронтмен Pixies затрагивает проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды, ведущие к природным катастрофам (Monkey Gone to Heaven), описывает эксцентричных субъектов. В Wave of Multilation Фрэнсис рассказывает о японских бизнесменах, которые, провалив дела, устремляются вместе с семьями в открытое море навстречу гибели. А прототипом героя Crackity Jones послужил сосед Фрэнсиса по комнате времён его визита в Пуэрто-Рико в студенческие годы (певец описывал его как «психованного соседа-гея со странностями»).

Нашлось место на альбоме и библейскмм мотивам. Композиция Dead основана на истории Давида и Вирсавии, а Gounge Away — Самсона и Далилы.

Есть на Doolittle и любовная песня — La La Love You. Примечательна она тем, что лид-вокал на ней исполнен ударником Дэвидом Ловерингом. Блэк Фрэнсис очень увлёкся идеей дать Дэйву почувствовать себя Ринго Старром. По воспоминаниям очевидцев, поначалу барабанщик упирался и заявлял, что петь не будет ни при каких условиях. Но к концу сессий Ловеринга уже было не оттащить от микрофона. Помимо этого, Дэвид выступил в необычной для себя роли на Silver — он сыграл на бас-гитаре, тогда как Ким Дил взяла в руки слайд-гитару.

Приём у публики

18 апреля 1989 года альбом Doolittle вышел в США. Вообще, если говорить по-честному, в Великобритании его выбросили в продажу на день раньше, но на это никто не обратил и не обращает внимание, поскольку Штаты являлись и остаются главным рынком для Pixies.

За 6 месяцев было продано 500000 копий альбома. К началу 1992 года, когда Pixies разогревали U2 в ходе Zoo TV Tour, Doolittle продавался в среднем в количестве 1500 штук в неделю, в середине 1993 года — 1200 штук в неделю. Золотого статуса в США альбом достиг в 1995 году.

В начале XXI века продажи альбома (средние за неделю) всё ещё колебались от 500 до 1000 штук. Реюнион Pixies вернул ситуацию на уровень 1993 года. Думается, в настоящий момент общее число проданных копий если не перевалило за миллион, то близко к этому показателю.

Отзывы музыкальных журналистов были в основном позитивными. Но, главное, о песнях с Doolittle тепло отзывались, признавая их влияние, Курт Кобейн, Билли Корган и PJ Harvey.

Наконец, в ходе работы над альбомом проявились серьёзные трения между Блэк Фрэнсисом и Ким Дил. После гастролей в поддержку Doolittle группа взяла отпуск, после возвращения из которого фронтмен уменьшил роль Ким в творческом процессе. Долго так продолжаться не могло, и в 1993 году Pixies прекратили совместную деятельность.