Роккульт: В первую очередь, пожалуй, самый волнующий вопрос: идёт ли работа над новым альбомом? Когда нам ждать релиза? Планируется продолжение старых историй или начало новых, протягивающихся на несколько песен, как это было с Джокером?

Андрей Князев: В альбоме Предвестник я начал пробовать соединять несколько песен в одну повествовательную линию с прологами. Каждый раз, прослушивая этот альбом, я всё ближе становлюсь к идее создать одну большую историю с песнями. И что вы думаете? Сегодня я начал собирать материал из своих черновиков для того, чтобы начать эту работу. Но это, разумеется, не завтрашний день. Торопиться не буду.

Касательно нового альбома — он в процессе создания. Хотя, большая часть песен уже готова. Пока он формируется по концепции предыдущего альбома Узники долины снов. Мелодичные песни и заводные ритмы. В новом альбоме я хочу сделать шаг вперёд по аранжировкам и в первую очередь гитарным. Я уверен, что кое-какими песнями удивлю самого искушённого своего слушателя, как в плане музыки, так и текстовых идей.

Роккульт: В продолжение волнующей темы: Ваш художественный талант нашёл необычное воплощение в рисованных клипах. Последней на данный момент работой был клип на песню Лесник. Будут ещё такие клипы на старые песни?

А.К.: С клипом на песню Лесник я провозился приблизительно три года. Разумеется, это совсем не значит, что все три года я просидел исключительно над этой работой. Параллельно я писал альбомы, рисовал компьютерную анимацию для концертных экранов и даже делал эскизы на другие клипы. Более того, тому клипу, который люди увидели в финале — всего год, поскольку была первая версия клипа, и я её забраковал, после чего основательно обогатил её и ввёл в сюжет нового персонажа — Горшка. Но потом начал полностью менять графику и всё перерисовывать. Старая работа стала как шаблон-эскиз будущего клипа. Если бы не концерт памяти Короля и Шута 2017 года, к которому я пообещал закончить клип — я бы мог сидеть над ним ещё год и усовершенствовать, поскольку открыл ряд полезных штук в программе After Effects, например, и чуть было заново с головой не ушёл в перерисовку анимации.

Касательно новых работ такого плана: планирую делать ещё, но следующую работу буду выполнять на одну из песен группы КняZz и графику планирую делать мультипликационную. Давно хотел себя в этом попробовать.

Роккульт: Как строится работа над альбомом? Вы отвечаете за написание песен и аранжировки или же «обязанности» делятся между участниками группы?

А.К.: Слово «отвечаете» не совсем подходящее. Я занимаюсь творчеством и поэтому пишу, сочиняю, редактирую. Обязанности у музыкантов группы в период создания аранжировок одни: предложить кайфовые партии и вкусно их сыграть. Прежде, чем музыканты начинают изучать новые песни я накидываю приблизительные аранжировки. Так называемые авторские версии. Но я редко настаиваю на тех партиях, которые накидал сам, поскольку каждый музыкант, как мастер своего дела, может предложить что-то более оригинальное. Принцип отбора песен, можно сказать, коллективный. Я показываю весь новый материал и смотрю на реакцию людей. Если вижу, что песня не вдохновила, то откладываю её. Мне важно, чтобы процесс аранжировки проходил с огоньком и интересом, ведь нам эти песни потом записывать и играть на концертах. Наш главный враг — это нехватка времени! Нам катастрофически его не хватает, даже если пытаемся делать запас. Но мы продолжаем решать эту проблему и придумываем всё новые маршруты работы над новым материалом. Обговариваем на берегу эти вопросы с лейблами, что если мы не укладываемся в сроки, то это следует воспринимать, как естественную ситуацию при создании творческой работы.

Роккульт: Наверняка вас не раз и не два спрашивали о «самой князевской песне в репертуаре Король и Шут». А существует ли «самая КиШовская песня группы КняZz»?

А.К.: Меня о таком не спрашивали. Я не вижу принципиальной разницы между моими песнями времён КиШа и моими работами в группе КняZz. Пишу песни я всё по той же схеме, по тому же принципу — сперва сочиняю музыку, делаю приблизительную аранжировку, затем, перекладываем всё на инструменты, и я пишу тексты. Инструменты задействованы те же, но могу и задействовать иногда новые, например, трубы. Что касается самых КиШовских в репертуаре группы КняZz, тут далеко ходить не надо! Я регулярно выпускаю песни, начало которым было положено в эпоху КиШа. У каждой песни своё время выхода в свет, и некоторые из них ждут, когда я решу, как правильно её сделать или какой текст написать. Я думаю фанатам КиШа эта информация будет интересна, что из всех шести альбомов группы КняZz можно надёргать песен КиШовского времени аж на целый альбом. Сидеть и ждать, Ангел и демон, Человек-загадка, Колдун-кабан, Конь Морглена, Кукловод, Шоу фриков, Работяга, Предвестник — это всё было начато в конце девяностых. В начале двухтысячных: Банник, Призраки Там-тама, Клоун, Мистер Шок, Пассажир, Волчица.

Все эти песни пропитаны духом того времени, хоть и у большинства из них современные тексты. Так что, старое и новое неразрывно связано между собой.

Роккульт: Выступление с Сашей Горшенёвой несомненно запомнилось фанатам группы Король и Шут. Планируете повторить такой опыт?

А.К.: Разумеется. Если у Саши будет желание снова выйти на сцену с тем же номером, или она захочет выучить другую песню, я однозначно посодействую этому.

Роккульт: Как так вышло, что бас-гитарист и архивариус Александр Балунов имеет на своем счету уже две успешные книги, а сказочник Князь — пока ни одной?

А.К.: Это вопрос времени. В данный момент мы составляем договор о выходе моей первой книги стихов. Презентация скорее всего будет этой осенью. Сперва я готовил к выходу полное собрание сочинений, включая неизданные тексты и рассказы разных времён, но вдруг загорелся идеей предложить своему поклоннику отсканированные оригиналы всех ранних моих черновиков, чтобы народ мог попасть внутрь написания текстов группы Король и Шут и взглянуть на них глазами автора, что называется «из-под пера». Эту идею мне подсказала книга Курта Кобейна, приобретённая нами в Сиэтле. Я понял, что никакие печатные тексты и рядом не встанут с оригинальными бумагомараниями Курта. А мне сам Бог велел сделать то же самое, поскольку я так ответственно всегда относился к рукописям, что не просто сохранил всё до наших дней, а ещё и оформлял свои тетрадки со стихами, словно это готовая книга, делал иллюстрации к каждому периоду своего творчества. Ждите первую книгу от меня уже очень скоро. Я планирую радовать фанов книгами каждый год, ибо и собрание сочинений не за горами и рассказов наберется на книгу, а еще я приступил к серии книг с иллюстрациями на все песни КиШа и КняZz. Сейчас рисую первые три альбома Камнем по голове, Будь как дома, путник! и Акустический. Жаль, что в те времена я не делал такого количества иллюстраций, как сейчас. Ну, придётся навёрстывать.

Роккульт: Недавно группа Пикник написала квест по мотивам своих песен с соответствующим оформлением. А вы не хотите подобным или иным образом воплотить в реальность свои истории?

А.К.: Пока не думал об этом и даже не знаю, что это такое. Но если узнаю и сочту это приемлемым для себя, то сделаю. Мне нравится расширять мир своих сказок и визуализировать его.

Роккульт: Ни для кого не секрет, что вы не в восторге от Мэрилина Мэнсона. Ваше отношение к нему как к профессионалу с годами никак не меняется?

А.К.: Да никто не знает, как я к нему отношусь! То, что мы с Горшком в своё время по нему проезжались, так это как обычно было построено на панковских настроениях и максимализме. Поначалу мне казалось, что его рок несёт в себе нечто иное и это иное не в моей органике. Но сейчас я абсолютно спокойно отношусь к его самореализации.

Роккульт: Ходят небезосновательные слухи о том, что вы и Александр Балунов планируете записать новую совместную работу. А как вам «Песни о любви и дружбе»? Вы услышали в этой пластинке что-то неожиданное, какую-то тему, которую хочется развить в вашем новом альбоме? Или же все оказалось вполне предсказуемо и логично?

А.К.: У нас возникла такая идея, поскольку Балу прикалывают некоторые мои старые шуточные песни, а я в свою очередь всегда хотел ими приколоть наших фанов, но как-то на базе группы КняZz всё это бы смотрелось не логично и сильно выпадало бы из творческой концепции. А с Балу милое дело провернуть такую работу. Сейчас мы в стадии подборки материала.

Я разумеется уважаю тот факт, что Балу начал работать сольно, поскольку это ужасно интересное занятие, и если есть мелодии и умеешь писать под них тексты, то чего стесняться — обогащай фонотеку фанов.

Роккульт: Поклонники, внимательно следящие за вашим творческим развитием, наверняка встречали нападки на «сказочность» ваших песен. В ход пускаются сравнения и с Misfits, и с King Diamond, и еще черт знает с кем. Мы этих нападок ни в коем случае не разделяем, но все же поинтересуемся — какая из них запомнилась вам больше всего своей нелепостью?

А.К.: Ну, я вам так скажу: ни с одной, ни с другой группой моё творчество не созвучно. Для того, чтобы понять это, достаточно перевести их тексты на русский и прочитать. Ни одна зарубежная группа никогда не сможет быть похожа на мой стиль написания текстов хотя бы потому, что русский язык уникален. В музыке мы всегда учились у зарубежных групп, но по текстам — извините, это отнюдь не так. Тут мои вдохновители это Пушкин, Гоголь, Крылов, Булгаков, Стругацкие. Как видите — сплошные поэты и писатели. А из зарубежных — Лавкрафт, Рей Бредбери, Дюма, Жюль Верн, Конан Дойл. Американской хоррор и триллер имеет колоссальное отличие от европейских и славянских языческих народных сказок. Я, конечно, не могу оспаривать тот факт, что иногда пишу что-то под влиянием американского кино, но я своё творчество широко позиционирую и могу браться за любую идею, которая приходит в голову.

Роккульт: Есть мнение, что ваши песни — не просто хоррор или фэнтези, но басни. Если бы вы встретили формулировку «поучительный панк» в самом начале вашего творческого пути, она бы вас скорее привлекла или оттолкнула?

А.К.: Поучительный панк — это абсолютнейший абсурд. Относительно басен — ещё в своё время Горшок неоднократно об этом говорил. А вот ярлык хоррора нам прикрепили гораздо позднее. Ни один критик, ни один прошаренный в музыке человек и ни один прожжённый панк не могли называть КиШ конкретно панк-группой. Слишком специфическая начинка у этого творчества, другие панки поют совершенно о другом. Те парни, которые играют чистый панк, никогда не вылезают из клубов. Не становятся известными и популярными на всю страну. Мы работали над драматургией и формировали большой сказочный, фэнтезийный мир, с которым могли сочетаться также любые направления субкультуры.

Роккульт: Вы коллекционируете винил? Как вообще сегодня Князь слушает музыку — альбомами, плейлистами, на радио?

А.К.: Я подписан в айтюнсе и там слушаю музыку, любимое и новое закидывая в плейер. Любимые группы качаю дискографиями. Винил я не коллекционирую, но он начал коллекционироваться на моих полках сам, поскольку в наше время он снова становится востребован среди меломанов, и мне прилетают пластинки, как подарочные, так и те, которые издаём мы. Я рад, что это так происходит, поскольку доминация цифры сильно мешает контакту между автором и слушателем. Объясню почему: когда связью между автором и фаном были физические носители, то фан старался, слушая альбомы, открывать в них что-то для себя и вдумываться, стараясь понять концепцию автора. Пластинки, диски, кассеты были проводниками в музыкальные миры. Цифра вносит некий сумбур, и люди перестают слушать альбомами. Я например, тщательно продумываю, какая песня за какой следует на альбоме. Альтернативным рок-радиостанциям сложно прокормить себя, и они быстро уходят в небытие, а топовые радиостанции утратили вкус и чуйку на то, в каком русле движется нынешняя музыка и формируют у слушателя неправильный вкус. Впрочем, критиковать нынешнюю ситуацию можно до бесконечности, но как говорил БГ — «Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет». Эта фраза стала пророческой, и её может сказать лишь тот рокер, который продолжает быть верен себе и своему стилю.

Роккульт: Каких современных (и не очень) исполнителей вы можете выделить и посоветовать?

А.К.: По существу вопроса скажу, что я не очень люблю советовать музыку. Мне больше нравится, когда мне что-то советуют из новенького. Я могу советовать лишь в индивидуальном порядке, зная человека. Вот, например, свою супругу я подсадил на The Cure лишь тогда, когда понял, что она обожает Агату Кристи. Она должна была знать, кто вдохновлял этих парней. А вот например Stray Cats ей советовать не стану, ибо они для неё слишком весёлые и лёгкие. А вот весёлых, но не лёгких Die Toten Hosen благодаря ей в моей жизни стало многовато. Чтобы предложить музыку, надо изучить вкус человека и не навязывать то, что может быть не своевременно. Но скажу, что любой музыкант обязан быть меломаном.

Роккульт: Как вам кажется, кумирам лучше оставаться кумирами, или нужно приложить максимум усилий и все-таки повстречать хотя бы одного из них лично?

А.К.: А как же заповедь — не сотвори себе кумира? Я скажу вам так, что у меня есть реально любимые коллективы и исполнители, но никто не является моим кумиром. Это не мешает мне кайфовать от их музыки. Я понимаю фанов, иногда хочется донести любимому артисту, что я большой поклонник его творчества и отслушал кучу его песен, и они мне поменяли жизнь. Мне тоже хочется признаться в этом многим зарубежным рок-идолам. Вот например, я очень люблю Пола МакКартни, поскольку Битлы формировали мой музыкальный вкус в далёком детстве. Я бы с радостью пожал ему руку, и, возможно, мне бы было этого достаточно. Возможно и нет. Но навязывать себя я бы не стал, хотя бы потому, что знаю, как это выглядит в глазах артиста. Но я понимаю, что мы вызываем в людях эмоции, поэтому иногда поклонники либо теряются в присутствии нас, либо набрасываются и их не оторвать. Особенно после концерта. Это наша работа — расширять пространство и формировать у людей музыкальные вкусы. Хорошие люди за это благодарны и хотят это сказать лично. И нас это стимулирует к дальнейшему творчеству. Мы всегда говорим, что любим критику, ибо она помогает исправлять ошибки, но адекватная критика в нашей жизни обычно на вес золота. Иногда слушатель такое лепит, что хоть стой, хоть падай. Но это неизбежный момент, ибо не все наделены красноречием и не все понимают, что музыка — это не товар, а частичка души автора.

Роккульт: В книге Бесконечная история вы рассказываете, что не разделили идею театральной постановки на основе «чужой истории» и во многом поэтому отказались от участия в мюзикле Todd. Невольно вспоминается успешный пример адаптированной вами же истории об Энди Кауфмане на альбоме Театр демона. Это исключение, подтверждающее правило, или большинство «чужих историй» просто не удовлетворяют вашим требованиям как композитора и исполнителя?

А.К.: Всё предельно просто! Я всегда жил в своём вакууме и, если бы сам не писал песен, то и на сцене бы меня не было. Если бы проект ТОДД сопровождался лишь нашей музыкальной поддержкой и был бы разовым, я бы вероятнее всего поддержал Горшка, но туда надо было уходить с головой и посвящать этому два года усердной работы. Если бы Горшок ставил мюзикл про Энди Кауфмана, я бы также отказался, поскольку ни для того придумал всех своих персонажей, чтобы потом погружаться в образ кем-то придуманный и неоднократно используемый.

Роккульт: Как вы в целом относитесь к зонг-опере? Вы видели постановку? По вашему мнению, воплощение идеи удалось?

А.К.: Это мемориал памяти Михаила, и это святое. Это работа последних лет его жизни. Теперь любое мнение уже не важно.

Роккульт: В продолжение темы чужих историй. Как большие любители фэнтези и просто качественного контента, не можем не спросить вас об Игре Престолов. Завораживает, правда?

А.К.: Как автор, я оцениваю те вещи, на которые многие не обращают внимание. Разумеется, само произведение и его экранизация — это современный шедевр. Сейчас я с большим удовольствием пересматриваю сериал.