История создания

Путь к появлению Dehumanizer нужно начинать с января 1991 года. Именно тогда было объявлено, что на смену Тони Мартину придёт хорошо знакомый фанатам Ронни Джеймс Дио. Это решение было навязано, прежде всего, лейблом Warner Brothers и должно было, по мнению его руководителей, принести больший доход, нежели сотрудничество группы с Мартином, при всех его талантах. Надо сказать, что уволенный вокалист не растерялся и тут же приступил к записи сольника, в то время как в группе произошли новые изменения.

Ударника Кози Пауэлла сменил Винни Эпписи, с которым был записан альбом Mob Rules. Причин тому было несколько. Во-первых, Кози умудрился получить тяжёлую травму: во время конной прогулки его лошадь умерла от сердечного приступа и при падении придавила седока, сильно его покалечив. Кроме того, Кози, расстроенный своим увольнением, рассказал в интервью о неких «грязных махинациях», с помощью которых Тони Айомми набрал новый состав группы. По слухам, на увольнение Пауэлла повлияла позиция Ронни Дио, который не ладил с ударником ещё в Rainbow и теперь отказывался с ним работать. Впрочем, и сам Кози далеко не ангел. «Кози вёл себя слишком тщеславно, ещё один эгоист в группе. Вроде он тратил слишком много денег, жил в Америке, в то время как музыканты хотели работать в Англии, ну и прочее», — рассказывал сменивший его Эпписи.

Итак, окончательный состав выглядел следующим образом: Ронни Джеймс Дио – вокал, Тони Айомми – гитара, Гизер Батлер – бас, Винни Эпписи – ударные и никогда не появляющийся на сцене Джефф Николс – клавишные.

Black Sabbath образца 1992 года
sabbath 1992

Работа постепенно закипела. «Потратив первые полгода на попытки сочинить что-то разумное, мы уже стали подумывать, что ничего не выйдет, — говорил Батлер, — пока к нам не вернулся Винни. Всё так и шло, а потом мы засели за сочинение материала всерьёз: играли по 8 часов в день. Тогда-то всё по-настоящему и закрутилось. Первые полгода мы потратили впустую, просто пытаясь понять, кто о чём думает, и не желая друг с другом спорить… Зато мы усвоили вот что: если слишком много внимания уделять отшлифовке материала, потеряется дух группы. Ко всему прочему, мы не рассчитывали на радиоротацию, так что нам не нужно было ничего менять в угоду коммерции».

По словам Гизера, в плане музыки группа хотела вернуться к оригинальному звучанию. В каком-то смысле это действительно получилось: жёсткие металлические стандарты сочетаются на пластинке с вязкими и тягучими риффами, которые тянутся ещё из раннего творчества Sabbath. Но в целом, по понятным причинам, саунд всё-таки ближе к тому, что мы слышали на Mob Rules, только тяжелее и злее, бескомпромисснее. Тексты, как уже говорилось, были посвящены проблемам сегодняшнего дня, так как Дио не хотел петь про подземелья, драконов и прочую муть (увлечение «индустриальными» сюжетами найдёт отражение и на его сольных пластинках Strange Highways и Angry Machines), а Батлер, который также отвечал за лирику, был с ним в этом полностью согласен.

После появления альбома на прилавках внимание зрителей привлекла обложка, в которой, как и в песнях, ужастики сочетались с современными реалиями. На переднем плане Смерть в образе киборга (или киборг в образе Смерти) метает молнии в свою жертву, а на заднем плане на алтаре возвышается компьютер. Всё действие происходит под сводами какого-то готического храма. Напомню, что в начале 90-х на пороге грядущей компьютеризации земного шара ей было посвящено немало фантастических произведений, страшилок и антиутопий (вспомним хотя бы всесильную сеть «Скайнет» из фильмов про Терминатора). Так что Black Sabbath очень удачно влились в струю.

И музыкальный материал не подвёл.

Уже стартовый трек задаёт настроение всей пластинки. Computer God начинается с каких-то индустриально-урбанистических шумов, напоминающих стук молотков. Шумы сменяются тяжеловесным ритмом ударных. Собственно, вся песня получилась резкой, рваной, тяжёлой… И даже короткий оркестровый фрагмент, записанный клавишником Джеффом Николсом, похоже, нужен лишь для того, чтобы на контрасте усилить следующий за ним куплет, переходящий в скоростной и самый тяжёлый во всей песне отрывок.

Следующая песня поведает нам о загробном мире. Да как поведает! After All, этот великолепный дум-металлический боевик, по эмоциональному напряжению превосходит все прочие треки с альбома. Крайне рекомендую слушать его ночью в темноте. Не пожалеете. А вот вышедший отдельным синглом хит TV Crimes получился совсем другим: быстрым и агрессивным, стоящим куда ближе к знаменитой Neon Nights, нежели к дум-металлическим влияниям. В нём группа обрушивается с критикой на так называемых телепроповедников – новомодное веяние в евангелических учениях. Впрочем, кто помнит передачу «Слово пастыря», тот поймёт, что и нам была не чужда сия бесовщина.

Letters from Earth некоторые называют проходной вещью, однако мне эта композиция весьма по душе. Медленный и тяжёлый боевик – как раз то, что ассоциируется с музыкой Black Sabbath. А вот среднетемповая Master of Insanity не зацепила (хотя вкусы у всех разные, кому-то она, наоборот, приглянётся), более того, есть подозрения, что Батлер позаимствовал основной рифф из песни коллектива Rainbow – Lady of the Lake.

Энергичная Time Machine снова повышает градус происходящего. Эта песня даже попала в известный фильм «Мир Уэйна», для которого была записана несколько изменённая версия. Sins of the Father – ещё один «проходняк», а вот Too Late и Buried Alive нагнетают мрак не хуже, чем хиты из первой половины альбома. Как ни странно, втиснувшийся между ними и довольно банальный по смыслу боевик I не портит общей картины.

Несмотря на то, что альбом так и не пробился на вершины чартов (в Великобритании он стал 28-м, а в американском Billboard 200 – 44-м), и критикам, и фанатам было понятно, что материал получился очень и очень незаурядный. К сожалению, достойного продолжения история с возвращением Дио в Black Sabbath так и не получила. Дело было в следующем. Всем известный Оззи Осборн после выхода сверхуспешного альбома No More Tears надумал завершить карьеру. Прощальным выступлением «великого и ужасного» должен был стать грандиозный концерт в калифорнийском городе Коста-Меса в ноябре 1992 года. Закрывать концерт должен был классический состав Black Sabbath – Оззи, Тони, Гизер и Билл Уорд. А перед этим Black Sabbath должны были отыграть сет текущим составом, с Дио и Эпписи. Узнав об этом, Ронни Дио категорически отказался выступать «на разогреве» у Оззи и ушёл из группы, хлопнув дверью. На оставшихся концертах в том турне его подменял земляк «саббатов» Роб Хэлфорд. Вскоре после концерта в Коста-Меса группу покинул и Винни Эпписи. Будущее Black Sabbath снова стало неопределённым.