Ранние годы

Джеймс Юр появился на свет 10 октября 1953 года в шотландском городке Камбусленг, в семье представителей рабочего класса. В течение первых 10 лет жизни Джеймса семья жила скромно и в тесноте, по сути, в трущобах на окраине Глазго. В маленькой квартирке ютились сам Джеймс, его родители, брат и сестра.

Отец Джеймса получал всего 6 фунтов в неделю, покупка первой гитары для сына обошлась ему в половину недельного дохода. Инструмент был старым и потрёпанным, ранее принадлежал танцевальной группе, но музыкант хранит его и по сей день. Своей карьерой Джеймс доказал, что та разорительная для семейного бюджета покупка была вызвана чем-то большим, нежели подростковое «я хочу, я хочу, я хочу».

Slik

Имя Миджа Юра тесно связано с эпохой 1980-х годов, но его творческая активность била ключом уже в 1970-е. Отсчёт настоящей, серьёзной музыкальной деятельности Юра начинается в 1972 году, когда он в качестве гитариста входит в состав группы Salvation. Основу группы составляли братья МакГинлэй — Кевин и Джим (вокалист и басист, соответственно). Чтобы избежать путаницы с последним, Юру было предложено придумать себе другое уменьшительное имя. Недолго думая, гитарист перевернул «обыкновенное» уменьшительное задом наперёд, был Джим (Jim), а стал Мидж (Mij, или Midge).

Сам коллектив представлял собой, по сути, бойз-бэнд, и был ориентирован на подростковую аудиторию. В 1974 году Кевин МакГинлэй ушёл в сольное плавание, и на вокальную вахту заступил Мидж, а Salvation переменили название на Slik. Под этим «именем» группа добилась наибольших успехов, сингл Forever and Ever в феврале 1976 года взлетел на 1 место британских чартов.

Однако, наступало время панка. «Мальчиковые группы» наподобие Slik подвергались остракизму как со стороны критиков, так и публики. В результате, популярность Slik испарилась так же быстро, как появилась. Одноимённый альбом коллектива занял лишь 58 позицию в чартах, в 1977 году из группы ушёл Джим МакГинлэй, после чего последовала новая смена названия — теперь коллектив именовался PVC2. Мидж Юр, ощущая всю бесперспективность группы и недовольный сменой музыкального направления (PVC2 пытались играть хулиганский панк-рок), покинул команду после выпуска сингла Put You In The Picture.

Интересно заметить, что во время пребывания в Slik Мидж Юр числился в претендентах на место вокалиста Sex Pistols, но был забракован Малкольмом Маклареном. Что ж, получилось, пожалуй, к лучшему и для Миджа, и для Sex Pistols, и для музыки вообще.

Rich Kids

После ухода из PVC2 в октябре 1977 года несостоявшийся вокалист Sex Pistols объединил усилия с изгнанным к тому временииз тех же Pistols бас-гитаристом Гленом Мэтлоком. Парни организовали коллектив под названием Rich Kids. К слову, лид-гитаристом в нём стал ещё один человек, связанный с самой известной панк-группой. Стив Нью некоторое время являлся пятым участником Pistols, пока Стив Джонс недостаточно хорошо владел инструментом. Когда Джонс поднаторел в игре на гитаре, Нью покинул группу и позже вошёл в состав Rich Kids.

Новая группа Миджа Юра получила известность с выходом первого сингла, но затем её дела пошли по наклонной. Вновь Мидж, как и в случае со Slik, столкнулся с неприятием и непониманием публикой и прессой. Панк-аудитория считала Rich Kids слишком попсовыми, журналисты только посмеивались над ними. В довершение всех бед, в группе назрел раскол. Первая половина Rich Kids в лице Юра и барабанщика Расти Игана ратовала за более активное использование в музыке новых технологий, в частности синтезатора. Другая половина, которую являли собой Мэтлок и Нью, выступала за использование традиционных инструментов и усиление панк-курса. Ситуация накалилась, когда Иган и Юр на общие деньги группы приобрели-таки синтезатор, не испросив на то дозволение у коллег. Долго так продолжаться не могло, и Rich Kids прекратили своё существование уже в декабре 1978 года (официально объявив об этом только в середине 1979 года).

Thin Lizzy

Уже знакомый к 1979 году с Филом Лайноттом, Юр согласился помочь его группе. Мидж выступил соавтором композиции Get Out of Here, вошедшей в альбом Black Rose, а также записал гитарные партии для песен Things Ain’t Working Out и Dublin, попавших на сборник The Continuing Saga of the Ageing Orphans. Более того, Мидж отправился с Thin Lizzy в тур по Америке и Японии, подменяя неожиданно покинувшего группу гитариста Гэри Мура. В 1980 году, во время второй части тура, Мидж переместился за клавишные. По окончании гастролей он покинул Thin Lizzy, поскольку к тому времени уже стал участником Ultravox, но с Филом Лайноттом дружбу и сотрудничество не прервал, став в итоге соавтором самого крупного сольного хита Фила — песни Yellow Pearl.

Visage

Вскоре после распада Rich Kids Мидж и Расти оказались в эпицентре нарождающегося движения Новых романтиков. Помимо экспериментов с имиджем и внешним видом, Новые романтики являлись футуристами в музыкальном плане, символом движения была синтетическая музыка.

Расти Иган был диджеем в клубах Billy’s и Blitz, ключевых для Новых романтиков, а модник и промоутер Стивен Харрингтон, он же Стив Стрейндж, выполнял функции вышибалы. В какой-то момент им стало ясно, что существующего репертуара электронной музыки недостаточно для проведения вечеринок. Решено было организовать собственный проект, чисто студийный, ориентированный на сочинение и запись музыки для Новых романтиков. Ядром группы стали Стрейндж, Иган и Мидж Юр. Причём Миджа можно было назвать музыкальной душой проекта.

Во-первых, именно Мидж выполнял большую часть студийной работы. Позже, когда состав коллектива пополнили участники группы Magazine (гитарист Джон МакГиох, басист Барри Адамсон и клавишник Дэйв Формула) и Ultravox (клавишник/скрипач Билли Карри), главным образом, Миджу приходилось сводить их творческие усилия к общему знаменателю. Любопытно заметить, что Юр отказался от гонораров за продюсирование только ради того, чтобы на обложках особо указывалось «спродюсировано Миджем Юром и Visage».

Кроме того, Стив Стрейндж, взявший на себя роль фронтмена и вокалиста, конечно, замечательных организатор и видный законодатель мод, но певец, скажем прямо, слабоватый. Поэтому песни Visage изначально пропевал Мидж, а уже потом Стив надевал наушники и пытался всё воспроизвести.

Мидж Юр играл главную роль в работе над первыми двумя альбомами Visage, ставших краеугольными записями движения Новых романтиков и всей новой волны в целом. И в наши времена эти альбомы служат источником вдохновения для многих молодых музыкантов.

Ultravox

Как мы уже отметили, одним из участников Visage стал Билли Карри из группы Ultravox. Билли тогда переживал тяжёлые времена. Его родная группа лишилась вокалиста и гитариста. Остальные трое участников (помимо Билли, бас-гитарист Крис Кросс и ударник Уоррен Канн) пусть и сохранили за собой с разрешения ушедшего фронтмена, Джона Фокса, права на название группы, решительно не представляли, что же делать дальше. В конце концов, было принято решение — разойтись на какое-то время в разные стороны, заниматься своими проектами. Если кто-то из троих найдёт подходящего кандидата на роль фронтмена, то оповестит остальных. Если никто никого не найдёт, группа так и умрёт.

Оказавшись в составе Visage, Билли стал присматриваться к Миджу. Чем не вариант? Поёт, да ещё и играет на клавишных и гитаре. Имеет музыкальный опыт, способен быть лидером группы. Явно страдает от неустроенности карьеры. Ясно ведь, что Thin Lizzy, это временно, да и там уже есть лидер, Фил Лайнотт. Visage — проект чисто студийный, да и львиную долю славы забирает себе Стив Стрейндж. В общем, Билли предложил Миджу возглавить Ultravox и повести коллектив к новым вершинам. Мидж долго не раздумывал и согласился.

Творчество Ultravox в первой половине 1980-х гг. — это чистый восторг. Альбомы и синглы, по праву вошедшие в золотой фонд новой волны и всего британского рока. На песни Ultravox этого периода с тех пор делали каверы представители самых разных музыкальных жанров и направлений. В творчестве группы трудно что-либо выделять, надо только слушать и наслаждаться.

Band Aid

В 1984 году Юр и Боб Гелдоф (известный в качестве исполнителя роли Пинка в экранизации The Wall) организовали проект Band Aid с целью помощи голодающим в Эфиопии. Мидж и Боб написали композицию Do They Know It’s Christmas? (Мидж также выступил продюсером), в записи которой приняли участие британские поп- и рок-звёзды той поры. Успех сингласподвиг Гелдофа и Юра на проведение в 1985 году Live Aid — самого масштабного музыкального фестиваля десятилетия.

Сольная карьера

В том же 1985 году Мидж Юр выпустил свой первый сольный альбом The Gift, достигший второго места в чартах Великобритании, а сингл If I Was с него — так и вовсе первого. Как это часто случается, успех, достигнутый вне группы, породил в голове музыканта мысли о том, что группа ему уже не особенно и нужна. И Мидж приступил к работе над новым студийником Ultravox с большой неохотой, желая поскорее отделаться от этой повинности.

Впрочем, энтузиазма тогда не испытывали и его коллеги. Можно их понять — ведь они провели вместе, непрерывно записываясь и гастролируя, 5 лет. А музыканты уже не юны, им всем было за 30 к тому моменту. Склоки и недопонимания в итоге вылились в увольнение барабанщика Уоррена Канна, с негодованием встреченное фанатами. Сам альбом, получивший название U-Vox, был закончен, но оказался трагически недооценён публикой и критиками и, по сравнению с предыдущими релизами коллектива, провалился в коммерческом плане. Группа провела турне в его поддержку, завершившееся в 1987 году, после чего музыканты разошлись.

Мидж устремился продолжать сольную карьеру, но удача стала изменять ему. Успех дебютного альбома так и остался наивысшей точкой, после которой следовало движение вниз. Второй альбом Миджа Answers to Nothing (1988) был тепло принят в США, что компенсировало неудачу в Англии. Третий диск, Pure (1991), особого успеха не достиг уже нигде, положение спас сингл Cold, Cold Heart. Четвёртый альбом, Breathe (1996), уже не имел даже заметных синглов.

Почему так получилось? Казалось, что все задатки для сольной карьеры у Миджа есть, а результат совершенно несравним с результатом, скажем, Стинга, с которым Миджа часто сравнивали.

Думается, ответ на этот вопрос заключается в следующем. Есть музыканты, которых отличает самодостаточность. Они способны самостоятельно сочинять сильную музыку и развивать свою карьеру. Вот упомянутый Стинг, пожалуй, из этой породы. А есть исполнители типа Миджа, которым, при всех их талантах, необходим сильный творческий партнёр для наиболее полного раскрытия своих способностей. Например, один человек генерирует идеи, а второй облекает их в изящную форму.

Мидж Юр, пожалуй, именно из таких. Он прекрасный доводчик до ума, аранжировщик, продюсер и так далее. Когда рядом есть незаурядный человек, будь то амбициозный Глен Мэтлок, гениальный клавишник-скрипач Билли Карри (хотя и Крис Кросс с Уорреном Канном тоже не лыком шиты) или целая сборная талантов под названием Visage, то Мидж может натворить великих дел. Но свободный полёт для него оказался слишком серьёзным испытанием. Несмотря на несколько успешных песен и непременный крепкий и профессиональный характер сольных работ Миджа, они не представляют из себя ничего из ряда вон выходящего.

Всё сказанное отнюдь не умаляет заслуг замечательного музыканта. Плодов его работы в 1970-80 гг. хватило бы на десяток музыкальных карьер, а трудоголик Юр всё это сделал сам. Титул «Главного Нового романтика» он может носить по праву (главного в музыкальном плане, дабы не обижался Стив Стрейндж).

Личная жизнь

— Мидж был женат дважды. От первого брака у него одна дочь, от второго — три.
— Помимо музыки, серьёзно увлекается кулинарией.
— В автобиографии If I Was честно признался, что испытывал проблемы с алкоголем в трудные моменты карьеры, но семья и дети помогли их преодолеть.