Предыстория

В начале 1980-х годов бывший фронтмен Pink Floyd прекратил всякую деятельность, связанную с музыкой, и покинул музыкальную индустрию. Остались в прошлом попытки сочинить новый материал и приглашения других музыкантов (Sex Pistols и The Damned) продюсировать их записи, визиты в студию, где готовили свои шедевры его бывшие коллеги по группе, и публичные выступления. Сид переехал жить в Кембридж.

В то время неуклонно ухудшалось как физическое, так и моральное состояние Барретта. Страдавший от язвы желудка и диабета экс-музыкант желал уединения, пытался вести затворнический образ жизни, но то и дело становился объектом охоты папарацци, что его нервировало. Отдушину Сид находил в садоводстве и втором главном увлечении своей молодости — живописи.

Вместе с тем, в 1980-е уже вполне оформилась легенда о Безумном Бриллианте, Сид Барретт уже считался одной из самых таинственных и чарующих личностей в истории рок-музыки. Сложилась фанатская база артиста, представители которой бомбардировали лейблы письмами с просьбами выпустить хоть что-нибудь доселе неизведанное за авторством кумира. В 1988 году прошения, наконец, были удовлетворены (с согласия самого Сида).

Выход Opel

Подарок, подготовленный издателями, являлял собой альбом-компиляцию и состоял из записей, сделанных Сидом Барреттом в 1968-70 гг. Восемь композиций прежде не выпускались вообще, а ещё шесть оказались альтернативными версиями вещей, попавших на первые два сольника Сида, The Madcap Laughts и Barrett. Первоначально в трек-лист Opel также планировалось включить Scream Thy Last Scream и Vegetable Man — песни, сочинённые Барретом ещё в бытность участником Pink Floyd. Однако представители группы наложили вето на их релиз. Обе композиции до сих пор официально не изданы.

17 октября 1988 года Opel появился на прилавках. Он не засветился в чартах и в коммерческом плане оказался неудачным. Но, положа руку на сердце, ожидать чего-то иного было трудно. Целевой аудиторией Opel являлись как раз те самые верные фэны Сида. Вот они-то могли быть вполне довольны данным «приветом из прошлого».

Несмотря на изначально компилятивный характер, Opel вышел достойным и целостным произведением. В плане звучания он заметно более минималистичен и хрупок по сравнению с номерными студийниками Сида. Это, пожалуй наиболее лиричный и интимный диск Барретта, словно детская непосредственность артиста бесподобна.

Стоит заметить, что заглавный трек альбома, длительность которого перебирается за 6-минутную отметку, в своё время был по неизвестным причинам забракован Дэвидом Гилмором при подготовке дебютного сольника Сида. Ну что ж, зато спустя 18 лет он стал жемчужиной альбома-компиляции, названной в свою честь. Другими наиболее удачными вещами на Opel стали Milky Way, Swan Lee (Silas Lang) и Wouldn’t You Miss Me (Dark Globe).

Ретроспектива

Спустя много лет после выхода Opel мы знаем, что этот компилятивный альбом (возможно, лучший в дискографии Барретта) оказался последним релизом, на котором в досточной степени представлен оригинальный материал, записанный Сидом. Далее пойдут сборник радио-выступлений музыканта, издания типа «The Best of», бокс-сеты, первый из которых выйдет меньше чем через 5 лет, в апреле 1993 года. Какие-либо неиздававшиеся прежде композиции будут появляться изредка и небольшими, строго дозированными порциями. Да и цель их появления понятна — помочь задвинуть покупателям очередное издание творческого наследия Сида и выбить из них лишнюю копеечку с помощью «неожиданно обнаруженного и/или чудом сохранившегося раритета». Фактически же Opel оказался милым и очаровательным венцом дискографии Барретта.