Когда ветер подул?
Ветер подул ещё в 1983 году, когда Tears For Fears сочинили песню Mothers Talk, которую даже успели представить публике на последних концертах в поддержку своего дебютного альбома The Hurting. Записать её, правда, удалось группе только со второй попытки, а именно под руководством Криса Хьюса (Chris Hughes) — первая же с Джереми Грином (Jeremy Green) по каким-то причинам не удалась. Забавно, что подобная ситуация получилась и с видеоклипами на Mothers Talk, которых сняли целых три: первый группа быстро забраковала, несмотря на то что его несколько раз показали на британском телевидении, второй получил наибольшую известность, а третий сняли на US Remix для американской аудитории. Кстати, эта история из видеографии Tears For Fears ничего вам не напоминает, если выкинуть из неё третий клип? Правильно — подобное было и с синглом A-ha Take On Me примерно в то же время (кому интересно, тот может посмотреть здесь первый вариант, а здесь — второй).
Почувствовали разницу? Не знаю, как вы, а я считаю, что первое видео и по духу к песне Mothers Talk не подходит, и не раскрывает её суть. Кстати, вот что говорил лидер Tears For Fears Роланд Орзабал о ней: «Песня базируется на двух идеях. Первая — то, что матери говорят своим детям о гримасах. Они говорят, что у детей они останутся, если ветер изменит направление. Другая идея возникла из комикса Рэймонда Бриггса When The Wind Blows, агитирующего против использования атомного оружия».
Во втором и третьем видео как раз есть ссылки на происхождение Mothers Talk. В британском варианте используется больше первая идея посредством вставок из новостных передач, а в американском — вторая, причём за счёт стилистики популярных в США в 50-е годы сериалов об угрозе ядерной войны.
Шире круг!
Песня Mothers Talk резко отличалась от композиций, вошедших в альбом The Hurting, но большого успеха она не получила. Песне Shout, которая стала вторым синглом с грядущего Songs from the Big Chair, не просто повезло в большей степени — она стала визитной карточкой Tears For Fears и вообще одной из самых узнаваемых песен из 80-х годов. Не последнюю роль сыграло то, что клип на Shout очень часто крутили на MTV, что помогло группе получить большую популярность в США, так что даже не пришлось снимать вторую версию видео отдельно для этой страны.
Для раскрутки на американском музыкальном рынке, однако, сделали ставку на другую песню — Everybody Wants to Rule the World. И не прогадали: данный сингл считается самым успешным в истории Tears For Fears, а клип на него также получил большую поддержку на MTV.
Интересно, что обе песни имеют, если верить участникам Tears For Fears, социально-политический подтекст. Так, вот что говорит Роланд Орзабал о Shout: «Многие думают, что Shout — ещё одна песня о теории первичного крика, продолжающая темы первого альбома. На самом деле она больше касается политического протеста. Она появилась в 1984 году, когда многие люди всё ещё беспокоились о последствиях Холодной войны и это в принципе побуждало к протесту».
Второй участник Tears For Fears Курт Смит раскрывает эту тему шире: «Она касается протеста, поскольку она побуждает людей не делать чего-либо практически беспрекословно. Люди действуют не думая, потому что так принято в обществе. Так что это песня о том, как народ реагирует на любое несчастье, которое ему достаётся».
Он же об Everybody Wants to Rule the World: «Общая концепция довольно серьёзная — она о том, как все хотят власти, о войне и страданиях, которые она приносит».
Таким образом, рецепт успеха Tears For Fears предложили следующий: сочинить песню с социально-политическим (но не агрессивным!) подтекстом, сделать к ней модную аранжировку, снять на неё незатейливый видеоклип — и все чарты ваши!
Вверх тормашками
Альбом Songs from the Big Chair достоин внимания, конечно, не только благодаря присутствию на нём хитов Shout и Everybody Wants to Rule the World. Взять хотя бы те песни, которые выходили синглами, но не так хорошо известны широкой публике: помимо Mothers Talk, это Head Over Heels и I Believe. Первая — пожалуй, единственная на альбоме, в которой нет ни малейшего намёка на социально-политические проблемы. Роланд Орзабал её охарактеризовал так: «Это, по существу, романтическая песня и один из самых простых треков, которые Tears For Fears когда-либо записывали. Это романтичная песня, которая под конец немного отклоняется от своего направления».
История Head Over Heels, однако, весьма запутанная: родилась она за два года до выхода Songs from the Big Chair как песня, которая плавно перетекает в Broken, изначально бывшую би-сайдом из периода The Hurting. Это отразилось на трек-листе Songs from the Big Chair: сначала на нём идёт песня Broken, потом за ней следует Head Over Heels, которая заканчивается отрывком из Broken. Аналогичная ситуация была и на концертах Tears For Fears.
У песни I Believe не менее интересная история. Роланд Орзабал её написал для бывшего участника группы Soft Machine Роберта Уайатта (Robert Wyatt), но в последний момент группа решила оставить её себе, а в заметках к альбому было впоследствии написано: «I Believe посвящена Роберту Уайатту (если он слышит)». Более того, специально для выхода в качестве сингла она была перезаписана и представлена как I Believe (A Soulful Re-Recording).
Слышите? Да, это они — нотки следующего альбома The Seeds of Love, который покажет Tears For Fears с новой стороны. Впрочем, Songs from the Big Chair, несмотря на кажущееся коммерческим звучание, тоже весьма богат на эксперименты в разных жанрах. Они отразились и на тех песнях, которым не посчастливилось стать синглами — The Working Hour и Listen.
Первую я так и вижу в качестве заглавной темы (или, если говорить по-английски, main theme) к какому-нибудь американскому фильму 80-х годов. Что касается второй, то Tears For Fears загадали нам довольно сложную шараду: в тексте говорится о горящей матушке России, при этом в песне поются слова на испанском языке, которые, если верить одному из сайтов поклонников группы, переводятся примерно так: «Становись взрослее, девочка, тебе не стоит об этом волноваться». Сдаётся мне, что тут никакой психоанализ, которым увлекались участники Tears For Fears, не поможет — здесь, наверное, нужна помощь историков, хотя если кто понял, что к чему в Listen, с большим удовольствием выслушаю ваше мнение в комментариях к статье.
Вне кресла психоаналитика
С названием альбома Songs from the Big Chair, к счастью или, может быть, к сожалению, ломать голову не приходится. Курт Смит объяснил его смысл довольно просто: «Название было моей идеей. Она немного извращённая, но вам придётся понять наше чувство юмора. Идея «большого кресла» появилась из прекрасного фильма Sybil о девочке с 16-ью разными личностями. Её в детстве пытала её мать, и единственным местом, где она чувствовала себя защищённой… было кресло её психоаналитика. Она чувствовала себя защищённой, была спокойна и не использовала свои разные личности как защиту. Это что-то вроде «а теперь ваша очередь» английской музыкальной прессе, которая какое-то время реально нас доставала. А теперь это мы — она не может нам досадить».
Эти слова Курт сказал в марте 1985 года, когда после выхода альбома не прошло и месяца, однако на счету группы уже был, как минимум, хит Shout… Войти в положение тех, кто так или иначе участвовал в становлении этого периода, у меня не получится, но оценить всю ситуацию со стороны я могу попробовать. Итак, сильный, не похожий на другие альбомы своего жанра Songs from the Big Chair, из которого в самое сердце среднестатистического слушателя выстреливают, как минимум, две песни, обеспечивая группе успех всемирного масштаба, — раз. Не менее запомнившиеся простенькие, но удачные видеоклипы, снятые Найджелом Диком (Nigel Dick), где вам и выступление в стиле такового от The Beatles с Hey Jude, и реклама ретро-автомобилей вкупе с природой юга Калифорнии, и трогательная история любви в библиотеке с интересным образом оформленным концом, и даже немножко того, что, так скажем, любит отдельная группа фанаток, наверное, любой группы, — два. Документальный фильм о том, как и чем жила группа во времена Songs from the Big Chair, получивший название Scenes from the Big Chair — три. А четвёртым в списке идёт такой бонус, как Super Deluxe Edition альбома с кучей CD и DVD, выпущенная в 2014 году в честь на тот момент ещё грядущего 30-летнего юбилея пластинки, — вот так вот надо альбомы записывать, чтобы даже спустя 30 лет было что вспомнить и представить публике.