В январе 2016 года писателю, драматургу, журналисту и известному «рок-дилетанту» Александру Житинскому исполнилось бы 75 лет. К этому событию приурочен выпуск книги его дочери «Песня про дерево». С 25 сентября по 8 декабря на сайте Planeta.ru продолжается народный сбор средств на издание этой книги. Нам удалось побеседовать с автором «Песни про дерево», Александрой Житинской, и узнать об этой книге поподробнее.

Rock Cult: Александра, скажите, пожалуйста, как родилась идея создания книги «Песня про дерево»?

Александра: Сначала я планировала написать просто книгу о папе, включив в неё интервью с его коллегами и друзьями. Но этого сделать не удалось, и я оставила эту идею. Затем начался еще один сложный этап моей жизни, связанный с личными переживаниями. Тогда мне помогла музыка: я стала писать каждый день небольшие музыкальные произведения с предисловиями, называя их «Моменты». Каждый день выкладывала в ЖЖ «момент дня». И теперь, спустя три года, размышления о папе, о любви и семье, о разлуке, письма, стихи и моя музыка составили книгу «Песня про дерево».

Rock Cult: Можно ли считать «Песню про дерево» автобиографическим собранием писем, стихов, прозы, посвящённых Вашему отцу, Александру Житинскому?

Александра: Нет, все-таки это книга художественная. Моей целью не было написать ни свою, ни тем более папину биографию. К тому же, книга посвящена не только отцу. Она посвящается обоим родителям, и, скорее, рассказывает через обстоятельства героини об их отношениях, которые всю жизнь хотелось исправить, примирить их. Моя книга в большей степени даже об этом. В «Песне про дерево» главная героиня пишет письма отцу, переживая вынужденное расставание с близким человеком, который пытается сохранить свою семью. В книге есть эпизоды, в которых все воспоминания реальные и многое взято из личного опыта. Но всё, что происходит с главной героиней присутствует в жизни каждого из нас, каждый рано или поздно переживает глубокие чувства потери и расставания, из которых мы ищем выход, чтобы жить дальше, и, конечно, переживаем, пишем письма…

Rock Cult: Что представляет собой книга по содержанию?

Александра: Она состоит из двух частей. В первой части идёт повествование до того времени, как героиня встречается с отцом уже после его смерти. Эта встреча вымышленная, она происходит в так называемом «седьмом измерении» (так называлась одна из книг отца). А вторая часть (уже после встречи), состоит из расставленных в правильном порядке, по моему мнению, музыкальных моментов. Это, скорее, диалоги-письма с разной структурой, как мозаика, или паззл. Например, читатель найдет в книге письмо, адресованное мною папе, а рядом будет дан ответ в виде отрывка из его прозы, который я сама выбирала. Во второй части есть музыкальные сноски, по числу моментов их 28. Сначала можно читать, а потом слушать (вся музыка выложена в сети) и думать о жизни.

Rock Cult: С чем связан выбор музыки в этих сносках?

Александра: В книгу вошли все музыкальные фрагменты, написанные на папины стихи. Они подходят туда лучше, чем что-то другое. В этом приложении есть не только песни, но и мои инструментальные вещи. К сожалению, многие композиции из «моментов» в книгу не попали, всего их было написано 75.

Rock Cult: Как Вы думаете, Александр Житинский получил признание?

Александра: В моей повести есть вставка — большой отрывок из его последнего произведения «Плывун». Оттуда взято стихотворение «Песня про дерево» и кусочек повествования о том, что неизвестный поэт, который написал эти стихи и есть папа, точнее его герой, Владимир Пирошников. Это грустный рассказ о том, что человек всю жизнь бывший поэтом как раз не получил должного признания. Папа, как писатель, конечно же, был достоин большего внимания. Но сейчас продолжается издание папиных книг, мы все этому способствуем. Вполне возможно, что когда-то недостаток признания компенсируется уже нашими стараниями, потому что его проза и стихи – как недавно сказал Дмитрий Быков, — это своего рода «кислород человечности», который нужен во все времена, и которым только и можно отдышаться.

Rock Cult: Читая Ваши книги или отдельные рассказы, можно заметить схожесть Вашей манеры письма с авторским почерком Вашего отца. Согласны ли Вы с этим?

Александра: Да. Но я не делаю этого специально. Я много читала его произведений, много с ним общалась. Он писал так же, как жил. Все прозаические интонации папы узнаваемы. Наверное, я могла бы даже не читать, но всё равно бы проникнулась и писала так, как писал папа. В этом сказываются родственные связи.

Rock Cult: Почему Ваш отец так был заинтересован джазом и рок-музыкой?

Александра: Вообще, он очень любил музыку и жалел, что не стал композитором. В области джаза папа написал только сценарий к фильму Владимира Воробьёва «Когда святые маршируют» при участии Давида Голощёкина. А вот в рок-музыке он нашёл себя абсолютно. Я думаю, это произошло, потому что рок-музыка напрямую связана с текстом, который играет очень важную роль. В джазе можно прекрасно обходиться без слов. А в роке отец зацепился за тексты, усиленные музыкой, за то, что молодые люди выражали мысли и противостояли системе по-новому – смело и свободно.

Rock Cult: В 70-80-е годы Ваш отец много помогал музыкантам андеграунда. Оказывают ли теперь какую-то помощь Вам они?

Александра: Папа всегда помогал тем, кто его окружал. Он делал это не специально, а просто хотел сделать то, что может. Его знали и уважали, к нему прислушивался не только культурный слой Петербурга, но и городские власти, а он защищал рокеров, отстаивая их права, а так же был, по сути, первым критиком, который говорил всегда по делу и способствовал росту музыкантов, которые могли это услышать. Отец очень грустил по поводу того, что потом это всё развалилось. Больше всего, конечно, по утраченным человеческим связям, особенно с Борисом Гребенщиковым . Так случилось, что их пути разошлись. Если для Бориса Борисовича оказалось совершенно нормальным фактом то, что у каждого свой путь, то папа относился к этому иначе и всю жизнь печалился из-за потери этой дружбы. В интервью Борис Гребенщиков объяснил мне это тем, что у него «началась другая жизнь, а Саша остался в 80-х». На мой взгляд, это немного неверное суждение. Просто Борис Борисович не знал, чем дальше занимался папа. Тем не менее, сейчас из всей звездной плеяды рок-музыкантов лишь Борис Гребенщиков помогает мне и нашему арт-клубу «Книги и Кофе». Например, он приходил к нам зимой, когда нам было совсем плохо, и выступил на творческом вечере в пользу арт-клуба.

Rock Cult: Александр Житинский как-то объяснял то, что, будучи инженером, физиком, вдруг уходит в другую сферу деятельности и становится рок-дилетантом?

Александра: Папа, вообще, был очень порывистым человеком. Однажды, как он рассказывал, он написал стихотворение (уже будучи студентом, сидя на какой-то паре) и понял, что хочет, может и должен быть писателем. Никаких предпосылок к этому не было. Затем он написал еще довольно много стихов, а редакторы их отвергали, но всё-таки отец добился своего. Правда, после 30 лет он почти перестал писать стихи и начал заниматься прозой. Его первое серьёзное произведение получившее публикацию – «Лестница». Это вещь уже состоявшегося прозаика, и об этом все говорили еще в те времена.

Rock Cult: Считаете ли Вы себя продолжателем дела своего отца?

Александра: Наверное, да. Во-первых, я продолжаю заниматься клубом. А, во-вторых, я тоже пишу. Правда, у папы был инженерный ум в сочетании с великолепной фантазией и природным интуитивным чутьём людей. А мне не хватает такого видения. Чтобы написать роман, нужно чувствовать и понимать архитектонику. Должна быть инженерная мысль, это очень полезно для построения сюжетов, которые папа строил чрезвычайно умело и изобретательно.

Rock Cult: Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах.

Александра: Если соберется больше заявленной суммы (на Planeta.ru), то после издания книги «Песня про дерево» я хочу помочь папиному издательству с выпуском его собрания сочинений. Всего планируется 12 томов, часть уже выпущена. Сейчас готовы к публикации две книги — это подборка из его живого журнала и документальная повесть «Цой Forever» вместе с ранней повестью о польском революционере «Предназначение».

В качестве приложения к интервью мы предлагаем стихотворение из музыкального момента №26, вошедшего в книгу «Песня про дерево»

Мы тогда с тобой были на ты
И снимали кино на плёнку,
И вручную стирать пеленки
Приходилось до тошноты.

Мы тогда с тобой были на ты
Как положено мужу с женою,
И о книгах, доставшихся с боем,
Рассуждали до хрипоты.

Мы тогда с тобой были на ты.
Мы смеялись, ругались, любили.
И совместных сценариев пылью
Покрывались машинки листы.

Мы тогда с тобой были на ты.
Время вышло. Испортилась пленка.
Книги порознь. Только ребенка
Не лишить бы простой мечты.

Что с тобой мы все так же на ты.
Что кино, и пеленки, и книги
Выше боли, обиды, интриги
И взаимной неправоты.

Что есть мы, — и не я и не ты,
А ребенок на нас похожий.
Сочетающий то, что не можем
Мы с тобой -(все напрасны труды…)

Примиряющий наши черты
Как когда-то мы их примиряли
До разлуки, до слез, до печали,
Когда были с тобой на ты.

Жизнь, по счастью, оставит следы
Здесь, в душе одинокой совместно
Мы всегда с тобой будем вместе.
И всегда мы будем на ты…