Накануне московского концерта Найка Борзова Григорию Князеву и Роману Федотову выпала приятная возможность пообщаться с музыкантом о новом альбоме, страхах, мейнстриме и грядущем туре.

Григорий Князев: Я когда услышал Ваш альбом «Везде и нигде», мне казалось, что это такой драматургический расчет — начать с драматического Потока, потом постепенно умиротворить, а начиная с Панической атаки нагнетается саспенс. Была ли у альбома сознательная драматургия или нет?

Найк: Изначально не было никакой драматургии. Когда песни все были практически готовы и сведены, я начал думать о том, как расставить песни на альбоме. Песня «Поток», еще до того, как все песни были записаны, стояла в самом начале, несколько вариантов было у концовки. А середина, почему такая умиротворяющая? Наверное, потому что одиночество умиротворяюще действует.

Г.К.: Альбом получился о мыслях нынешнего сорокалетнего, Вашего ровесника? Вообще, слушают ли Вас массово ровесники? Или альбом для кого-то еще?

Найк: Мне кажется, те идеи, которые там есть, они близки и моему поколению, и более молодым, и более зрелым. Темы вечные, они никуда не деваются, и будут актуальны.

Г.К.: Через некоторые из песен альбома красной нитью проходит чувство некоторой даже тревоги за отношения с женщиной или даже от отношений с женщиной. Можно ли считать, что Вас заинтересовала эта тема?

Найк: Конечно, это есть. Там очень много тем. В принципе, я на альбоме отошел от своих стандартных романтических текстовых направлений, гдето рассматриваю отношения под другим углом. Мне очень нравятся не однозначные вещи, интересно копаться в крайностях в поисках золотой середины.

Г.К.: Мне показалось, что Поцелуй и укус, с одной стороны, подается как светлая вещь, а с другой — в ней есть что-то от столь модной вампирской тематики, которая переживала ренессанс, начиная с «Сумерек» и «Настоящей крови». Вдохновлялись?

Найк: На самом деле песня «Поцелуй и укус» написана где-то в первой половине 90-х годов. Я с тех пор в тексте ни одного слова не поменял. Я немного поменял ритмическую основу песни, она была уже записана на одном из моих концертов в 1995 году, болталась в таком виде по интернету, и я ее включил, немного переделав, в новый альбом по просьбе и многочисленным просьбам фантов этой песни. А что до Сумерек, то я пробовал смотреть первую серию, которая столь многим понравилась, но через двадцать минут меня чуть не стошнило — какая-то сладкая хрень. Я не могу это воспринимать даже на основе постоянных убийств и смертей, какие там есть. Это настоящий пример разочарования. Точно так же меня, например, разочаровал альбом Джека Уайта Lazaretto. Никому не советую покупать, можно скачать заглавную песню за 15 рублей, а прочее — шлак, который просто слили в альбом.

Г.К.: У нас в редакции заглавную песню хвалили. Кстати вот, о музыке. В 2002 году Ваш альбом Заноза очень тепло был принят критикой. А я тогда тусовался на сайте Nepopsa.ru, и их главный редактор Сергей Степанов тогда говорил, что этот альбом, особенно песня «Приснится мне…» — это первый русский пост-рок. Потом он, правда, сказал, что ошибся в ожиданиях, и это у Вас просто лирические песни такие. Но Вы сами себя с пост-роком как-то соотносите?

Найк: По ходу, я начал заниматься пост-роком еще до того, как это понятие вообще появилось. Потому что все это вытекает из психоделики 60-х годов, из американского рока. Я все свое вдохновение черпаю в этой музыке, я ее слушаю с детства, даже диплом по ней в университете защищал. Собственно все эти модные течения, вроде хипстерских, все это уже было. Меняется только название или звуковое прочтение той или иной музыки. Совсем не меняется только академическая музыка, с ее постоянным набором инструментов

Г.К.: Но свой авангард есть и там.

Найк: Я говорю скорее про мейнстрим

Г.К.: А есть кто-то в мейнстриме, за кем стоило бы следить?

Найк: Ну, это для меня скорее мейнстрим, а для многих будет андеграунд непроходимый. Мне понравился японский проект Uchu,
хорошие Pontiacs и The Waves, Moon Duo, милые Tennis.

Г.К.: Не кажется ли, кстати, что музыки стало многовато?

Найк: Да музыки много, и хорошей. Разве это плохо? Недавно с этим была проблема, как многие жаловались.

Г.К.: У Вас какой-то алгоритм ознакомления с музыкой выработался? Скачать для ознакомления, а потом на носителе купить…?

Найк: Это алгоритм последних лет. Раньше все это было из уст в уста: обложечка там приколола, услышал где-то, ребята сказали какие-то. У всех по-разному это было, из разных источников: старший брат, пластинки «на рёбрах», передачи из рук в руки. Сарафанное радио в советское время очень активно работало. А сейчас я сначала залезаю на какие-то страницы, к каким-то людям, чьи вкусы мне известны, и выслушиваю у них какие-то записи.
Понравилось что-то – побольше послушал, понравилось больше, чем две песни – послушал еще, купил винил и так далее. Я люблю поискать чего-то новенькое.

Г.К.: Чья была идея такого угрожающего с точки зрения атмосферы клипа на Паническую атаку?

Найк: Идея была моя, сценарий появился практически сразу, как мы ее записали. Когда мы над ней работали в 2011 году, я как-то ехал со студии домой, слушал ее, и появилась идея насчет видео. Не помню, за что я точно зацепился, наверное, за смысл песни как таковой. Захотелось визуально о страхе современного человека. Раньше одни страхи были – Холодная война, например, теперь же другие – страх выйти на улицу, страх общения с другими людьми, поэтому появились и Интернет, и множество социальных сетей. Технология – она от наших страхов, но и сама порождает страхи. Хотя это уже другая история.

Г.К.: Мне показалось, что это рифмуется с антиутопическим сериалом «Чёрное зеркало».

Найк: Не видел этот сериал. У нас скоро тур, посмотрю, пока будем ездить.

Роман Федотов: У Вас будет тур?

Найк: Да, едем с осени в тур. Сначала по Европе – Германия, Польша, потом будут Беларусь с Россией. В Москве уже был большой концерт в ГлавClub в мае (на нашем сайте много фотографий с этого концерта, — прим. ред.) , теперь поедем по остальным городам.

Р.Ф.: У меня такой вопрос тогда, как музыканта. Вы как-то специально готовитесь перед туром с музыкантами?

Найк: Да, садимся всегда несколько плотнее, последние пару недель особенно, перед самым туром.

Р.Ф.: А песни могут сильно по сравнению с изначальным замыслом измениться?

Найк: По-разному. Новый материал звучит как на альбоме, а не которые старые песни могут изменится легко.

Фото: Роман Федотов

Рецензия на альбом «Везде и Нигде»