Rock Cult: Поздравляем Вас с выходом альбома «Кукушка». Есть ли существенное отличие этой пластинки от всех прочих?

Илья Черт: Пластинка посвящена этнической теме, связи с древней культурой. Она рассказывает о безвременном путешествии одинокой души по таинственному лесу материальной вселенной. А где лес – там всегда тайны, шаманизм, магия, волшебство, сила нездетутошная, существа сумрачные и крыласто-светячие, и прочие чудные дела Твои.

Rock Cult: Расскажите, пожалуйста, о том, как проходила запись.

Илья Черт: В записи принимали участие не только приглашенные музыканты, в том числе и владеющие народными и этническими инструментами, но таки сами инструменты, звук которых был запечатлён на пластинке, заслуживали сами по себе отдельного места за стеклом в любом приличном краеведческом музее. В студии звучал и настоящий шаманский бубен, сделанный руками самого что ни на есть уральского шамана. Там же пропели две окарины заговорённые ручной работы, сделанные ведунами напрочь светлыми. Три варгана ручной индивидуальной работы из Хакасии, с Алтая и Байкала звучали разными голосами во многих композициях пластинки. Звучали звенелки и шмякалки, бряцалки и хлюпалки всех мастей, и даже набор гвоздей, стамесок, молотков и шпунтиков пошёл в ход в виде дополнительной перкуссии.

Rock Cult: Одна из новых песен (Нелюбовь) была экранизирована, видео получилось довольно необычным и красочным. Расскажите о съемках этого клипа. Как Вы в целом относитесь к «пилотовским» видеоработам?

Илья Черт: У меня в головушке порой рождаются али вспоминаются разные истории. Некоторые из них, размазанные в подробностях по бумаге, становятся книгами, повестями или стихами. А некоторые, куцые хвостами и смутные в началах, превращаются в сценарии. И сценарии некоторые эти лежат по несколько лет и ждут своего часа, своей песни, своего момента. Так и с Нелюбовью случилось. Свила гнездо у меня между ушами история о современном ангеле Амуре, кой дарит любовь разным людям, при этом оставаясь сам одиноким и полным ненависти, что весьма часто встречается среди людей, которые там, за окном, живут и ходють, и ходють… Мне видится в том исключительно изящность чувства юмора Создателя. А всё в целом родилось из одной фразы моего друга Жени Столярова, который метко и точно сказал: «Илья, нам всем просто не хватает любви!». Прошу заметить, что песня Нелюбовь войдёт в ещё не изданный новый альбом с рабочим названием «Пандора».



Rock Cult: Особо хочется отметить впечатляющую и запоминающуюся обложку нового альбома. Кто участвовал в оформлении пластинки, почему был выбран этот вариант?

Илья Черт: Если Вы о «Кукушке», то всё произошло случайно, спонтанно и негаданно, как всегда и случается в лучших случаях. Я долго ломал голову над концепцией оформления, ловил нюхом идеи и шарил в закромах воображения, как вдруг случайно, будучи на гастролях, я зашёл в некое заведение (увы, и не помню уж, была ли это радиостанция али кафе-ресторация, али ещё где), там на стене местный фотограф вывесил свои работы в рамочках. И вот там-то я и увидел портрет мальчика-якута. И он меня заворожил, пригвоздил, от повседневности отклеил. Тут-то я наскоро и выпросил разрешение переснять на свой фотоаппарат сию работу, заодно получив разрешение её использовать в случае чего для креатива группы Пилот. И эта фотография стала основой для обложки. А уж всё остальное — тайга материального мира, кукушкины дети – рождающиеся в мире души, и прочее – всё обвесилось вокруг и само прижилось.

Rock Cult: Не за горами юбилей Пилота, большая и серьезная дата. Можете ли Вы слегка приоткрыть завесу тайны празднования этого события? Будут ли особенные концерты, переиздания раритетных записей или поклонников ждет какой-то совершенно невероятный сюрприз?

Илья Черт: Кое-что интересное мы удумали в плане издания, специально подготовленного к юбилею группы. В него будут входить разные материалы и на разных носителях, и всё в одном флаконе. Не буду выдавать заранее секретов, скажу только, что в него будут входить и невиданные широкой массе раритеты закулисные, и специально записанные песни, и редкости всеразличные. А по поводу концертной программы 20-летия, я думаю, мы не станем мудрить, и просто весь следующий год будем играть все самые известные «хиты» и все самые любимые публикой песни за все наши 20 лет, кои понаписались и успели влезть в душу слушателям. Всё самое лучшее и самое известное за эти годы. Отчёт, понимаете ли, предоставим о проделанной работе во всея инстанции и всей красе, с приплясами и народными зрительскими затеями.

Rock Cult: Ставите ли Вы перед записью того или иного диска какие-то внутренние цели и задачи? Всегда ли они достигаются в результате?

Илья Черт: Лично у меня задача всегда одна, и в одно слово – Дхарма. Сие означает в переводе с крайне мертвого древнего языка санэпидемскрита – служение Богу, исполнение обязанностей перед вселенной. А коли по-нашенски, то задача в том, чтобы изменить мир к лучшему. Ударить, так сказать, по бездорожью и разгильдяйству, остановить воспалённую разруху в головушках сограждан, призвать население к совести, беспределу бессердешному воспротивиться, прекратить насилие и свернуть торговлю собой. В том и задача главная. Дабы воссияли народу дали свершений в пространствах и временах, которые наши корабли бороздят в обозримом светлом будущем. А иначе — зачем связки надрывать-то? Коли мир к лучшему изменить нет желания – то лучше не на сцену идти, а нефтью или автомобилями торговать. Там хоть на пенсию накопишь, а то у нас среди рок-звёзд не принято до пенсионного возраста доживать вовсе…



Rock Cult: Отражают ли названия альбомов Пилота их сущность/ концепцию? Что появляется раньше: сам диск или его название?

Илья Черт: Название пластинки рождается окончательно в последний момент. Бывает, что и буквально за сутки до отмашки на печать. Роды происходят примерно таким образом: поздно вечером, когда уже стемнело, но спать ещё не хочется, ты совсем один идешь в спальню, ложишься в темноте на кровать, надеваешь наушники с заранее выставленной комфортной громкостью и ставишь на прослушку весь только что сведённый и отмастерённый новый альбом. И слушаешь его уже не как композитор, автор и музыкант, но как первый его слушатель. От начала и до конца. И когда замолкает последняя нота, последний звук, ты сразу и четко понимаешь – так вот как всё это называется!!! Так вот о чём всё это было на самом деле! – ну, и название готово.

Rock Cult: Концерт, который пройдет в Петербурге 23 апреля, по имеющейся информации, будет единственным, который Пилот отыграет в родном городе в нынешнем году? Так ли это? С чем связан подобный шаг?

Илья Черт: Мы решили взять серьёзный разбег перед 20-летием, которое будет масштабно проходить весь следующий год. Посему концертов у группы будет крайне мало, начиная с сентября этого года и вплоть до начала тура 20-летия в 2017 году уж. Ну, только вот самые-самые такие, которые уж и вовсе нельзя отменить али отказать никак нет возможности. Да и программа «Докатились…», которую мы покажем 23го апреля в Питере на концертной площадке «А2» — она сама по себе редкостная, ибо мы собрали в неё два с лишним часа отборного треша, метала и угара песен на весьма серьёзную тематику. Я бы сказал, используя терминологию единоборств, что программа «Докатились…» — это нокаут от группы «Пилот». А уж после него будет 2017 год – юбилей, празднование победы, торжества, фуршеты, счёт за битую посуду и тому подобное. Вы ж сами понимаете, нокаут бывает в поединке только раз. А уж после него – медали.

Rock Cult: Лично вам важно, для какой публики играть и в каком месте? Вы сторонник небольших камерных выступлений или концертов «с размахом»?

Илья Черт: Я всегда был радикальный по жизни, не любил раньше полумер ни в чем. Отчего часто и помногу страдал в ответку судьбинушкой и здоровьем. И вот-таки до недавнего времени я так же был приверженцем либо концертов вовсе домашних, на табуретке, «на кухне» с гитарой в чьей-нибудь уютной квартирке, либо полномасштабная «ковровая бомбардировка» стадионного режима, когда от мощности звука штаны с причёской у зрителей шевелятся. Но с рождением ребёнка и принятием на себя сана мужа и отца, я стал склоняться к философии Серёжи Чижа, который мудро изрёк: «У меня шестеро детей, поэтому я играю везде». Ибо не за себя нынче живу.



Rock Cult: По какому принципу обычно отбираются песни для тех или иных концертов? Трудно ли составлять сет-лист, учитываются ли при этом мнения и пожелания поклонников?

Илья Черт: Мы не учитываем никоим образом пожелания публики. Исключения бывают только при организации соответствующего специального концерта «по заявкам», когда мы задолго до шоу начинаем вести опрос слушателей. Но такие концерты бывают редко. Во всех остальных случаях мы составляем концертную программу не как набор песен, но как единое театрализованное действо с заведомо желанным и заданным результатом. То есть стоит задача, чтобы зритель с концерта унёс с собой определенное ощущение, четко осознанное состояние. Какое именно состояние нужно донести в итоге – такие и песни отбираются и в таком определенном порядке. В общем и целом, я тут на скорую руку шепчу об основах боевого нейро-лингвистического программинга по методике транссерфинга реальности с нагвализацией всей страны в итоге.

Rock Cult: Известно, что ко Дню Космонавтики Вы записали композицию Космос наш! с детским музыкальным коллективом. Хотелось бы узнать подробнее об этом сотрудничестве. Это ваш первый подобный опыт: петь с детьми? Каковы впечатления от этой работы? Мечтали ли вы сами в детстве стать космонавтом?

Илья Черт: Дети у нас в записи на студии участвовали уже много раз. Правда, песни им приходилось петь куда менее позитивные и радостные, как правило. И даже как-то пришлось нескольким воспитанникам училища с оперным вокальным образованием настаивать, что в данной композиции нужно не петь, а просто и тупо орать во всия оперную маму глоткой драной. Было весело. И, конечно, я действительно мечтал с детства стать космонавтом, и вместе с папой собирал альбом почтовых марок с изображением космонавтов и космических советских кораблей, поэтому до сих пор весьма неплохо владею историей по крайней мере начала отечественной космонавтики. Дочку вот иногда в шутку «Терешковой» называю, когда она уж совсем на орбиту выходит, развеселяясь и егозя не на шутку…

Rock Cult: Не так давно вы порадовали поклонников сразу несколькими новыми книгами. О чем они, как долго вы над ними работали? В чем лично для вас состоит отличие литературного творческого процесса от музыкального?

Илья Черт: Книга нынче вышла одна, да и то переиздание. Мы с компанией «Капкан» просто решили выпустить все мои четыре книги прозы одним изданием, и в более удобном дорожном переплёте. Книга — это вовсе иное дело, нежели песни али музыку писать. В музыке и текстах песен ты по рукам и ногам связан законами сохранения энергии в аранжировках, баллистикой тональностей, уравнениями бекаров и бимолей, ритмикой, и конечно, сакральным кинематографическим вопросом «ну а это — синкопа?». А вот при написании книги можно себя отпустить на волю вольную. Тут откинулся на спинку стула, руки за голову заломил, глаза прикрыл, и верти что хошь и как придётся и во всех изворотцах, ибо ничто и никто тебе не указ, только знай следи за сюжетом, да не переборщи с интеллектуальной нагрузкой, не то читатель нынче с диктантами-то плохо справляется…



Rock Cult: Случаются ли у вас творческие спады или паузы, и как Вы их преодолеваете?

Илья Черт: Преодолеваю примерно так; сажусь с жутко серьёзной мордой лица, представляю себя самым неудачным в мире человеком и говорю себе: «Всё, малыш, это – конец***! Теперь ты точно исписался и больше ничего путного от тебя не жди! Так что давай-ка вспоминай и побыстрее – куда ты там хотел, коли чего, пойти работать? – сторожем в детсадик? Охранником на автостоянку? Пекарем в армянский ларёк?». И в таком состоянии пребываешь, бывает, пару месяцев али полгода. Пробуешь всё – от полстакана водки залпом до коктейля из валерьянки-пустырника-боярышника-корвалола. Снотворное на закуску. Долгие мучения в искривлениях собственного мозга. И, в конце концов, ты сдаёшься и вправду понимаешь, что всё. И расслабляешься. И вдруг… где чертова ручка?? Где блокнот?? Как всегда, ни черта нет под рукой, а мне вдруг ТАКОЕ в голову пришло!!!… Видимо, эта истеричка-Муза из отпуска вернулась, легка на помине…

Rock Cult: Согласны ли вы с известной фразой «Лучшее — враг хорошего»? Сталкивались ли когда-нибудь с ее воплощением в жизни?

Илья Черт: Двоякое выражение, на мой взгляд. Есть в нем и верное зерно, а есть и отголосок неудачников с лентяями. Я лично считаю, что никому и ничего не нужно доказывать, только самому себе и Богу, да и то – последнему сие тож на фиг не сдалось от тебя. Посему просто делай на совесть так, как можешь ты, и насколько даны тебе возможности и силы. Чтоб душа была спокойна и честна – ты сделал всё, что мог, что от тебя зависело. А с другой стороны, я с юного возраста воспитывался на философии Кастанеды, где главным качеством работы над собой было именно стремление к безупречности во всём. И это, я считаю, мне так же помогало в жизни сотни и сотни раз. В конце концов, я согласен с фразой звукорежиссера студии «Нева» Миши Кольчугина, который на сессии альбома «ЧБ» сказал нам: «Парни, нужно писать как можно лучше, нужно писать гениально, нужно писать зашибенно!!! Ибо в итоге всё равно получится го…но!»

Rock Cult: В чем состоит, по мнению Ильи Черта, секрет спокойной и счастливой жизни?

Илья Черт: В умении жить благодарностью, а не желаниями. Единственная честная и истинная молитва Богу – искреннее слово «Спасибо!». Всё остальное – болтовня неразумения.

Беседовала: Марина Константинова
Фото: Андрей Федечко