28 июля в клубе China-Town стартуют отборы фестиваля немейнстримовой музыки «Индюшата 2016». Из тридцати претендентов члены жюри выберут 10-12 групп для участия в финале фестиваля. О развитии «Индюшат» и надеждах на нынешний смотр рассказал в специальном интервью для Rock Cult писатель, журналист и председатель жюри фестиваля Александр Кушнир.

Rockcult: «Индюшатам» в прошлом году исполнилось 25 лет. Как за это время поменялся фестиваль?

Александр Кушнир: Различия «Индюшат» 2016 года и первым фестивалем 90-го года такие же, как между Россией 2016 и СССР 1990. Изменения громадные! Общее только одно – идеологическая направленность. Молодые группы — группы завтрашнего дня. И это, скорее, фестиваль не рок-н-ролльных звезд, а фестиваль идей. Я всегда в интервью вспоминаю Брайана Ино, который говорит: «Больше всего в музыке я люблю слушать записи молодых, неизвестных групп. Там музыка настолько корявая, что оторваться не могу!»

Надо понимать, что сейчас больше техники и технологий. Финалисты первых фестивалей смело могли бы сыграть на Гластонбери, в Гайд-парке или на Верджин. Но техники стало больше, а оригинальности меньше. Очень люблю «Индюшат» первых 2-3 лет, в первую очередь за какую-то фантастическую, волшебную самобытность. Очень многие участники были просто ни на кого не похожими, никаких аналогов не было. Лишний раз убеждаюсь, что Интернет вреден!

Rockcult: Расскажите, как происходит поиск и отбор групп на фестиваль?

АК: В несколько этапов. Во-первых, работает уже магия бренда. За несколько месяцев к нам пришло около сотни групп. Это эклектика, абсолютно разные стили: и тяжелая музыка, и регги, и синти-поп, и брит-рок, и альтернатива, и андеграунд. В принципе, мы не против и авангарда, и фолка какого-то, допустим, акустического. Очень приятно, что заявки приходят с территории всех одиннадцати часовых поясов — нет географической зацикленности. В частности, в этом году будут выступать музыканты с Дальнего Востока. Мы максимально открыты, активно принимаем заявки без малейших ограничений.

С другой стороны, сотрудникам оргкомитета приходится часто бывать в городах-миллионниках на крупных региональных фестивалях, и какие-то группы могут попасться на глаза во время живого какого выступления.

Отбирается в итоге примерно 25-30, которых просматривает специально одобренная комиссия. Группы играют по 5-6 композиций, находятся в равных условиях, на одинаковом звуке, на одинаковом свете, на одинаковой сцене. Мне в этих отборах очень нравится, что после того, как все группы выступили, происходит обсуждение. Но не как в советские времена на худсоветах. Выделяется 10-15 минут на каждую группу, они садятся рядом с жюри и мы даем рекомендации, которые я, допустим, в нефтедолларах не рискнул бы оценить, поскольку эти рекомендации бесценны. Еще важный момент, что по результатам конкретного отбора в отдельно взятый вечер мы результаты не говорим. Просматриваем всех, а потом выстраивается в какой-то пазл. И дальше уже из него мы выбираем финальные 10-12 групп.

Rockcult: Какие ништяки получают участники «Индюшат» по его итогам фестиваля?

АК: Группа оказывается на сцене «16 Тонн». Я не думаю, что так легко она бы там оказалась самостоятельно. Также ее смотрят ведущие специалисты музыкальной индустрии, она получает определенный опыт, их оценку и возможность напрямую познакомиться. Мы не берем ни вступительных взносов, ни плату за выступление в финале. Более того, мы всячески катализируем общение между жюри и музыкантами. Поэтому, наверное, главный ништяк – это бесценный опыт.

Последний момент. Большинство членов оргкомитета — это представители прессы, клубов и т.д. Пресса пишет о музыкантах, взявших какой-то приз, клубы приглашают группы выступить.

Группы могут знакомиться с журналистами, с представителями оргкомитета, с представителями клубов. И завоевывать публику других 5-6 групп, которые играют в этот день, увеличивать круг своих потенциальных поклонников.

Rockcult: Сейчас в российской рок-музыке заметна такая тенденция: музыканты перестали писать песни на русском языке и сочиняют исключительно на английском. Чем вы можете объяснить это явление?

АК: Ужасно болезненный вопрос. Объяснить я могу просто: музыкантов стало больше, а поэтов меньше. Коротко. Играть хочется, а не хватает, допустим, таланта написать текст на русском. А английские тексты, в основном, это рыба.

Rockcult: Скажите, политическая ситуация в стране и мире, финансовый кризис как-то влияют на состав «Индюшат» из года в год? Доезжают ли как раньше музыканты из стран ближнего зарубежья или отдаленных от Москвы российских регионов?

АК: Я обращу внимание на то, что независимо от всяких катаклизмов, мы даем определенные приоритеты группам из Украины, Белоруссии, Молдавии. Успешно последние годы выступали группы из Средней Азии. Практически каждый год получается так, что группы из стран, с которыми отношения кризисные все равно получают возможность сыграть. Важно, чтобы музыка была над всей этой херней. Мне близка позиция русских музыкантов, которые продолжают гастролировать по территории бывшего СССР. Жалко что, не всегда получается так в обратную сторону…

Индюшата 2016

Rockcult: Что вы ждете от «Индюшат 2016»?

АК: Мечтаю о лучшем, но жду худшего. Я четко понимаю, что было в фестивале за последние шесть лет. Я много слышал от журналистов, которые были на последних «Индюшатах», что уровень групп вырос и отрыв лидеров от остальных участников не настолько большой. Меня это радует, мы научились работать профессионально. Я бы ждал от «Индюшат» этого года очень большого отрыва победителя от остальных участников. Пусть будет одна, но какая-то яркая находка. Стадо тянется за вожаком, люди тянутся за героями. Я жду нового героя

Кстати, птенчики, до сих пор не адресовавшие заявку на участие в фестивале, еще могут успеть заявить о себе – подробности в соцсетях «Индюшат».