За несколько часов до московского концерта в клубе Mezzo Forte бывший лидер группы Ноль Федор Чистяков поговорил с Rockcult о новом альбоме Без дураков, проекте Accordion Rock, Майке Науменко и внутренних противоречиях.

Rock Cult: Начать интервью я бы хотел с вопроса относительно вашего грядущего альбома «Без дураков». В какой стадии на данный момент находится работа над ним? Как идет кампания по сбору средств на Planeta.ru?

Федор Чистяков: Прекрасный вопрос! Альбом записан!

Rock Cult: Да ладно?! Уже?

ФЧ: Да. Мы только приступили к сведению, но запись уже закончена. То есть все треки записаны, написаны, сочинены, весь альбом уже в предварительном виде существует.

Rock Cult: Замечательно. И когда нам примерно ожидать релиза?

ФЧ: Акционеры на «планете» получат версию для скачивания 20 апреля в цифровом формате. 1 мая должен появиться CD, а чуть позже выйдет винил. Просто производство винила требует много времени, поэтому мы не успеваем выпустить его до конца кампании в силу технических причин. Окончание кампании назначено на 1 мая, но альбом должен быть сведен и отправлен на заводы уже 1 апреля.

Rock Cult: То есть вам удалось собрать всю нужную сумму почти за месяц? (кампания стартовала 3 февраля – прим. Rockcult)

ФЧ: Мы пока собрали чуть более 50%. Но это еще не вся сумма.

Rock Cult: Чем данный альбом будет отличаться от предыдущей очень сильной пластинки «Правило игры»?

ФЧ: Этот альбом будет существенно отличаться от всех предыдущих пластинок. Он будет очень насыщенный. В нем много песен: 12 треков, 12 авторских треков. Причём это не каверы и не инструменталы, а оригинальные новые песни. Композиции записаны в лаконичной форме, без длительных проигрышей, в классической форме. Материал, который лег в основу этого альбома, позволяет в каком-то смысле вернуться назад — это более похоже на Ноль, чем предыдущие альбомы.

Rock Cult: Думаю, эти слова обрадуют многих ваших поклонников.

ФЧ: Конечно, сейчас всё это происходит на принципиально другом уровне, но чем-то работа над этой пластинкой мне напомнила запись первого альбома группы «Ноль» . Как тогда писали, особо не думая, так и сейчас все происходило легко и естественно. Ну, была, конечно, пара сложных моментов, над которыми нужно было поломать голову. Но всего лишь пара моментов.

Rock Cult: Здорово, что вы упомянули первый альбом – «Музыка драчевых напильников», которому в этом году исполняется 30 лет, соответственно, столько же лет исполняется вашему профессиональному творческому пути. Как вы сейчас, с высоты лет и после всего пережитого относитесь к этой пластинке, нравится ли она вам, гордитесь ли вы ей?

ФЧ: Слово «гордитесь» не очень уместное, потому что эта пластинка, скорее, из разряда «ребята решили немного повеселиться». Мы сделали ее в меру своего вкуса, особенностей и умений. В общем, даже не важно, хорошо или плохо. Я ее рассматриваю как какой-то школьный альбом: в чем-то он милый и в чем-то наивный, и где-то мне хочется закрыть лицо руками. Но это нормально.

Rock Cult: Ну конечно, вам ведь всем тогда было лет по 17-19.

ФЧ: Ну да.

Rock Cult: В прошлом году проект Accordion Rock, к которому вы имеете самое непосредственное отношение, произвел если не шумиху, то вызвал определенный живой интерес и теплый прием у аудитории. Хотелось бы узнать, вернетесь ли вы к этому проекту, будут ли концерты, альбомы, туры?

ФЧ: Проект Accordion Rock будет продолжаться. В Петербурге будет концерт 15 апреля, а осенью есть планы посетить Москву. Очень хочется привезти программу, которая была успешно представлена в Питере вместе с духовым оркестром. Получилось очень хорошо. На youtube, на канале Accordion Rock, вы можете посмотреть видео в хорошем качестве и прочувствовать, как все это было.

Rock Cult: В рамках этого проекта был снят ролик с Всеволодом Гаккелем (одним из первых участников группы Аквариум – прим. Rockcult) и индийскими музыкантами. Видео получило большое количество репостов в соцсетях. Расскажите, пожалуйста, как это все произошло.

ФЧ: Да, там был всего лишь один русский музыкант-специалист по индийской музыке, который играл на ситаре. Он появился в этом клипе и проекте совершенно случайно. Мною, конечно, очень любима песня Бориса Гребенщикова, “другой же играет порой на баяне Сантану и Weather Report” («Два тракториста»). И она показалась просто знаковой для проекта Accordion Rock, поскольку мы именно этим и занимаемся. Мы даже Weather Report разучили. Мы научились это играть на баянах из принципа, чтобы, как говорится, «сказку сделать былью». А потом выяснилось, что эту песню в оригинале пел Сева Гакккель, и мы договорились с Всеволодом сделать совместную версию. Accordion Rock представил версию в стиле французского вальса, а Сева сделал такую кельтско-ирландскую сагу и пригласил Александра Конанчука, который сыграл на ситаре и, так сказать, привнес рагу в сагу. И получился полный фарш.

Rock Cult: Вы неоднократно заявляли, что не будете исполнять прежний «нолевский» репертуар, но, к моей большой радости и к радости поклонников, все-таки поете многие замечательные старые вещи. А вот лично вам какие песни особенно нравится исполнять, какие переосмыслили, может, открыли с новой стороны?

ФЧ: У меня по-прежнему двойственное отношениям к этим песням, потому что такая она, жизнь «загадочной русской души». Ну, вот как роман Достоевского «Преступление и наказание». Роман хороший, но, наверное, главному герою, каким он стал в конце книги, навряд ли бы захотелось вернуться к себе прежнему. Это не то, что хотелось бы смаковать и переживать все снова и снова. И поэтому мне не очень-то хотелось, на самом деле, петь эти песни, но все равно от этого никуда не деться, и, в общем-то, часть песен постепенно вернулась даже не в виде воспоминаний о прошлом, а потому что в последние годы они снова обрели актуальность.

Rock Cult: На днях я послушал альбом «Правило игры» , а также ваши новые треки «Песня одноглазого пирата» и «Дефолт» и отметил для себя следующее: текст стал объемнее, богаче, поэтичнее, метафоричнее, а в некоторых песнях, в том числе и в упомянутых, я почувствовал явную майковскую традицию (Майка Науменко – прим. Rockcult). Oсобенно, что касается галереи, казалось бы, мало связанных известных персонажей в рамках одной песни, как это было в «Уездном городе N» у Науменко. Прокомментируйте, пожалуйста.

ФЧ: Если говорить об этих песнях, то в действительности есть у них своя предыстория, которая объясняет, почему они отличаются от того, что было до этого. Но об этом я буду говорить немного позже и не сегодня, и не в этом месяце. Все будет позже.
А что касается Майка, то он не мог не повлиять, потому что так уж сложилось, что «Аквариум» и Зоопарк — они даже так в паре и шли, и на тот момент — это были группы номер один.

Rock Cult: Вы ведь лично знали Майка?

ФЧ: Да

Rock Cult: Какой он был в жизни?

ФЧ: Он был очень хороший человек, скромный, абсолютно без пафоса, простой такой, доступный. К сожалению, я те годы помню очень слабо. И боюсь, я с трудом сейчас вспомню, о чем мы когда-то с ним разговаривали. Я помню, что никогда не ощущал давления, как бы это был какой-то гуру. Плюс к этому он был готов даже подыграть мне где-то. И не считал это ниже своего достоинства. Например, версия песни Науменко «Мы любим буги-вуги», которая часто исполняется мной на мотив «Варшавянки», родилась совместно с ним. Во время гастролей мы это вместе сочинили, то есть даже не сочинили, а сымпровизировали и первый раз ее вместе и исполнили в Ленинградском цирке. В то время в цирке проводились концерты, и на одном совместном выступлении с группой «Зоопарк» мы в таком виде ее и исполнили.

Rock Cult: Это цирк на Фонтанке?

ФЧ: Да

Rock Cult: Я совсем недавно был в тех краях, как раз когда отмечалось 35-летие Ленинградского рок-клуба. Кстати, у вас наверняка особое отношение к этому легендарному месту. Ведь можно сказать, что рок-клуб дал вам путевку в жизнь: после успешного выступления на фестивале в 1987 году карьера группы «Ноль» пошла в гору.

ФЧ: Я могу сказать, что многие вещи в те годы и не ценил, и не особо замечал. Мы пришли в рок-клуб, даже не зная толком, что это такое. Мы занимались в студии у Тропилло, там же и репетировали, и Тропилло сказал, что надо в рок-клуб, ну, мы туда и вступили. Что там к чему, я понял годы спустя. Группа «Ноль» попала как раз в то самое время, когда для рок-музыки открылись многие возможности. Предыдущих пяти лет, когда в рок-клубе велась борьба, становление, для нас не существовало. Мы появились, когда началась перестройка и когда рок-клуб был в самом расцвете, а спустя несколько лет уже стал терять актуальность.

Rock Cult: Я знаю, вы увлекаетесь видеосъемкой и путешествиями. И у вас есть проект «Объективные путешествия». Как на данный момент обстоят с ним дела, и есть ли какие-нибудь направления, страны, которые вы вам очень хочется посетить?

ФЧ: К сожалению, я сейчас этим почти не занимаюсь. Для меня наступил своеобразный кризис жанра, где-то я поднялся над любительским видео, но в профессиональную стезю так и не вошел. И не вошел потому, что это такая сложная кухня, причем в каком-то организационном порядке. И сейчас если я что-то делаю, то для себя или для семьи, друзей, или для своего музыкального проекта.

Rock Cult: Тот есть вы во всем этом участвуете. Я знаю, должен был выйти концертный фильм «Выше ноля», не знаю, вышел он или нет. И вы, я так понял, выступаете, не только как лицо в кадре, но и как режиссер, монтажер?

ФЧ: Нет, режиссер у этого фильма не я. Я собираю архивы. Фильм еще не вышел.

Rock Cult: Мой последний вопрос, возможно слишком личный, но я попробую его задать. Вы человек непростой судьбы, Федор. Когда-то рок-н-ролл был вашей путеводной звездой, ориентиром, затем спустя какое-то время и ряд событий вера стала вашим спасением. Однако на ваших концертах видно, что драйв на месте, рок- н-ролл в вас по-прежнему жив. И мне вот интересно, как в вас внутри уживаются такие, казалось бы, разные вещи как рок-н-ролл и праведность?

ФЧ: Я вот так попробую ответить на ваш вопрос. Мы живем в материальном мире, по-моему убеждению, как верующего человека, созданном Богом. И в Библии написано, что Бог сотворил человека, мужчину и женщину и сказал, что это хорошо. Все то, что сотворил Бог, это хорошо весьма. Но в силу того, что грех вошел в мир, то все очень запуталось. Ну, вот, например, есть нож. Нож — это хорошо или плохо?

Rock Cult: Смотря как его использовать.

ФЧ: Совершенно верно. Сам по себе нормальный предмет, но использовать можно по-разному. Или секс — это хорошо или плохо?

Rock Cult: Тоже можно по-разному посмотреть.

ФЧ: Тоже, да. То есть все от Бога. Вопрос только в том, как это используется. Если Бог создал людей, которые способны веселиться, проявлять чувства, эмоции, играть музыку. Разве это плохо, разве это порочно? Другой вопрос, какие идеи несет в себе то или иное искусство, что оно прославляет. Например, есть рок-группы откровенно сатанинского содержания или прославляющие безнравственность, насилие или еще какие-то неугодные Богу вещи, но я воздерживаюсь от этой тематики. А драйв – ну, это умение и это чувство.

Rock Cult: То есть у вас нет внутреннего противоречия?

ФЧ: Я бы сказал по этому поводу еще так, что в этом мире все запятнано. Все находится в оскверненном состоянии. Но если присмотреться, плохо не это само по себе, а плохо в определенном контексте. И если ты не можешь внутренне избавиться от этого контекста, то это проблема. Но если внутри нет противоречий, то в чём проблема?

Досье

Рост — 187см
Размер ноги — 43
Любимый цвет — Синий
Любимый фильм
 — Назад в будущее
Любимая книга 
- Библия
Любимое блюдо — Кислые щи
Как звали вашу первую любовь — Рубин (баян – прим. Rockcult)
Последняя понравившаяся прослушанная песня — Hard Day’s Night — The Beatles

Фото: Valery Rain


Смотреть фотоотчет с московского выступления →