О конференции

Rock Cult: Когда и как появилась идея создать Colisium?

Сергей Бабич: Не один десяток лет отраслевые музыкальные конференции проходят по всему миру. И это не стало какой то особенно новой идеей. Просто однажды на конференции в Финляндии наши зарубежные друзья спросили у нас: «А есть ли что то подобное в России? Если нет, давайте делать». Ну, собственно, и помогли с контактами, приехали сами — в качестве иностранных спикеров. В 2007м году в Петербурге, в клубе «Орландина» состоялся первый альтернативный рок форум Colisium. Если кому то станет интересно, загляните в раздел «Прошедшие конференции» на нашем сайте, там есть описание того, как это происходило. В группе ВКонтакте есть фотоальбом с того памятного ивента.

Кстати сказать, я сам тогда присутствовал на нём в качестве обычного экспонента со стендом — тогда мы развивали концертное агентство Pushkin Media Group и занимались привозами тяжелой рок-музыки: Napalm Death, Canibal Corpse и т. п. Без приукрас могу сказать, что тогда участие очень вдохновило!

Rock Cult: Спустя столько лет и конференций, как вы оцениваете значение, которое имеет Colisium для развития музыкальной индустрии в России? В чем её основная идея?

Сергей Бабич: Я бы ответил словами генерального директора СРО «Союзконцерт», в прошлом продюсера фестиваля «Нашествие» и основателя концертного агентства С.А.Т. — Андрея Матвеева. В апреле 2016 года он писал: «Сначала это были очередные  пара чудаков, которые старались сделать что то полезное, а сейчас стало очевидно, что им удалось консолидировать музыкальную индустрию».

Основная идея конференции состоит в том, что бы люди становились более открытыми, уверенными в себе, делились идеями и опытом, смело шли вперед, создавая новые проекты и формируя музыкальный рынок завтрашнего дня.


Rock Cult: Какие темы в рамках конференции находят наиболее живой отклик у её посетителей? О чем, по вашему мнению, необходимо ещё говорить с публикой?

Сергей Бабич: Каждый год и в каждом городе наиболее острые темы — всегда разные. Мы стараемся внимательно наблюдать за всем что происходит в индустрии и подбираем спикеров исходя из наиболее важных событий. Например в апреле в Петербурге была очень жаркая дискуссия по поводу нового закона о концертной деятельности и СРО, в сентябре в Москве, напряжение достигало своего накала на дискуссионной панели на тему реформ в коллективном управлении авторскими правами. Есть и «вечные» темы, которые из года в год обсуждаются и, пожалуй, не скоро перестанут быть второстепенными: это SMM продвижение, роль медиа и музыкальной журналистики в становлении Артиста и индустрии в целом.

Rock Cult: Хотелось бы поговорить о наиболее запомнившихся ситуациях за всю историю Colisium. Расскажите о самом смешном случае.

Сергей Бабич: В 2013м году в Москве мы делали фестивальную панель и наши спикеры не захотели выступать вместе. Сначала были Михаил Шурыгин (Рок Над Волгой) и Андрей Матвеев (Нашествие), а после них должен был выступить Илья Островский (KUBANA). Я так переволновался от этой ситуации с «не пересечением» спикеров, что представляя Андрея, сказал в микрофон «Андрей Матвеев, фестиваль Ку…» и от напряжения не смог вспомнить слово «Нашествие». Повисла долгая недоуменная пауза. Сильно позже мне подсказали из зала, и благодарная публика обратила мой конфуз в шутку.

Также был случай, когда на Colisium Ticketing, в самый разгар презентации компании Ponominalu через пульт управления светом случайно был убран большой проекционный экран. Публика в зале с удовольствием озвучила версию, что эта операция была проплачена компанией Kassir.ru.

Rock Cult: С какой самой большой сложностью вы сталкивались?

Сергей Бабич: Если не считать традиционных в индустрии сложностей с финансовыми задачами, из серии «через два дня нужны триста тысяч рублей», наверное, самой большой сложностью было продолжать верить в то, что Colisium нужен людям, артистам, менеджерам и промоутерам. Потому что порой возникало ощущение, что люди в принципе не хотят что-то менять, развиваться и создавать новое. Если бы каждый раз, когда мне говорят «У нас и так все хорошо, нас все знают, мы всех знаем» — мне давали бы один евро, мне не надо было бы работать. У каждого из них, конечно, своя причина.

Поэтому приходиться честно делать свой внутренний выбор «продолжать — не продолжать». Пока результаты работы участников конференции нас радуют — в наших стенах подписано немало успешных контрактов, появилось множество ярких проектов.

Очень сложно было на Colisium в Минске оставить в составе спикеров организатора одного из оппозиционных фестивалей, которого предложили исключить из состава, скажем так, влиятельные люди. Тогда удалось отстоять независимость проекта. Надеюсь, это и впредь будет являться нашей основной репутацией.

Также не могу не вспомнить, как сложно было лететь в «послемайданный» Киев в марте 2014го года, когда мы делали первый Colisium в Украине. Там, конечно же, не было прямого конфликта. Но медийная шумиха создала очень напряженную обстановку во время мероприятия, и было видно, как все обходят стороной эту тему, обсуждая исключительно профессиональные вопросы. В целом, этого мы и добивались. Хорошо, что все получилось.

Об индустрии

Rock Cult: Как изменились условия (рынок, площадки и т.д.) по сравнению с тем временем, когда вы только начинали? Ностальгируете ли вы по этому времени? 

Сергей Бабич: На рынке становится все меньше «шальных», случайных денег. Компании учатся оптимизировать расходы, считают каждый рубль, сокращают штаты, берут на работу только профессионалов. Конечно, 10 лет назад было больше хаоса, но было и больше чувств, эмоций, веселья. Сейчас все стали очень серьезные, взвешивают свои решения многократно, часто отказываются от смелых поступков в пользу пассивной позиции. Это замедляет развитие рынка.

Но не думаю, что мы испытываем определенную ностальгию, скорее наоборот стараемся смотреть в будущее, увидеть, что именно станет основным трендом в ближайший концертный сезон.

Rock Cult: Каким вы видите развитие музыкальной индустрии в России?

Сергей Бабич: Пока что не очень ясно, но уже появляются игроки, которые и станут «завтрашним днем индустрии». И это далеко не всегда крупные и богатые компании. Мир стал намного быстрее, процессы многократно ускорились. И проекты порой «выстреливают» неожиданно резко. Или проваливаются.

Думаю, что станет больше системности, ставки на долгое, стабильное, неспешное развитие, в противовес быстрым деньгам и случайным прибылям.

Rock Cult: В чем наше главное отличие от зарубежных музыкальных рынков?

Сергей Бабич: У них фора в 70 лет развития. Российскому шоу бизнесу от силы 15 лет, и родился он из бешеных девяностых. На западе музыкальный бизнес системный и устоявшийся. Но самое главное, на западе есть механизм появления качественного продукта, институт продюсирования. В то время как в России промоутеры занимаются собирательством самостоятельно произрастающих талантов (в противовес выращиванию)

Rock Cult: Чего не хватает, для того, чтобы достичь уровня, например, Англии, как лидирующей стране в плане музыкального развития? Идем ли мы по стопам запада или наша industry движется “своим путем”? 

Сергей Бабич: Не хватает уровня осознанности, уровня совершенства личностей, которые принимают ключевые решения в индустрии. Все ещё не хватает понимания, что недостаточно просто заботиться об интересах своей компании. Каждая компания обязана думать о сохранении и развитии рынка в целом. Пожалуй, есть лишь единицы профессионалов, которые готовы прилагать усилия чуть большие, чем забота о собственном доходе.

Но мы не отчаиваемся, всему своё время.


Rock Cult: Чего стоит ожидать простым слушателям в следующем году в плане концертов и фестивалей? Говорят, все крупные фестивали в этом году провалились, и в следующем году ничего не будет. Правда ли это?

Сергей Бабич: Не знаю, кто именно говорит, что «ничего не будет». Нужно хорошо понимать суть профессиональной деформации промоутеров. Это чаще всего люди — которые не могут не творить, не создавать новые проекты и фестивали. Есть такая шутка, что единственные люди, которые переживут ядерный апокалипсис — это промоутеры. Обязательно что-то придумают.

По поводу регулярных «провалов» вообще можно написать научную диссертацию по экономике. Сегодня бизнес-модель многих шоу проектов — отрицательная. Есть устойчивое количество игроков, которые из года в год делают убыточные проекты, обрастают кредиторами и долгами. Но продолжают организовывать концерты и иногда что-то зарабатывать.

Rock Cult: Как обстоят дела с профильными организациями (ассоциациями, саморегулируемыми организациями и т.д.)? Что они делают для защиты участников рынка? Нужны ли такие организации?

Сергей Бабич: Определенные усилия в этом направлении совершаются. О результатах говорить пока рано. Необходимость в механизмах регулирования и защиты очевидна. На сегодня промоутер — самый не защищенный участник индустрии. Любая проблема прокатчика, артиста, билетного оператора, отношений с властями или площадкой — сразу становится проблемой промоутера.

Кроме шуток, нам нужно беречь и ценить тех немногих людей, которые изо дня в день ставят на кон свою репутацию, финансовое состояние и зачастую свою судьбу.

Rock Cult: Как участники рынка взаимодействуют с властями в новых политических условиях?

Сергей Бабич: Ничего нового в этом смысле не происходит. Как и всегда, промоутеры неустанно находятся в диалоге и согласовании всех общественно значимых аспектов работы: безопасность, законность, иногда антитеррор. Кому-то удается не зависеть от политического барометра. А кому то не везет, и крупные шоу проекты начинают превращать в инструмент давления, создания напряженности в обществе. К сожалению, всего предусмотреть не получается. Это высокорисковый бизнес, и для этого мы всерьез продвигаем продукты по страхованию концертов.

Rock Cult: Что нужно сделать, чтобы Россия не находилась в изоляции от мирового шоу-бизнеса?

Сергей Бабич: Ну, об изоляции речь не идет. Скорее, усложнение взаимодействия. Частичные ограничения. А на извечный вопрос «Что делать», ответ простой. Начинать нужно с себя, становиться более открытым, искренним и целеустремленным. Тогда обстоятельства начинают помогать и способствовать. Это целое мировоззрение. Ты либо тянешься к свету, либо копошишься во тьме. Каждый делает свой выбор. Ежеминутно.

Rock Cult: Что вы думаете насчёт неустанно плодящихся домашних лейблов и звукозаписывающих студий?

Сергей Бабич: Мир быстро меняется. Быстро меняются технологии. По законам экономики — продукт всегда становится более доступным. И звукозапись не исключение.

При должном подходе это никак не сказывается на качестве. Как раньше, все дело в руках и ещё в больше степени в ушах.


Rock Cult: Взятые все вместе, как вы считаете, имеют ли они конкурентную силу для крупных лейблов/студий?

Сергей Бабич: И вместе и по раздельности. Силу имеет любое начинание, в котором учитываются все важнейшие составляющие. Для лейбла это: продукт, аудитория, каналы продвижения, активации, маркетинг, лояльность артиста и слушателя.

Если всё сделано правильно, то и крупный артист может уйти на «домашний» лейбл.

Rock Cult: Что вообще можно сказать об андеграунде? Есть ли молодых музыкантов шанс пробиться наверх?

Сергей Бабич: Подождите, давайте определимся. Это принципиально разные сегменты и стратегии. Если артист хочет быть андеграундом — наверх ему не надо. А если он хочет наверх, то он уже не андеграунд, он развивающийся стартап, у которого всегда есть шанс вырасти. Можно выпустить 10 релизов, а выстрелит 11й. В любом случае, нужно много работать, хоть ты пишешься на Эбби Роуд студиоз или в гараже у однокурсника.

Работать надо так, что бы вечером, засыпая, ты мог себе сказать «я сделал всё что в моих силах, на большее я не способен». А потом спросить себя: «А может, все-таки способен?». И оторваться от мягкой подушки, проработав ещё полночи.