Творческий путь Роберта Уайатта сложен и извилист, равно как и его музыкальные увлечения. Важнейшей вехой его биографии стало участие в культовой психоделической группе Soft Machine в качестве ударника и вокалиста. Роберт поиграл ещё в нескольких группах, а также сделал весьма успешную сольную карьеру, несмотря на тяжёлые испытания, о которых мы непременно расскажем.

Роберт Уайатт: факты

  1. Полное имя музыканта — Роберт Уайатт-Эллидж, он родился в семье журналиста ВВС Хонор Уайатт и психолога Джорджа Эллиджа. С детских лет ребёнка окружала творческая атмосфера, а уже будучи подростком он начал брать уроки у джазового барабанщика Джорджа Нейдорфа.
  2. Во время учёбы в школе Роберт Уайатт стал одним из создателей группы The Wilde Flowers (название придумано в честь Оскара Уайльда). Этот коллектив просуществовал с 1964 по 1967 годы, не выпустив ни одного альбома. Зато, распавшись, группа породила две поистине культовые группы: Soft Machine и Caravan. Балансируя между психоделическим роком и набирающем обороты прогрессивом, они станут наиболее ярким порождением так называемой «кентерберийской школы» британского рока.
  3. Став участником Soft Machine, Уайатт записал с группой 4 альбома. Он зарекомендовал себя не только как оригинальный барабанщик, но и как талантливый вокалист. Он обладал не только высокой техникой игры и богатой фантазией, но и чувством юмора. Высмеивая поклонников-снобов он мог нарочно играть на концертах откровенную бредятину, а в одной из песен с альбома Volume Two он попросту пропел английский алфавит. А ведь мог бы и до таблицы умножения добраться!
  4. В сентябре 1971 года из-за творческих разногласий с другими музыкантами Уайатт покинул Soft Machine. К этому времени он успел записать сольный альбом под названием The End of an Ear и даже, как сообщает «Энциклопедия прогрессивного рока», записал, но не выпустил совместный сингл с Джими Хендриксом.
  5. Без группы Роберт долго не сидел: уже в декабре того же года он создал группу Matching Mole. В этом крылась игра слов: название Soft Machine звучало по-французски как machine molle. Группа выпустила в 1972 году два альбома. Первый, одноимённый, получился более традиционным и «пасторальным», а вот во втором Уайатт и компания оторвались по полной. Пластинку, кстати, спродюсировал Роберт Фрипп, а Брайан Ино сыграл на ней партии синтезаторов. Особенно знаменитой стала песня Signed Curtain, в тексте которой были такие строчки: «А вот это припев, или, возможно, просто изменение тональности. Не обращайте внимания, оно вас никак не коснется; и означает только то, что эта песня мне надоела, я потерял в нее веру, так как она не поможет мне поговорить с вами».
  6. Группа готовилась к записи следующего альбома, но 1 июня 1973 года произошло несчастье. На вечеринке Роберт перебрал с горячительными напитками и выпал из окна третьего этажа своего дома. Уайатту повезло — он остался жив. Но итог всё равно был неутешительный: перелом позвоночника. Долгие полгода в госпитале привели музыканта в чувство, но было ясно, что ходить он больше не сможет, а, значит, и играть на ударных.
  7. Несчастье не сломило Уайатта. Взамен ударной установки он освоил клавишные и уже в середине 1974 года он выпустил сольный альбом под названием Rock Bottom. Во время записи Роберт играл не только на клавишных, но и на слайд-гитаре и перкуссии. В записи альбома принимал участие небезызвестный Майк Олдфилд, а спродюсировал его Ник Мейсон, ударник Pink Floyd. «Флойды» в том же году отыграли два благотворительных концерта в пользу Уайатта, которые принесли ему 10 тысяч фунтов стерлингов.
  8. Инвалидность Роберта Уайатта нередко ему мешала. Так, например, его появление в инвалидном кресле в телепередаче Top of the Pops сопровождалось ремаркой «неподходящее для семейного просмотра», что, естественно, било по доходности и делало Уайатта нежелательной для продюсирования фигурой. С продюсерами и лейблами возникали и другие проблемы. Так однажды лейбл Virgin отказался выпускать кавер Роберта на песню Криса Эндрюса Yesterday Man, посчитав его «слишком скорбным».
  9. Тяжелейшая травма и ограничения в передвижении привели к серьёзным изменениям в мировоззрении Уайатта, в его отношении к происходящим в мире событиям и явлениям. «Я уже не мог вести нормальную жизнь музыканта — разъезжать стало слишком тяжело. Романтические мысли о своей значимости и неповторимости как музыканта прошли у меня довольно быстро. Другие вещи, совсем не связанные с моей профессией, стали для меня более важными. Я разговаривал с серьезными людьми о реальных жизненных проблемах, начал думать о происходящем на нашей планете, и мир рок-н-ролла показался мне таким крошечным», – говорил он.
  10. В чём это проявлялось? В активнейшем самообразовании. Уайатт накинулся на чтение книг. Также он часами слушал радиостанции всего мира. Озабоченность общественными проблемами делала взгляды Роберта всё более радикальными, что проявлялось и в его творчестве. В песнях Уайатта начала 1980-х, как каверах, так и оригинальных произведениях, нашли своё отражение и критика Фолклендской войны, и поддержка чилийского народа в борьбе с диктатурой Пиночета. А в 1978 году Уайатт и вовсе вступил в коммунистическую партию.
  11. Творческая активность Роберта Уайатта не снизилась ни в 90-е, ни в нулевые. В 2000-е годы он принимает участие в записи альбомов Бьорк и Дэвида Гилмора. Вместе с Бьорк Уайатт записал песню Submarine для её альбома Medulla. На пластинке Гилмора On an Island Роберт пел и играл на кларнете в композиции Then I Close My Eyes. А в октябре 2007 года вышел сольный альбом Уайатта Cornucopera.
  12. Величайшим из ныне живущих музыкантов Уайатт считает израильского джазмена Гилада Ацмона, который, кстати, участвовал в записи Cornucopera.
  13. В октябре 2014 года Роберт Уайатт дал интервью, в котором объявил, что перестал заниматься музыкой, заметив, что такая формулировка нравится ему больше, чем «ушёл на пенсию». Он признался, что в настоящий момент вовлечён в политику сильнее, чем в музыкальные дела.
  14. Напоследок заметим, что подобное признание не помешало Уайатту в 2015 году записать партию корнета для песни The Girl in the Yellow Dress с альбома Дэвида Гилмора Rattle that Lock, а также партии корнета, трубы и вокала для сингла Бориса Гребенщикова Stella Maris.