Проказница из Беверли-Хиллз

1983 год. Студентка Университета Южной Калифорнии Джоанна Филдз записывает свою первую пластинку Beverly Hills Brat, выпуская её под именем Джоанна. В имидже певицы есть что-то от ранней Синди Лопер, в песнях — немного панка. Но это совсем не та Джоанна, о которой узнают в СССР спустя несколько лет, да и ни одна из песен с Beverly Hills Brat не будет ни исполнена, ни переиздана, ни перезаписана, в том числе и песня Boys, They’re My Toys с элементами считалочки, в которой, вероятно, упоминаются различные рок-личности всех времён и народов. Если захотите посчитать их количество, даже не пытайтесь загибать пальцы на руках – их вам всё равно не хватит.

В 1984 году Джоанне представляется возможность побывать в СССР в качестве туристки. Незадолго до своего, как вскоре окажется, судьбоносного путешествия певица узнаёт от своих знакомых о том, что в Советском Союзе тоже существует рок-музыка, а заодно получает телефон «настоящей рок-звезды Советского Союза» Бориса Гребенщикова. Вот тут-то всё и завертелось: знакомство с ленинградской рок-тусовкой, материальная и моральная помощь музыкантам, а также первая любовь в лице гитариста «Кино» Юрия Каспаряна. Своего рода кратким содержанием всей этой истории может служить клип на песню Feeling, в которой Джоанне подпевают Виктор Цой, Юрий Каспарян, Борис Гребенщиков, Виктор Сологуб (вокалист и басист группы Странные игры) и Сергей Курёхин. Что касается видео, то вы вполне можете на его основе устроить соревнование, кто больше остальных узнает представителей советской/российской рок-сцены.

На пределе

Псевдоним Стингрей (что в переводе с английского означает «электрический скат») Джоанна взяла себе в те годы, когда она тайком вывозила записи советских музыкантов в США. Будучи объектом слежки со стороны КГБ и ЦРУ одновременно, она сумела сделать невозможное: 26 июня 1986 года на небольшом американском лейбле Big Time Records вышел двойной виниловый сборник Red Wave. На нём были представлены коллективы Аквариум, Кино, Алиса и заменившие в последний момент группу Зоопарк Странные игры — на каждый из них было отведено по стороне виниловой пластинки. Несмотря на то, что музыкальные критики по ту сторону железного занавеса не слишком воодушевились сборником, начало процессу легализации подпольной музыки в СССР было положено. Правда, за выпуск Red Wave, который в официальной советской прессе сочли за провокацию, Джоанне Стингрей присудили наказание в виде последовательного отказа в получении советской визы в течение шести месяцев:

В 1986 году мне отказали в разрешении приехать в Советский Союз на собственную свадьбу с Юрием Каспаряном. Полгода я ждала визы, и это были шесть самых ужасных месяцев моей жизни. Мне тогда казалось, что всё кончено, и именно Виктор [Цой] поддерживал меня всё это время. Он писал мне письма со смешными картинками, в которых повторял: «Джо, не грусти, ты обязательно вернёшься. Мы все тебя ждём, мы — твои друзья и не забудем тебя. Пожалуйста, не плачь. Будь счастлива». Его письма и телефонные звонки спасли мне жизнь.

Однако жизнь всё расставила по своим местам. К концу 1987 года Джоанне Стингрей всё-таки дают разрешение на пребытие в Советский Союз, и певица вскоре появляется на передаче Музыкальный ринг. Пожалуй, это был один из самых добрых выпусков программы, а уж как народ в зале плясал под перепевку легендарной Back in the USSR не менее легендарных The Beatles (по иронии судьбы записанную Джоанной в тот самый шестимесячный период), лучше один раз увидеть.

В 1989 году на фирме Мелодия выходит первая советская пластинка певицы — миньон Stingray. В него вошли четыре песни, написанные Джоанной вместе с Борисом Гребенщиковым и Сергеем Курёхиным, в том числе и агрессивная композиция Turn Away. Кстати, в клипе на эту песню снялись довольно известные личности, среди которых в будущем известный российский телеведущий, обладатель не сходящей с лица улыбки Игорь Верник.

Тем не менее перепевки занимают значительную часть репертуара Стингрей. Мелодия в них, в основном, близка к оригинальной, а слова могут быть как почти дословным переводом текста исходной песни, так и написанными с нуля. К первым относятся, например, Rock’n’Roll is Dead и Ashes (в оригинале это песни Аквариума Рок-н-ролл мёртв и Пепел), а среди вторых — Yerosha (то есть Колдунья даёт советы группы Игры) и Danger! (на самом деле Невесёлая песня Кино). Интересно заметить, что в клипе на последнюю из них Джоанна предстаёт в не совсем традиционном образе: на её голове парик из чёрных волос, в котором певицу можно увидеть и в эпизоде из клипа на песню Feeling.

Tsoi Song, как и Danger!, вошла в альбом Джоанны Walking Through Windows (1991), который она посвятила памяти Виктора Цоя, погибшего ранее в автокатастрофе. На обратной стороне обложки пластинки певица оставила ему зашифрованное сообщение: «YWNBFILYVMFUI». Эту практику она продолжила и по отношению к сборнику Rock Me But Don’t Disrupt My Mind (в него вошли песни, записанные Стингрей в период с 1983 по 1987 год), разместив там другое послание: «VT-ILUVVMAFURRRR». Не менее загадочным выглядит видео на Tsoi Song, по своему стилю напоминающее видеоклип The Smiths The Queen is Dead.

Стальные колёса

Тема Цоя всплывала в творческой биографии Стингрей ещё не раз: Джоанна участвовала в концерте памяти Виктора Цоя, который состоялся 20 июня 1992 года в Лужниках, а в 1996 году вышел документальный фильм Солнечные дни, сделанный певицей из архивных видео совместно с бывшим басистом Звуков Му Александром Липницким… Заметили, что появилось имя, связанное уже с московской рок-тусовкой? А лидер Бригады С и Неприкасаемых Гарик Сукачёв отметился ещё раньше, снявшись в двух клипах Стингрей, а именно на песню Dancing in the Sky и версию битловской Come Together, исполненной вместе с Борисом Гребенщиковым.

В конце предыдущего видео хорошо заметна знакомая многим надпись Greenpeace, и появилась она неспроста: Джоанна Стингрей, помимо музыки, активно занимается вопросами сохранения природы. Певица участвовала в концерте в поддержку Greenpeace и пыталась приучить российских людей не мусорить с помощью социальных роликов, не лишённых некоторой доли юмора (что особенно заметно по эпизоду с Константином Кинчевым).

Ещё одна интересная страничка в биографии Джоанны Стингрей — её первая и единственная работа в кино. Случилось это в 1993 году, а фильм, в котором Джоанна сыграла одну из главных ролей, получил название Урод. В какой-то мере кинолента оправдывает своё название, поскольку она получилась, мягко говоря, весьма эксцентричной. Стингрей впоследствии вспоминала о своём участии в фильме следующим образом:

Что касается фильма Урод, он был сделан абсолютно без моего контроля. Я люблю, чтобы в том, что я делаю, был немножко мой контроль — что я продюсер тоже… А в этом фильме я просто выполняла работу. Это было очень трудно. Хотя и интересно — я посмотрела изнутри, как делают кино. Это как видеоклип, но очень большой.

Сам фильм официально не выходил ни на кассете, ни на DVD, но в Сети его легко можно найти. Впрочем, как и видеоклип на песню Baby Baby Bala Bala, в основу которого вошли отрывки из Урода. Жалко, что туда не попали эпизоды с танцующим полковником КГБ, образ которого воплотил Алексей Золотницкий, и эпичное «Я льюблю тьибя, придурок!» в исполнении Джоанны Стингрей, а то вышло бы отличное промо-видео к фильму.

Из телевизионных выступлений Джоанны, помимо появления на Музыкальном ринге, до нас дошла и запись прямого эфира с петербургского канала Свежий Ветер во время передачи Живьём с Максом. К сожалению, в Интернете нашлись только две песни с телеконцерта: Lost Souls и Demons Dancing. При этом точно известно, что полная запись выступления Стингрей в программе Живьём с Максом существует, — ждём, а пока можно послушать, например, композицию Lost Souls в живом варианте и сравнить с её альбомной версией из студийного альбома For a Moment (1994).

Танцы на небесах

Следующий студийный альбом Стингрей Shades of Yellow выйдет только в 1998 году — на тот момент певица уже будет жить в США вместе со своим вторым мужем Александром Васильевым (который ударник «Центра», а не лидер группы Сплин) и растить общую дочь Мэдисон. При этом Джоанна не забудет о своей связи с Россией: в 2004 году она приедет с концертами, а три года спустя запишет ещё один студийный альбом May There Always Be Sunshine, заглавный трек с которого есть не что иное, как англоязычная версия советской детской песни Пусть всегда будет солнце, которую Джоанна исполнила вместе со своей дочерью.

В одном интервью Джоанна Стингрей как-то призналась, что хочет написать книгу:

У меня есть материал для двух книг-фотоальбомов — о Викторе Цое и о «Красной волне». Там будет очень немножко слов. Но, может быть, через какое-то время я напишу реальную историю «Красной волны» — ведь люди до сих пор не знают подробно об этой пластинке. Я чувствую, что вскоре уже смогу написать об этом.

Это было бы очень здорово, однако и жизнь Джоанны в целом достойна книги. Да что там книги — целой экранизации. Необыкновенные приключения начинающей американской рок-певицы в Советском Союзе, полные и радостных, и грустных моментов, охватившие все социальные уровни от советского подполья до сильных мира сего, — в общем, всё это рок-н-ролл!