Empire: факты и цитаты

  • Многие восприняли название альбома как некое политическое заявление, но в этом не было и доли правды. Слово «empire» во внутреннем слэнге группы всего лишь означало нечто чрезвычайно выдающееся. Серж Пиццорно пояснил историю названия:

По-моему, началось все с фразы “Это римская империя”. Знаете, древние руины и все такое. Эти сумасшедшие здания в Ватикане или где-нибудь. Том говорил: “Это чертова римская империя!” А потом это сократилось просто до “империи”. Это всего лишь чертовски смешное слово, мы чуть не плакали от смеха.

  • Что касается обложки, Kasabian хотели отойти от воинственности дебютника и «исследовать другую эстетику». Музыкантам попались на глаза винтажные игральные карты, и в итоге обложки альбома и синглов с него были украшены адаптированными версиями карт из колоды Le Florentin Пола-Эмиля Беката. Еще один комментарий от Сержа:

Они выглядели просто замечательно. Мне понравились цвета, его взгляд, то, как он держит девушку. Странные они, игральные карты. У них безумная история. Сколько вещей было выиграно и проиграно при игре в карты — просто с ума сойти можно.

  • Альбом был записан на ферме в Уэльсе под названием Rockfield Studios. Музыканты, решив укрепить свои творческие и дружеские узы типичным для британских групп способом, отправились в сельскую местность с несколькими задумками и даже готовыми синглами. На давно не ремонтировавшейся ферме они обнаружили множество древних инструментов и пластинок. По воспоминаниям Kasabian, это был «очень веселый, но пьяный период». После работы они отправлялись в паб на велосипедах и пытались вернуться домой тем же способом, и для Иэна одна такая поездка закончилась в канаве. А потом музыканты до четырех утра играли в видеоигры.
  • Продюсер Джим Аббисс считает, что главное отличие Empire от Kasabian состоит в том, что в дебютном альбоме гитарные и синтезаторные элементы были скрещены в каждой композиции, а здесь альбом в этом плане разделился на две части, и эпизодов с перемешиванием жанров было меньше.
  • Заглавная песня альбома началась с басовой партии, оркестрового мотива в духе старых заставок к сериалу «Доктор Кто» и «сумасшедших припевов в стиле Боуи». Одной из главных фишек, которые Пиццорно хотел использовать, была смена темпа в течение песни. Об этом приеме его заставило задуматься творчество Clinic. Kasabian написали Empire сразу после выпуска дебютного альбома и мгновенно решили начать следующую эру именно с этой песни, обозначая переход от психоделического электро-рока к классическому рок-н-роллу и от запрограммированных лупов к живому звучанию. Впрочем, стоит заметить, что никакого радикального перелома не случилось, и Kasabian, что бы они ни заявляли, годами удачно балансируют между этими полюсами. Да и в Empire в действительности было достаточно электроники, пусть и значительно разбавленной тяжелыми риффами и оркестровыми аранжировками.
  • Песня Stuntman была посвящена Ивелу Книвелу, известному своими рискованными трюками на мотоцикле. Сержа впечатлила его жизнь на грани и ежедневное сражение со смертельными опасностями.
  • По признанию Тома Мейгана, The Doberman была записана на пьяную голову. У группы были двухнедельные рождественские каникулы, но, когда Серж сыграл Тому эту песню, последний был настолько впечатлен, что потребовал немедленного возвращения в студию. Впервые увидев текст, Том записал вокал с первой попытки.
  • В песню Me Plus One Серж захотел добавить фолковые партии струнных, которые он не мог четко описать: нечто то ли индийское, то ли цыганское. Аббисс пригласил из Парижа алжирских музыкантов, которые абсолютно не говорили на английском, поэтому работа получилась забавной: участники записи были вынуждены сквозь смех напевать друг другу мелодии.
  • Клип Me Plus One содержит отсылку к работе Сальвадора Дали «In Voluptate Mors», в которой обнаженные девушки образуют череп.
  • Shoot The Runner была вдохновлена T. Rex и Black Sabbath. Есть две авторских интерпретации названия: с одной стороны, подразумевается стрела купидона, которая поражает беглеца, но, с другой стороны, Серж охарактеризовал песню как саундтрек к безумному веселью, а ее название – как призыв не уходить с праздника слишком рано.
  • Своей любимой песней с Empire Серж назвал трогательную By My Side, выделяющуюся на фоне по большей части агрессивных треков альбома.
  • Над созданием клипа Empire работал британский режиссер Эндрю “W.I.Z.” Уистон (в его портфолио также можно найти ряд примечательных видео для Oasis, Hurts, Arctic Monkeys, The Chemical Brothers, Massive Attack и многих других). Этот красивый и пронзительный клип, основанный на событиях Крымской войны, многие считают лучшим в видеографии Kasabian. Во всех клипах Kasabian, снятых Уистоном, прослеживается одна и та же идея. Группа раз за разом сопротивляется системе, которую в Club Foot представляют правительственные войска, в L.S.F. – тюремная стража, в Fire – полиция, а в Empire – военное командование. В последних двух клипах группа несет свои музыкальные инструменты как символ пацифизма. Отгородившись от милитаризма предыдущего альбома, Kasabian перешли к антивоенной риторике.
  • Вот что говорит Серж о концепции клипа:

Сама идея песни в неповиновении приказам. Снимая клип, режиссер W.I.Z. интерпретировал её как неповиновение генеральским приказам на войне. Тогда как моя идея больше заключалась в общем смысле неповиновения чьим-либо приказам, кто бы под "ними" ни подразумевался.

  • В клипе можно заметить невнятную кириллицу на пушке. Надпись «еру пдщкшщгы ву» можно принять за типичный небрежный «перевод» на русский, но это не совсем так. В английской раскладке это были бы слова «the glorious de» (т.е. «the glorious dead»: так в Великобритании называют солдат, погибших в войнах за всю историю страны), а в целом вся эта головоломка – отсылка к тому факту, что «Атака легкой кавалерии» началась из-за попадания английских пушек в руки русских. Тогда существовала практика нанесения на отвоеванные орудия символики и надписей на родном языке перед очередным выведением их на поле боя.
  • Клип Empire завершается фразой «Dulce et decorum est Pro patria mori» («Сладка и прекрасна за родину смерть»). Это изречение Горация, ставшее также последней строчкой в популярном антивоенном стихотворении английского поэта и участника Первой мировой войны Уилфреда Оуэна. Изначально Оуэн написал текст как личное письмо, но позже решил обратиться с ним к более широкой публике.
  • Том блестяще исполнил свою роль в клипе и эмоционально вспоминал его съемки:

Для меня эта роль печальная и грустная. Я странно себя ощущал, до сих пор не могу выкинуть это из головы. И слезы на моих глазах были реальны, а не надуманны. Мои губы едва говорят: "Прощайте..". Это был довольно личный момент. Это было настолько реально.

А напоследок позволим охарактеризовать Empire самим Kasabian.

Это альбом об очень простых вещах. О твоих лучших друзьях и твоей возлюбленной. Он о твоей собственной крохотной жизни и о твоем круге. Не об изменении мира, а о твоей собственной чертовой жизни. Он о вещах, которые стали чрезвычайно важны, когда все это закрутилось, о людях, которых мы ценим, и о хорошем веселье с друзьями.

Серж Пиццорно

Первый альбом был очень агрессивным, но и невинным в то же время. С Empire мы решили записать более органичный альбом. Более нежный, более мелодичный, со вкусом.

Том Мейган

После тура у нас был перерыв в две недели, затем мы вернулись в студию. С первым альбомом мы купили компьютер, и все делали на нем. Со вторым альбомом, я думаю, во время записи и репетиций мы стали ближе как друзья, теперь группа стала нашей полноценной работой на весь день.

Крис Эдвардс

На этом альбоме мы были очень честны. Мы отправились в студию без внешнего давления и просто делали музыку так, как мы это чувствовали. Мы очень гордимся этим альбомом. (…) Он был приключением. Меня недавно спросили: “Какая песня определяет альбом?” Мне кажется, здесь нет определяющей песни. Сам альбом определяет себя.

Иэн Мэттьюс