О Несмеяне

Ребята из «Несмеяны» занимаются тем типом творчества, которому не нужно ротаций и стадионов, а нужен подвал с 20 фанатами, врубающимися в идею. Но чем больше они выпускают материала, расползающегося по сети, тем теснее будет становится в этом подвале. Однако, вряд ли Саша Селезнев и Вика Шикова сменят его на уют «Солянки» или «Стрелки».

А пока они продолжают свое постмодернисткое музыкальное путешествие в последние два русских десятилетия XX века, капаясь на местных хтонических музыкальных помойках, и поглядывая в сторону лучших достижений электроники по обе стороны Атлантики.

Бибоп и Несмеяна-2 (2013)


Бипоп и несмеяна


1. Тандердом-93
2. Холодное
3. Джек-пот
4. Мертвая голова
5. Призрак
6. Тень победы
7. Мусор
8. Отморозок
9. Брод без переправы
10. За**ись (Любер-версия)
Прослушать Вконтакте

На этот раз они решили вернуться к своему даже не сайд-проекту, а побочному и логичному ответвлению «Несмеяны» — «Бибопу и Несмеяне». Если в первом случае, они играют идеальное red disco, фиксируя духовную ситуацию нашего общества накануне хруста шейных позвонков Советского Союза, то во втором – это уже история первого президентского срока Ельцина, со всеми вытекающими из него бандистскими разборками и разгонами законодательных органов.

Первый «Бипоп и Несмеяна» был выпущен в 2011-ом году, и был встречен горсткой преданных слушателей, не сказать, чтобы одобрительно. Действительно, после серии идеальных восьмидесятнических «Щас ты не звонишь…», «Дикий пляж», «Красные дни» и «Голода» резкий прыжок на танцполы московских и питерских рейвов 1992-1995 годов был очень неожиданным. Хотя, и в этом случае Селезнев и Шикова также отработали на все сто. И даже постарались отойти максимально от концепции «Несмеяны».

Во-первых, музыка, но о ней выше.

Во-вторых, вокал. Теперь много компьютерным и безжизненным голосом поет-проговаривает сам Селезнев. Он и является «Бипопом», а Вика «Несмеяна» Шикова поет тем самым женским голосом из euro disco.

В-третьих, тексты. Здесь отсутствует свойственная их восьмидесятнической тематике натуралистическая фиксация действительности. В их «ельцинских» альбомах тексты замешаны на игре, смешения и пересечения сюжетов. Реалии 1990-ых становятся как будто почерпнутыми из компьютерных игр или пиратских кассет с боевиками с голосом переводчика Володарского. Или наоборот, эти реалии становятся сюжетами шутеров, боевиков и ужастиков.

Получается, на самом деле, завораживающе. Идеальным примером является «Курганский терминатор» с первой пластинки «Бибопа и Несмеяны». Фигура известнейшего наемного убийцы начала 1990-ых смешивается с киборгом из голливудского боевика того же периода. Москва эпохи курганских, бауманских и ореховских ОПГ становится идеальной площадкой для Апокалипсиса: горящее Останкино, разрушающийся Кремль, гуляющие роботы-убийцы в спортивных костюмах. И это было лучшее отечественное высказывание о «лихих 90-ых» со времен сериала про Сашу Белого¸ Пчелу, Космоса и Фила.

Немного о новом альбоме

Вторая, выпущенная вновь неожиданно, пластинка проекта «Бибоп и Несмеяна» ничего нам не даст нового в плане музыки, так как доскональное следование канону здесь и является знаком качества. А вот в текстах песен мы получаем очередную забойную порцию триллеров-историй. Разгон Верховного Совета в «Тандердоме-93» изображен битвой где-то на далекой планете между разными расами. Зомби-апокалипсис дан нам в рассказе о знаменитых фанатских драках между конями и мясом. «Тень победы» — жутковатая история как все героические безвестные мертвецы восстали из братских могил, чтобы отпраздновать 50 лет победы на Германией. «Мусор» — быть может самая гуманистическая песня на этой жестокой пластинке: мент (мусор) становится бомжом и сливается со свалкой – становится мусором в прямом смысле слова. И так далее и тому подобное. Если вы врубаетесь в идею, то с этой пластинки будет нереально слезть.

И совсем немного об идее

А что это за идея? Она проста – лучшая музыка в России замешана на двух китах: хорошая осведомленность в западном контексте, и черпание сюжетов и идей из местной действительности. Идеальной в этом смысле является группа Гражданская оборона. Селезнев и Шикова это прекрасно осознают, а потому в самом конце пластинки лежит электронный кавер на Летова «За**ись».

Собственно, только это и хочется сказать после прослушивания альбома.