Британские психологи под руководством Эммы Тредголд (Emma Threadgold) из Университета Центрального Ланкашира выявили, что прослушивание музыки снижает способность к креативности при работе.

Ученые проверяли участников эксперимента с помощью специального теста. Нужно было выстроить ассоциации в подобранных словах в четырех условиях: при прослушивании музыки с текстом на неизвестном испытуемым языке (испанском), при прослушивании мелодии без слов, при прослушивании известной музыки (на английском языке) и вообще без музыки. В различных вариациях такого теста участникам дают набор из мало связанных друг с другом слов и просят найти слово или словосочетание, которое бы могло их связать. Умение подбирать общее слово считается прямо пропорциональным способности к креативности.

Первое задание выполняли 30 человек: они проходили тест на ассоциации либо в тихом помещении, либо в помещении, в котором играла музыка на испанском языке. Результаты показали, что наличие музыки сильно снижает продуктивность, а в тихом помещении они подбирали общие слова к большему количеству примеров и лучше справлялись со сложными вариантами.

Во втором задании, которое выполняло 18 испытуемых, использовали музыку без слов. В тихом помещении добровольцы показали отличные результаты.

И в третьем задании (36 участников) ученые использовали музыку со знакомыми участникам словами, а также запись звуков в библиотеке. Выяснилось, что это снова снизило производительность при прохождении теста. Производительность не повышалась даже в том случае, если музыка улучшала настроение участников, а также если сам человек высказывал предпочтение работать не в тишине.

Психологи сделали вывод: способность людей к решению задач, связанных с обработкой текста, может нарушаться при прослушивании музыки, даже без слов. Это связано с тем, что рабочая память оказывается перегружена информацией, которая поступает через слуховые каналы. Данный тест на ассоциации может оценить способность людей к креативности только в рамках решения задач, связанных с обработкой языковых стимулов и не является оценкой влияния музыки на креативность в решении других задач.

Источники