Мне давно хотелось написать заметку на такую тему, а теперь, как выясняется, она становится злободневной и актуальной. Сначала «Наше Радио» получает в комментариях в соцсетях массу гневных отзывов и обещаний не ездить на Нашествие из-за того, что закроет его Машина Времени. Затем The National отменяют тур по России и Украине из-за неспокойной обстановки в регионе.
Не хочется выискивать, кто прав или виноват в таком случае. Решение отменять концерты принимает сам музыкант, и случай The National – пусть и, к сожалению, уже не первый – не причина говорить о том, что, мол «железный занавес опускается» на Россию. Пока не отменили – и, надеюсь, не отменят своих концертов Black Sabbath, Брайан Мэй, участники Park Live и Next Generation и многие другие.

Но раз за разом в дискуссиях появляется старый добрый аргумент – «не лез бы ты в политику, песни бы играл». И вот тут, как часто это бывает, есть масса деталей, в которых не то, что дьявол, а тот самый легион бесов из Евангелий от Марка, Луки и Матфея прячется. Потому что он кажется мне демагогическим и принижающим положение музыканта.

Я не могу залезть в голову людям, чтобы без интервью узнать, чего они хотят от артистов, но старое представление о политике, как чем-то «грязном» коренится в наших людях. И, разумеется, любой человек, который вдруг высказывается на эту тему не так, как им нравится – автоматически покрывает себя позором. В чём же тут проблема для музыкантов?

Во-первых, в том, что у нас зрители любят указывать музыканту, что петь и о чём петь. И это я сейчас вовсе не про хиты, которые во всем мире обязательно поёт на своих концертах любой музыкант (если он не Борис Гребенщиков и не привык играть своему слушателю ровно то, что он сам задумал), а про то, какие темы поднимать и на какие темы говорить. Мысль о том, что музыканты должны быть в стороне от политики и дарить людям радость, любят генерировать и сами музыканты – последнее время очень часто о таком, о закрытии в каком-то хрустальном куполе своих фантазий говорил и Александр Васильев. У этого «долга дарения людям позитива» что-то есть от мысли, что артист – это дополнительная услуга, прилагающаяся к бару и ресторану. Что вполне логично, если учитывать, что у нас концертные залы в большинстве своём (особенно маленькие) остаются частью клуба, клуба-кафе или именно что ресторана. В таких условиях действительно вряд ли кому-то будет интересно, если вдруг музыканты начнут петь на те темы, какие можно было бы назвать публицистическими.

И знаете что? Плохо это, что они такие песни петь не будут, потому что иначе им не видать и тех площадок, что есть. Нет, конечно, никто не запрещает писать на те темы, какие подсказывает ему собственный творческий поиск. Но почему-то при этом обязательным является высказать мысль, что и высказываться он не может об обществе, политике, политических отношениях между людьми. Неужели и правда музыкант должен спрашивать для этого разрешения у своей аудитории (а то и не у аудитории, а у тех, кто случайно его по радио или в сети слышит)? Неужели это такая разновидность официанта, которая должна лишь «чего изволите-с» спрашивать перед каждой песней и словом?

Музыкант пишет вообще-то песни для себя в первую очередь. Потому что не может не писать. От того, что эти песни находят отклик у других людей, он не лишается права на собственную совесть и право самому выбирать утверждения. На заказ могут работать профессиональные ресторанные исполнители, потому что это их работа – качественно и профессионально исполнять то, что хочет клиент заведения. Но музыкант, который не является постоянным сотрудником общепита, вообще-то не подписывается на одно сплошное доставление удовольствия. Артист, который отмахивается от больных вопросов обществу, себе, людям вокруг – и правительству в том числе – поступает так, как велит ему собственное представление о том, что ему нужно и не нужно. Не то со зрителями. Я вас удивлю, но он вам, на самом деле, ничего не должен. И ваши советы «не лезть в политику» — смешны, а публичные разочарования, «открытые письма» и прочее – проявление не разочарования, а ревности. Вы скачете за ними три дня, чтобы сказать о своём безразличии. Но насильно милыми вы не будете.

Если вам так надо, чтобы музыканты «не лезли в политику» и «дарили вам позитив» — не вы#^%вайтесь и слушайте «Валенки».

Концерты и туры, которые были отменены

Ниже представлены все отмены и переносы концертов в 2014 году. Мы напоминаем, что причины их различны и далеко не все они обоснованы политическими обстоятельствами.

  • Thy Art Is Murder — 8 февраля (Минск), 9 февраля (спб), 10 февраля (Мск), 11 февраля (НН)
  • Бумбокс — март (РФ)
  • We Came As Romans — 4 марта (Киев), 5 марта (мск), 6 марта (спб)
  • You Me At Six — 5 марта (спб), 6 марта (мск)
  • Skindred — 14 марта (мск), 15 марта (спб), 16 марта (Киев), 17 марта (Минск)
  • Ляпис Трубецкой — 14 марта (Псков), 20 марта (Тюмень)
  • Gogol Bordello — 11 марта (НН), 13 марта (спб), 15 марта (мск), 17 марта (Краснодар), 19 марта (Ростов), 21 марта (Киев)
  • Saliva — 27 марта (спб), 28 марта (Мск)
  • Океан Ельзи — 31 марта (спб), 7 апреля (Курган), 9 апреля (Омск), 11 апреля (Новосибирск), 12 апреля (Барнаул), 14 апреля (Красноярск), 16 апреля (Иркутск), 19 апреля (Владивосток), 21 апреля (Хабаровск), 22 апреля (Южно-Сахалинск)
  • Memphis May Fire, The Word Alive — 21 апреля (спб), 22 апреля (мск), 23 апреля (Краснодар), 22 апреля (Ростов)
  • Ulver — 26 апреля (мск)
  • Dark Lunacy — 22 мая (спб), 23 мая (мск)
  • Dark Tranquillity — 23 мая (Киев)
  • Nine Inch Nails — 13 июня (спб), 15 июня (мск), 17 июня (Киев)
  • Robert Plant — 18 июня (спб), 20 июня (мск)
  • Rob Zombie — 11 июля (мск), 12 августа (спб)
  • The National — 31 июля (спб), 1 августа (мск), 3 августа (Киев)