1973 год выдался в рок-музыке на редкость урожайным. Разумеется, в первую очередь на ум приходит легендарная пластинка The Dark Side of the Moon, затем вспоминаются хардовые монстры Sabbath Bloody Sabbath и Houses of Holy от классиков жанра, а также сверхудачный сольник Пола Маккартни и весьма достойный ответ его визави Джона Леннона и много-много других отличных альбомов! Сразу несколько прог-роковых гигантов, помимо Pink Floyd, выпустили в этом году свои пластинки, и среди них было виртуозное трио Emerson, Lake & Palmer.

История создания


Незадолго до создания новой пластинки ELP задумались о создании собственного звукозаписывающего лейбла. Он получил название Manticore, извлечённое из недр раннего творчества трио (так называлась одна из песен). Студия расположилась в здании заброшенного кинотеатра, купленном за бесценок. Там Кейт Эмерсон, Грег Лейк, Карл Палмер и их менеджер Стюарт Янг планировали не только реализовывать собственные замыслы, но и записывать другие, менее известные коллективы. И вот, пока менеджер и другие участники группы возились с молодняком, Кейт Эмерсон упорно работал над созданием нового материала.

«Это были тщательно продуманные идеи, включавшие все обычные средства, которые я любил использовать — контрапункты, симфонию, программирование. Но теперь они были связаны общей нитью. Каждая идея, вступавшая в игру, усиливала заряд в самой себе для дальнейшего развития. В прошлом идея как бы появлялась и исчезала, а теперь каждая мысль развивалась и доводилась до более логического завершения. Я связывал большие надежды с новой музыкой», — вспоминал он в своей автобиографии.

Во время репетиций музыканты, естественно, не столько разучивали материал Кейта Эмерсона, сколько джемовали. Из такого сочетания домашних заготовок и спонтанной импровизации и рождался их новый альбом. Не обходилось и без курьёзных случаев. Так шуточную просьбу Кейта «Get me a ladder!» («Дайте мне лестницу») Грег Лейк вставил в текст слезоточивой баллады Still, You Turn Me On. Получилось что-то вроде «Every day a little sadder, a little madder. Someone get me a ladder…». Забегая вперёд, скажу, что все тексты на альбоме Лейк сочинил в соавторстве с Питером Синфилдом, который до этого писал для King Crimson.

Как всегда, архиважным был вопрос об обложке и названии. Поначалу участники группы пытались как-то связать название новой программы всё с той же лестницей, но вскоре сотрудник их лейбла по имени Марио Медиус предложил новый вариант: Whip Some Skull on Ya. Это фраза дословно переводится как «натяни на себя чей-то череп», а на сленге означает, пардон, призыв заняться оральным сексом. Любопытно, что пришедшее ему на смену Brain Salad Surgery значит то же самое.

Дизайн обложки разработал не кто-нибудь, а легендарный Ганс Гигер, создатель Чужих и прочей нечисти. Ему удалось по-настоящему впечатлить парней.
«Осматривая его произведения, я по достоинству оценил, насколько плодотворным был он художником. Он вытачивал скульптуры из вещей, которые находил в мусорных баках. Он говорил с вами, будто бы знал ваши тайные страхи, вытаскивал их на свет, чтобы сделать из них предмет искусства и сравнить с тем, что вы есть. Примерно то, что я делал в музыке. Я нашёл единомышленника», — позднее писал Эмерсон.

Обложка родилась из слияния двух картин: на первой был изображён человеческий череп, словно бы зажатый в металлических тисках, а на второй — изображение женского лица, к губам которого тянулся эрегированный пенис.

«О, тебе нравится,— сказал Гигер, заметив интерес Грега Лейка, — Это моя жена!»

Наиболее пикантную деталь, правда, пришлось замазать. Особенно ей были недовольны работницы штамповочного цеха на заводе по производству пластинок.

Содержание

Jerusalem
Теперь поговорим о музыкальном материале. Альбом открывается величественным гимном Jerusalem. Произведение появилось на свет ещё в далёком 1916 году, когда сэр Хьюберт Перри положил на музыку стихи Уильяма Блейка. Этот гимн стал одной из известнейших патриотических песен Англии, и именно его аранжировку ELP выпустили в качестве сингла. Большого успеха он не имел: звукозаписывающие лейблы опасались религиозного подтекста, а ВВС и вовсе отказалось крутить сингл на радио. Но, как заметил в своей книге Эмерсон, альбому Brain Salad Surgery не нужны были синглы для того, чтобы стать самой популярной их пластинкой!

Toccata
Вторым номером на альбоме идёт Toccata — большой эксперимент Кейта Эмерсона в симфо-роковом духе. Это произведение представляет собой рок-обработку 4-й части первого фортепианного концерта аргентинского композитора Альберто Хинастеры. Сложнее всего было заручиться согласием маэстро на использование его произведения. Эмерсону пришлось отправиться в Женеву для того, чтобы познакомить автора с новой аранжировкой. Хинастера был явно не готов услышать то, что показал ему Кейт, и в какой-то момент даже воскликнул: «Terrible!» Знаменитый клавишник уже приготовился собирать вещи и возвращаться ни с чем, но оказалось, что аргентинец выразил восхищение тем, какой устрашающий эффект дала аранжировка британских прог-рокеров.

Still… You Turn Me On
Мы уже упоминали о лирической балладе, сочинённой Грегом Лейком. В ней доминирует акустическая гитара, которую в других песнях с огнём не сыщешь. Временами в эту идиллию прорываются странные квакающие звуки синтезатора. Поначалу именно эту вещь ELP хотели выпустить как сингл, но затем решили отказаться в пользу чего-то, что больше соответствовало бы стилю группы.

Benny The Bouncer
Эта песня резко контрастирует с предыдущей, врываясь в звуковое пространство нагло и напористо. Она получилась наиболее резкой и прямолинейной, а Лейку пришлось петь в непривычной, «хулиганской» манере.

Karn Evil 9
Больше половины всего объёма пластинки занимает Karn Evil 9 — монументальный опус в трёх частях, или, точнее, «впечатлениях». Эта композиция является самой длинной из всего творчества группы и повествует о фантастическом мире будущего, в котором вспыхивает бунт компьютеров против людей. При этом исход борьбы изображается крайне расплывчато: по большому счёту, каждый должен решить сам для себя, кто же в итоге победил. Сам автор текста, Питер Синфилд, трактует концовку альбома так: люди победили в войне против компьютеров с помощью других компьютеров, которые в конце концов захватили их. В третьем «впечатлении» мы можем услышать вокал Эмерсона, что само по себе редкость: пропустив голос через массу эффектов, он поёт от лица компьютера.