Сегодня подробнее поговорим об этом и других этапах карьеры именинника.
Операция «A.N.T.S.»
Творческий путь Адама Анта начался с участия в паб-рок-группе Bazooka Joe. Тогда будущую рок-звезду ещё звали Стюарт Лесли Годдард, и играл он на бас-гитаре. Кто знает, сколько бы это продолжалось, если бы не пронёсшийся над Великобританией мощный ураган, известный в миру под названием Sex Pistols и вырвавший на музыкальную сцену целую плеяду групп и исполнителей нового поколения. В ноябре 1975 года он затронул и школу искусств имени святого Мартина, где был заявлен как разогревающая группа перед выступлением Bazooka Joe. Стюарт, в отличие от своих соратников по группе, был настолько впечатлён его воздействием, что ушёл из своего родного коллектива и сколотил новую команду The B-Sides. На ее основе вскоре и образуется группа Adam & The Ants, которую возглавит — теперь уже не Стюарт Годдард — Адам Ант.
Не успела новоиспечённая панк-группа начать гастрольную деятельность под руководством девушки Джордан из магазина SEX (того самого, которым заведовали Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд), как засветилась в кино, а именно в фильме 1977 года «Юбилей». Дебют получился даже двойным: и коллектив можно было увидеть на широких экранах, и Адам сыграл свою первую роль. Сама кинолента впоследствии стала чуть ли не культовой (во всяком случае, для панк-движения точно), хотя, на мой взгляд, единственная её художественная ценность заключается в наличии выступления Adam & The Ants с песней Plastic Surgery. Поверьте, более удачно снятых видеоклипов у группы с того периода вы всё равно не найдёте.
Панк-рок был на пике популярности, однако Adam & The Ants не сумели стать одним из его флагманов, в отличие от тех же Sex Pistols или The Clash. Ни постоянные концерты, ни синглы Young Parisians, Zerox и Cartrouble, ни выход первого альбома Dirk Wears White Sox (1979) не спасли положение группы. И Адам Ант решается на просьбу о помощи у Малькольма Макларена, чтобы тот взял группу под своё крыло. В свою очередь Макларен окинул критическим взглядом деятельность коллектива и заметил: «Неправильным путём идёте. Это [альбом Dirk Wears White Sox] творчество для посвящённых, которым занимаются те, кто записал восемь альбомов, живёт на яхте и может делать всё, что хочет». Затем прославленный менеджер выкинул из состава Adam & The Ants всех, кроме солиста, набрал туда новых музыкантов и подал идею с гусарскими костюмами. Что из этого получилось, можете видеть на примере видеоклипа на песню Antmusic со второго альбома группы Kings of the Wild Frontier (1980).
Возможно, кому-то сегодня такой имидж покажется страшно смешным, а то и нелепым, но тогда, в 1980 году, он был воспринят публикой на ура. Так в Великобритании появилась антомания — явление, схожее с царствовавшей в первой половине 60-ых битломанией. На этой волне хорошо продавались не только свежие записи Adam & The Ants, но и их переизданные ранние работы.
Жаль только, что ни одному видеоклипу группы не досталось какой-нибудь премии, ибо какой из них ни возьми — сплошной, как говорится на молодёжном сленге, треш и угар, в котором фольклор соседничает с современной поп-культурой. Пиком же всего этого можно считать комедийный мини-боевичок, снятый на песенку Ant Rap из третьего студийного альбома группы Prince Charming (1981). Кстати, главную героиню в клипе играет шотландская певица Лулу, которая в своё время исполнила заглавную песню к фильму-серии Бондианы «Человек с золотым пистолетом» (1974).
Ant rap, к слову сказать, является одной из первых рэп-песен в истории музыки, попавших в британский сингловый хит-парад. Ей там удалось достигнуть третьей позиции, а предыдущим двум синглам из Prince Charming — Stand and Deliver и заглавной песне — вообще повезло возглавить хит-парад. Но в марте 1982 года Adam & The Ants распались. Вернее, Адам Ант сам распустил команду по причине того, что некоторые её участники не проявляли должного интереса к общему делу. Таким образом, группа просуществовала согласно панковскому девизу «Живи быстро, умри молодым».
Денди с большой дороги
Возвращение Адама Анта не заставило себя долго ждать. И двух месяцев не прошло, как певец выдал свой первый сольный сингл Goody Two Shoes. Тогда же на долгие годы определился творческий тандем Адама Анта и гитариста Марко Пиррони (коллеги первого по Adam & The Ants), который подарил нам с полсотни песен. Кстати, в создании сингловой версии Goody Two Shoes поучаствовал ещё один бывший участник группы — один из её ударников Крис «Меррик» Хьюз, который впоследствии стал вполне успешным продюсером.
Ант написал Goody Two Shoes в ответ на назойливость прессы, однако по иронии судьбы песня попала в хит-парады многих стран (причём в Австралии и Великобритании заняла первое место), что только подогрело интерес к певцу. Другие два сингла с первого сольного альбома Адама Friend or Foe (1982), а именно заглавная песня и Desperate But Not Serious, проявили себя гораздо скромнее, но достигнутого оказалось достаточно, чтобы пластинка была признана самой успешной в творчестве Анта. Пятое место в британском альбомном хит-параде, а также золотой статус как в родной стране, так и в США — не каждый дебютный альбом удостаивается такой чести.
Немного славы досталось и следующему альбому Адама Анта Strip, вышедшему в 1983 году, — правда, статус получил он только в Великобритании, и тот серебряный. Но какие личности участвовали в записи пластинки: на ударных в песнях Strip и Puss ‘n Boots сыграл сам Фил Коллинз, а в первой из них можно услышать речь Анни-Фрид Лингстад, «рыженькой» из ABBA. Более того, песня Strip присутствует в комедии «Не шутите с Зоханом» (2008).
Стоит отметить, что Адам Ант уделял внимание не только своим песням. Наряду с Майком Мэнсфилдом он был одним из режиссёров клипов, снятых как во времена альбома Prince Charming Adam & The Ants, так и в период своих первых двух сольников. Ещё Ант старался привнести нечто особенное в свои концерты. В частности, достоин упоминания тур, организованный в поддержку пластинки Strip: чего стоит нависавший над публикой огромный мост, покрытый виноградной лозой, и использование Адамом иммерсионной ванны вроде той, которая фигурировала в номерах иллюзиониста Гарри Гудини.
К сожалению, видео с тех выступлений осталось немного, да и те удручающего качества (для примера можно ознакомиться с материалом по этому адресу), так что мы идём дальше, и на очереди резкие перемены в творчестве Адама Анта. Он уже не prince charming (что можно перевести как «сказочный принц» или «дамский угодник», причём в данном случае оба варианта одинаково подойдут), а, скорее, working class hero, то есть простой парень из рабочего класса. Музыка изменилась соответствующим образом: теперь в ней преобладало влияние более рóковых мотивов. Ознаменовала это новая песня Анта Apollo 9, которая впоследствии вошла в следующий альбом певца Vive Le Rock (1985).
Несмотря на то что Apollo 9 неплохо проявила себя в чартах (в частности, достигла 13-ого места в британском сингловом хит-параде), пластинка Vive Le Rock фактически провалилась. Ни заглавная песня, выпущенная вторым синглом с альбома, ни то, что работу спродюсировал Тони Висконти, зарекомендовавший себя сотрудничеством с Марком Боланом и Дэвидом Боуи, ни выступление Анта на Live Aid в 1985 году (пусть даже урезанное до одной песни) — ничто не помогло Vive Le Rock. Мне кажется, это есть не что иное, как самое настоящее недоразумение: творческая энергия била через край, как говорил Висконти об Анте, — и ушла в никуда.
И снова в игре
Несмотря на начавшиеся неудачи на музыкальном поприще (в которых, впрочем, не обошлось без разгильдяйства рекорд-лейбла), Адам Ант не перестал сочинять песни — просто он сосредоточился на своей актёрской карьере. К тому периоду, например, относится дуэт певца с бывшим барабанщиком The Police Стюартом Коуплендом, записанный для саундтрека к фильму Out of Bounds (1986).
В том же 1986 году Адам записал несколько демо, которые впоследствии переродились в бóльшую часть песен, вошедших в очередной альбом певца Manners & Physique (1990). И снова Ант изменил как свой внешний облик, так и музыкальный стиль: на этот раз основу составило так называемое миннеаполисское звучание, в воссоздании которого принял участие знающий о нём не понаслышке Андре Симон (André Cymone). Что всё это значит, можно попробовать понять, послушав песню Room at the Top, которая стала основным синглом с пластинки.
Попадание в первую двадцатку сингловых чартов США и Великобритании, а также достижение третьего места в американском танцевальном хит-параде — вот чего добилась Room at the Top. Казалось бы, успех снова вернулся, но следующие два сингла певца Rough Stuff и Can’t Set Rules About Love не могли похвастаться хотя бы похожими показателями. Сам альбом Manners & Physique попал в первую двадцатку британского альбомного хит-парада, но так и не прыгнул выше 40-ой позиции в аналогичном чарте США. По последней причине Анту отказали в выпуске альбома Persuasion, записанного в 1991 году, из-за чего после очередного концертного тура певец решил приступить к записи новой пластинки. Она вышла в 1995 году и получила название Wonderful.
Получился альбом лёгким и где-то даже очень трогательным. В частности, заглавную песню с него Адам посвятил своей бывшей возлюбленной. Пожалуй, никогда ещё Ант не был таким серьёзным. Более того, вряд ли можно было представить, что он не постесняется показать себя с другой стороны, а именно не шутливым парнем, дающим сто очков вперёд всяким пикаперам, а чутким мужчиной (кто не понял намёка, смотрите видеоклип на Wonderful внимательнее).
К слову сказать, пережить Анту пришлось немало: случились с тех пор в его жизни как приятные события (например, рождение дочери), так и не очень (дало о себе знать биполярное расстройство, которое мучило Адама с юных лет). Вследствие этого пауза как в музыкальной деятельности певца, так и в его актёрской работе сильно затянулась. Если говорить о музыке, то следующий студийный альбом Анта Adam Ant Is the Blueblack Hussar in Marrying the Gunner’s Daughter увидел свет в 2013 году. Синглом с него вышла только одна песня — Cool Zombie, клип на который снял сам певец вместе с Адамом Россом.
Многие исполнители, записав кучу альбомов, рано или поздно, что называется, возвращаются к корням — так сделал и Адам Ант. Он снова в гусарском кителе и исполняет песни, полные юмора и задора. Его по-прежнему любят, на его концерты ходят. Он это заслужил — иначе и не может быть с человеком, чей псевдоним, написанный в одно слово, переводится как «непоколебимый».