Стивен Уилсон родился 3 ноября 1967 года в семье инженера-электротехника. Он любил экспериментировать со звуками и разнообразными музыкальными инструментами, а однажды отец собрал для него многоканальный микрофон. Наряду со знакомством с творчеством Pink Floyd, это событие можно назвать одним из определяющих для Стивена. Ради занятий музыкой Уилсон бросил учёбу в художественном колледже, не вызывавшую ничего, кроме скуки. Зато он научился играть на уйме инструментов — струнных и клавишных.

Altamont / Bass Communion / Incredible Expanding Mindfuck

Первым музыкальным проектом 15-летнего Уилсона стало нечто под названием Altamont. Нечто представляло собой экспериментальный дуэт с клавишником Саймоном Уокингсом, вдохновлённый творчеством Клауса Шульце, Конрада Шнитцлера, групп Neu!, Can, Tangerine Dream и так далее. Эти эксперименты были записаны на кассету и претенциозно озаглавлены Prayer for the Soul. Позднее подобная музыка получит своё дальнейшее развитие в проекте Уилсона Bass Communion.

«Эта музыка всегда была частью меня, моего музыкального мира и вдохновения, поскольку я слушал ее чересчур много, и до сих пор слушаю. Поэтому было только вопросом времени начало работы над проектом, основанным на вдохновении от той музыки. Думаю, катализатором для запуска Bass Communion было появление в 90-х целой волны музыки, вдохновленной музыкой 70-х. Видя примеры таких исполнителей, я набрался смелости для создания такой музыки самому», — так говорит Стивен о повлиявшем на него творчестве великих немецких экспериментаторов (Шульце и другие). К краут-року восходит корнями и ещё один проект Уилсона, известный под аббревиатурой I.E.M. (Incredible Expanding Mindfuck).

No-Man

Что было дальше? А дальше, спустя некоторое время после дебюта с Altamont, Стивена Уилсона увлёк в свои дебри прогрессивный рок. Всё началось с участия в группе Karma, с которой музыкант записал альбомы The Joke’s On You и The Last Man To Laugh. Но прорыв произошёл в 1986-1987 годах. Сначала Уилсон основал музыкальный проект с вычурным названием No Man Is An Island (Except The Isle Of Man), позднее сократившимся до простого No-Man. Музыка этой группы представляет сочетание прогрессивных конструкций со звучанием в духе синти-попа. Вторым ключевым участником коллектива стал вокалист Тим Боунесс. В музыку No-Man Уилсон, помимо прога и синти-попа, активно привносил элементы других жанров: трип-хоп, эмбиент, даже что-то из танцевальной музыки… Во время записи альбомов к нему нередко присоединялись другие маститые музыканты, в том числе и сам Роберт Фрипп. Некоторых участников коллектива No-Man Уилсон завербовал в другой свой проект, под названием…

Porcupine Tree

Название этой группы дословно переводится как «дикобразовое дерево». Что оно означает в действительности — загадка. Сам Стивен предпочитает хранить это в тайне. Годом создания Porcupine Tree считается 1987-й. Долгое время группа существовала исключительно виртуально и была, скорее, плодом студийных экспериментов Уилсона и его товарища Малкольма Стокса. Выход первой пластинки (Tarquin’s Seaweed Farm, 1989) и вовсе был связан с мистификацией. В списке участников группы, представленном на буклете, указывались такие персонажи, как Sir Tarquin Underspoon, Timothy Tadpole-Jones и Linton Samuel Dawson. Все они были плодом безудержной фантазии Стивена Уилсона. Музыка группы в тот момент восходила корнями к творчеству прогрессивных команд 1960-70-х. Решающую роль, по признанию Стивена, сыграл альбом Ummagumma легендарных «флойдов».

Сугубо студийный этап деятельности Porcupine Tree продолжался до 1993 года. Затем Уилсон наконец-то пригласил в группу музыкантов, знакомых ему в том числе по выступлениям в No-Man. За время своего существования группа не раз меняла звучание и прошла путь от экспериментов с эмбиентом и психоделикой до забойного прог-металлического саунда. В 2009 году вышел последний на данный момент альбом группы, The Incident, и с тех пор коллектив «пребывает в творческом отпуске». При этом Уилсон, похоже, не стремится к возобновлению деятельности Porcupine Tree и всячески подчёркивает, что это был лишь один из его многочисленных проектов, пусть даже самый успешный и популярный.

Blackfield

В 2000 году Стивен Уилсон разродился ещё одним музыкальным проектом, на этот раз совместно с израильским музыкантом Авивом Геффеном. Группа получила название Blackfield и играет более лёгкий вариант меланхоличного прогрессива, временами даже приближаясь к поп-року. И, наверное, это первый серьёзный проект Уилсона, в котором он принимает участие на равных правах с другими музыкантами. А во время тура Blackfield по Европе в 2009 году Стивен и вовсе был заявлен в качестве специального гостя. Сейчас на счету коллектива уже 5 альбомов и, что характерно, 4 из них не имеют названия, только номера.

Сольное творчество

Не стоит забывать и об альбомах, выпущенных Стивеном Уилсоном под своим именем. Они отличаются композиционной и технической сложностью и отмечены сильным влиянием джазовых мотивов, поэтому в среде поклонников Porcupine Tree часто воспринимаются неоднозначно. Впрочем, последние работы Стивена были выдержаны, скорее, в духе старого-доброго прога и получила очень хорошие отклики в прессе. Фаны Уилсона также в восторге.

P.S.

Между тем, музыкальная деятельность Стивена вовсе не исчерпывается участием в тех или иных музыкальных проектах, сочинением и исполнением песен. Он проявил себя и как успешный продюсер, работая с такими известными группами как Opeth или, к примеру, Anathema. Кое-где на пластинках Opeth можно даже встретить его вокал! Также Уилсон пробует себя и в музыкальной журналистике — он пописывает статьи для британского журнала Classic Rock и мексиканской версии Rolling Stone, то есть отчасти является и нашим коллегой. Остаётся только пожелать столь занятому и разностороннему человеку найти время для реализации всех своих начинаний и идей. А их у него, как мы только что убедились, множество!