О нём сказано и написано уже так много, что вряд ли стоит что-то к этому прибавлять. Он неоднократно отрецензирован, проанализирован, разобран на каверы самыми разными группами и исполнителями. Поэтому мы решили рассказать не о самой пластинке, а, скорее, о её влиянии на мир и саму группу Pink Floyd. Но на всякий случай напомним о том, что The Wall это вполне цельное, законченное музыкальное повествование, история человека по имени Пинк Флойд, рок-музыканта, имеющего за плечами тяжёлое детство, жестоких учителей и параноидальную мамочку, а ныне морально и физически деградирующего. Основная идея и большая часть материала (да почти весь) принадлежат басисту группы Роджеру Уотерсу, при этом часть детских переживаний главного героя (потеря отца) автобиографична. Альбом стал саундтреком для вышедшего в 1982 году одноимённого фильма, главную роль в котором сыграл Боб Гелдоф.
За стеной
Знаменитый плевок Роджера Уотерса в лицо бесившему его фанату стал поистине историческим: после этого события басист и основной автор группы всерьёз задумался не только о своём поведении, но и о проблеме человеческого отчуждения и непонимания, что и натолкнуло его на мысль о создании концептуального альбома, посвящённого этой теме.
Музыкантам Pink Floyd действительно было, о чём задуматься. Тем более, что линия отчуждения пролегла не только между группой и поклонниками, но и между самими участниками коллектива — работа над The Wall сильнейшим образом повлияла на Pink Floyd не только в музыкальном, но и в психологическом отношении. К сожалению, не в лучшую сторону. О многочисленных конфликтах, сотрясавших Pink Floyd в это время, ходит немало историй. Достаточно лишь упомянуть о том, что Уотерс упорно пытался уволить из группы Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Привело это к тому, что Райт играл на концертах чуть ли не на правах сессионного музыканта и единственный из всех участников группы смог заработать хоть какие-то деньги, в то время как остальные очень серьёзно поиздержались, пытаясь компенсировать огромные затраты на постановку шоу. Прогнал Уотерс и продюсера Боба Эзрина, после того, как тот в беседе с журналистом сообщил ему несколько «спойлеров», касающихся концертного шоу. Любопытно, что, по словам Уотерса, Дэвид Гилмор предлагал уволить ещё и Мейсона. Впрочем, Дэвид не помнит, чтобы он говорил такое. Разве что в шутку… О постоянных конфликтах Дэйва и Роджера мы даже не будем упоминать — всё это слишком известно. Понятно, что нельзя представлять ситуацию как «диктатор Уотерс тиранит всю остальную группу» наверняка всё было куда сложнее. Но, как бы то ни было, к началу работы над следующим альбомом Pink Floyd остались в усечённом составе — в записи The Final Cut Райт участия не принимал.
Теперь о творческом влиянии. Говоря об альбоме The Wall, можно увидеть несколько тенденций. С одной стороны, «Стена» завершает собой ряд из четырёх «классических» альбомов Pink Floyd, наиболее цельных и концептуальных. Оценивают её по-разному: кто-то ставит The Wall ниже как минимум одного (а то и всех трёх) предыдущих альбомов, считая её неровной, однообразной и т.д., а кто-то, напротив, считает «Стену» вершиной, через которую группа так и не смогла «перелезть». Это не так важно. Факт: следующая пластинка, The Final Cut, так и не встала вровень с The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall. Она, кстати говоря, продолжает другую тенденцию, начатую как раз альбомом The Wall.
Другая тенденция заключается в изменении саунда группы. Думаю, многих ошарашил раскатистый рифф песни In the Flesh, которым и открывается альбом. Понятно, что такой тяжеляк остался, скорее, исключением, нежели правилом, но музыка действительно стала мрачнее, а нервный вокал Уотерса ещё больше подчёркивал гнетущую атмосферу. И всё это, видимо, очень нравилось Роджеру, поскольку он решил не останавливаться на достигнутом, а вести группу дальше в этом же направлении. Так возникла идея для The Final Cut — альбома о войне и кризисе личности, эту самую войну пережившей. Её зачатки появились уже во время работы над пластинкой The Wall и одноимённым фильмом. Первой ласточкой стала песня When The Tigers Broke Free, которая прозвучала в фильме, но так и не вошла в альбом. Правда, в The Final Cut она вошла тоже не сразу, а лишь на переиздании 2004 года. Кстати говоря, к новому альбому тоже был снят фильм! Правда, короткий, короткометражный…
В конечном счёте идея создания масштабных эпических полотен завела Pink Floyd в тупик. Новый альбом, где целиком и полностью царил Уотерс (лишь на одной песне можно услышать вокал Гилмора), получился, на мой взгляд, весьма унылым, хоть и занял первое место в британском хит-параде и даже стал «платиновым». Концертного тура в его поддержку не было. Гилмор и Мейсон окончательно разругались со своим коллегой, и тот покинул группу, забрав с собой большую часть реквизита и персонажей из «Стены». Характерно, что в последующем творчестве Pink Floyd (альбомы A Momentary Lapse of Reason и The Division Bell) музыканты отказались от идеи создания альбомов, которые слушались бы как единое произведение. Ещё бы — «Стеной» их придавило так, что еле выбрались из под её обломков. Впрочем, на концертах группа продолжала играть некоторые вещи с альбома The Wall — на концертном альбоме P*U*L*S*E (1995) звучат и Hey You, и Run Like Hell, и, разумеется, Comfortably Numb заодно с Another Brick in the Wall pt 2. Эти песни Гилмор не чурался играть даже на своих сольных выступлениях. Песня «про кирпич в стене» и вовсе стала главным хитом Pink Floyd, который неоднократно обретал новую жизнь в различных каверах и ремиксах.
Дмитрий ГлуховНа сцене
Несмотря на накалённую до предела атмосферу внутри коллектива, Pink Floyd нашли в себе силы не просто отыграть тур (пусть и небольшой – посетили всего несколько городов) в поддержку The Wall – они своим The Wall Tour вывели рок-концерты на новый уровень как с технической точки зрения, так и с точки зрения концепции.
Стоит отметить, что группа всегда уделяла концертам особое внимание, о чём можно судить не только по P.U.L.S.E. (1995) и Delicate Sound of Thunder (1989), но и по немногочисленным видеозаписям 70-х годов. Кстати, сохранилась видеозапись и со времён The Wall, а именно полная запись выступления в Earls Court Exhibition Centre в 1980 году, которую нетрудно найти в Интернете. Несмотря на её жуткое качество (такое впечатление, что её раз сто перезаписывали с одной кассеты на другую), её содержание весьма впечатляет, особенно если учитывать год съёмки и знать, как обстояли дела внутри Pink Floyd (единственный эпизод с показанным крупным планом Ричардом Райтом, который можно заметить на песне The Thin Ice, более чем красноречив в отношении этого вопроса).
Это сейчас многие не представляют себе концерты без здоровенных экранов, а то и без гигантских движущихся декораций, а в начале 80-х всё было куда скромнее: вот тебе сцена, инструменты, немного освещения – и всё. А тут вам и огромная стена, которая в течение первой половины шоу собирается кирпич за кирпичом и почти всю вторую половину стоит между зрителями и группой, а затем разрушается до основания, и гигантских размеров куклы персонажей, фигурирующих в The Wall (особенно впечатляет кукла жены Пинка), и мультипликационные мини-фильмы ужасов от Джеральда Скарфа, проецировавшиеся на выше упомянутую стену (из-за чего зрителей настоятельно просили не фотографировать во время концерта). Довершает всю эту картину идея с введением «ведущего» (значащегося как MC) и группы-двойника Pink Floyd (в оригинале «surrogate band») и исполнение роли Пинка Роджером Уотерсом. Кстати, сыграть эту роль Уотерс должен был и в фильме The Wall.
Ольга КлероНа экране
Вообще фильм The Wall должен был быть изначально совершенно другим. Предполагалось, что Алан Паркер будет лишь продюсером картины, а непосредственно снимать её будут Джеральд Скарф и Майкл Сересин (Michael Seresin). Более того, в него должны были войти отрывки из видеозаписей выступлений Pink Floyd в Earls Court Exhibition Centre (правда, не 1980, а 1981 года). Однако Роджер Уотерс не прошёл кинопробы, концертные видеозаписи посчитали не подходящими для использования в фильме чисто с технической точки зрения – в итоге на роль Пинка взяли лидера группы The Boomtown Rats Боба Гелдофа, Майкл Сересин вышел из проекта, роль режиссёра досталась Алану Паркеру и получилось… то, что ныне считается классикой кинематографа. На мой взгляд, более чем заслуженно. Посудите сами: во-первых, художественный фильм, снятый по мотивам альбома – уже нечто необычное (на ум мне приходит из этой серии разве что фильм Tommy 1975 года, родившийся из одноименного альбома The Who); во-вторых, почти весь фильм занимают песни, диалогов мало, но это не мюзикл; в-третьих, значительную часть киноленты составляет анимация, тесно переплетающаяся с отснятым материалом. Отдельного упоминания достоин, собственно, сам исполнитель главной роли Боб Гелдоф, чей Пинк одновременно и омерзителен, и жалок. Особенно мне хотелось бы отметить прямое попадание Боба в образ фюрера: он настолько убедительно его сыграл, что мне смотреть на него было страшно. Наверное, ещё из-за этого у меня ни разу не возникало желание пересмотреть The Wall – фильм, безусловно, поучительный, но, на мой взгляд, очень тяжёлый для восприятия.
Кстати, не особо любит фильм The Wall и его режиссёр Алан Паркер: впоследствии он вспоминал работу над ним, полную ожесточённых споров с Уотерсом и Скарфом, не иначе, как самый печальный опыт за всю его карьеру. Не сильно жалуют киноленту и участники Pink Floyd: в частности, Роджер Уотерс остался доволен лишь игрой Боба Гелдофа, а Дэвид Гилмор так вообще утверждал, что рассорился с Уотерсом именно на почве работы над фильмом. Понять их можно: как каждое страдание Пинка добавляло в стену между ним и окружающим его миром по кирпичу, так и фильм The Wall добавил кирпичей в и так высокие стены между участниками Pink Floyd.
Ольга КлероВо плоти
«Ни в коем случае не собираюсь ехать в Берлин, чтобы отпраздновать то, что я считаю победой капитализма над социализмом… Я отправляюсь туда, чтобы отметить триумф человеческой личности». (Уотерс о концерте)
К 1989 году история Pink Floyd в том виде, в каком она была всем знакома, давно подошла к концу. Разругавшиеся со страшным скандалом Уотерс и Гилмор с Мейсоном ненавидели друг друга лютой ненавистью, той самой, которая уже была в прошлом между двумя мировыми сверхдержавами. В это-то кризисное время Стена и родилась заново.
Причина, по которой Уотерс долгие годы отказывался ее ставить вновь, была политической и называлась двумя словами – «Берлинская стена». Живой, кричащий символ Холодной войны по Уотерсу непременно требовал крушения – и все не рушился. Еще весной 1989 года правитель ГДР Эрих Хонеккер сказал: «Стена простоит и пятьдесят, и сто лет». И вот события начали принимать совершенно неожиданный оборот.
Во-первых, на Уотерса вышел ветеран Второй мировой войны, боевой авиатор и официальный наблюдатель от Британии во время бомбардировки американцами Нагасаки Леонард Чешир. В это время он организовывал «Мемориальный Фонд помощи жертвам катастроф», целью которого было собрать по 5 фунтов стерлингов на каждого погибшего во всех глобальных и локальных войнах XX столетия. Пацифисту Уотерсу эта идея была близка и понятна, и он согласился нарушить свое обещание. Местом постановки по первоначальному плану должна была стать Красная площадь в Москве – самый разгар перестройки, Горбачев популярен на Западе, рок популярен в России. Но пришлось планы менять – в лучшую сторону для Уотерса.
Уже в сентябре Стена потеряла свой практический смысл – мирно пришедшая к власти оппозиция в Венгрии открыла для немцев ГДР границы, и те хлынули в ФРГ потоком. В самой же Восточной Германии началась волна недовольства и протестов. Еженедельно собирались многотысячные демонстрации с требованиями демократизации политической системы. В конце октября, окончательно растеряв всяческую поддержку руководство правящей партии СЕПГ подало в отставку (первым, 24 октября – одиозный Хонеккер). 4 ноября состоялся первый согласованный с властями митинг на Александрплатц, а уже 9 стихийное собрание немцев ГДР у Стены заставило пограничников снять оцепление и открыть свободный проход в обе стороны. Начался стихийный, а затем и официальный демонтаж ограждений.
Лучшего развития событий и ожидать нельзя. Местом проведения концерта 21 июля 1990 года стала Потсдамер-платц, разделявшая прежде Западный и Восточный Берлины, а участниками –свыше пары дюжин приглашенных гостей – от Scorpions и Шинейд О’Коннор до Вэна Моррисона и Джонни Митчелл. Одними рокерами, однако, дело не ограничилось. Словно для того, чтобы возвестить об окончании холодной войны, участие в концерте приняли Сводный военный оркестр Советской армии Западной группы войск и даже вертолеты 7-й дивизии ВДВ армии США. Все это зрелище оказалось незабываемым для двухсот тысяч берлинцев. Трудно было забыть Стену высотой 25 метров и шириной в 168 метров. Для немцев, прошедших через сорок лет жизни по разные стороны стены и Стена, и вышагивающий на In The Flesh фюрер-Уотрес , были незабываемы. К концу концерта все они скандировали: «Tear down the Wall!»
Григорий КнязевЕще один кирпич в стене
Вместо заключения
Время показало, что на берлинском концерте Роджера Уотерса в истории The Wall рано было ставить точку. В 2011 году он решил тряхнуть стариной и предпринял мировое турне с этой полюбившейся многим концертной программой, сохранив старые «фишки» и придумав несколько новых сюрпризов для поклонников Pink Floyd. В рамках тура Уотерс дал два концерта в России: в Москве и Санкт-Петербурге. Московский концерт, помимо отличной музыки и потрясающего шоу, запомнился такими деталями, как летающая свинья, украшенная надписями «drink», «kalashnikov», «vodka», едкая пародия на продукцию фирмы Apple (мелькающие на экране граффити iRun, iKill и так далее), и, разумеется, эпичная надпись «НИКОГДА, БЛИН!», отвечающая на вопрос «Mother, should I trust the government?» Негативный осадок остался лишь от огромных очередей на входе, из-за которых многие зрители опоздали к началу концерта. Однако главный подарок ждал поклонников Pink Floyd на лондонском концерте в «O2 Arena». В выступлении приняли участие Гилмор и Мейсон (Дэвид исполнил Comfortably Numb, а Ник вышел на сцену уже в конце шоу), что, разумеется, привело фанов в экстаз и показало, что все обиды остались в прошлом (до этого все участники группы собирались вместе на благотворительном концерте Live 8 в 2005 году).
Окончательный вывод будет на редкость банален: альбом The Wall сильнейшим образом повлиял не только на самих Pink Floyd и даже не только на рок-музыку, но и на культуру ХХ века в целом. Кто знает, может быть, история «Стены» ещё не окончена? Поживём — увидим.
Дмитрий ГлуховThe Wall (1979)
- In the Flesh?
- The Thin Ice
- Another Brick in the Wall (Part 1)
- The Happiest Days of Our Lives
- Another Brick in the Wall (Part 2)
- Mother
- Goodbye Blue Sky
- Empty Spaces
- Young Lust
- One of My Turns
- Don’t Leave Me Now
- Another Brick in the Wall (Part 3)
- Goodbye Cruel World
- Hey You
- Is There Anybody Out There?
- Nobody Home
- Vera
- Bring the Boys Back Home
- Comfortably Numb
- The Show Must Go On
- In the Flesh
- Run Like Hell
- Waiting for the Worms
- Stop
- The Trial
- Outside the Wall