О нём сказано и написано уже так много, что вряд ли стоит что-то к этому прибавлять. Он неоднократно отрецензирован, проанализирован, разобран на каверы самыми разными группами и исполнителями. Поэтому мы решили рассказать не о самой пластинке, а, скорее, о её влиянии на мир и саму группу Pink Floyd. Но на всякий случай напомним о том, что The Wall это вполне цельное, законченное музыкальное повествование, история человека по имени Пинк Флойд, рок-музыканта, имеющего за плечами тяжёлое детство, жестоких учителей и параноидальную мамочку, а ныне морально и физически деградирующего. Основная идея и большая часть материала (да почти весь) принадлежат басисту группы Роджеру Уотерсу, при этом часть детских переживаний главного героя (потеря отца) автобиографична. Альбом стал саундтреком для вышедшего в 1982 году одноимённого фильма, главную роль в котором сыграл Боб Гелдоф.

За стеной

Знаменитый плевок Роджера Уотерса в лицо бесившему его фанату стал поистине историческим: после этого события басист и основной автор группы всерьёз задумался не только о своём поведении, но и о проблеме человеческого отчуждения и непонимания, что и натолкнуло его на мысль о создании концептуального альбома, посвящённого этой теме.

Музыкантам Pink Floyd действительно было, о чём задуматься. Тем более, что линия отчуждения пролегла не только между группой и поклонниками, но и между самими участниками коллектива — работа над The Wall сильнейшим образом повлияла на Pink Floyd не только в музыкальном, но и в психологическом отношении. К сожалению, не в лучшую сторону. О многочисленных конфликтах, сотрясавших Pink Floyd в это время, ходит немало историй. Достаточно лишь упомянуть о том, что Уотерс упорно пытался уволить из группы Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Привело это к тому, что Райт играл на концертах чуть ли не на правах сессионного музыканта и единственный из всех участников группы смог заработать хоть какие-то деньги, в то время как остальные очень серьёзно поиздержались, пытаясь компенсировать огромные затраты на постановку шоу. Прогнал Уотерс и продюсера Боба Эзрина, после того, как тот в беседе с журналистом сообщил ему несколько «спойлеров», касающихся концертного шоу. Любопытно, что, по словам Уотерса, Дэвид Гилмор предлагал уволить ещё и Мейсона. Впрочем, Дэвид не помнит, чтобы он говорил такое. Разве что в шутку… О постоянных конфликтах Дэйва и Роджера мы даже не будем упоминать — всё это слишком известно. Понятно, что нельзя представлять ситуацию как «диктатор Уотерс тиранит всю остальную группу» наверняка всё было куда сложнее. Но, как бы то ни было, к началу работы над следующим альбомом Pink Floyd остались в усечённом составе — в записи The Final Cut Райт участия не принимал.

Теперь о творческом влиянии. Говоря об альбоме The Wall, можно увидеть несколько тенденций. С одной стороны, «Стена» завершает собой ряд из четырёх «классических» альбомов Pink Floyd, наиболее цельных и концептуальных. Оценивают её по-разному: кто-то ставит The Wall ниже как минимум одного (а то и всех трёх) предыдущих альбомов, считая её неровной, однообразной и т.д., а кто-то, напротив, считает «Стену» вершиной, через которую группа так и не смогла «перелезть». Это не так важно. Факт: следующая пластинка, The Final Cut, так и не встала вровень с The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, Animals и The Wall. Она, кстати говоря, продолжает другую тенденцию, начатую как раз альбомом The Wall.

Другая тенденция заключается в изменении саунда группы. Думаю, многих ошарашил раскатистый рифф песни In the Flesh, которым и открывается альбом. Понятно, что такой тяжеляк остался, скорее, исключением, нежели правилом, но музыка действительно стала мрачнее, а нервный вокал Уотерса ещё больше подчёркивал гнетущую атмосферу. И всё это, видимо, очень нравилось Роджеру, поскольку он решил не останавливаться на достигнутом, а вести группу дальше в этом же направлении. Так возникла идея для The Final Cut — альбома о войне и кризисе личности, эту самую войну пережившей. Её зачатки появились уже во время работы над пластинкой The Wall и одноимённым фильмом. Первой ласточкой стала песня When The Tigers Broke Free, которая прозвучала в фильме, но так и не вошла в альбом. Правда, в The Final Cut она вошла тоже не сразу, а лишь на переиздании 2004 года. Кстати говоря, к новому альбому тоже был снят фильм! Правда, короткий, короткометражный…

В конечном счёте идея создания масштабных эпических полотен завела Pink Floyd в тупик. Новый альбом, где целиком и полностью царил Уотерс (лишь на одной песне можно услышать вокал Гилмора), получился, на мой взгляд, весьма унылым, хоть и занял первое место в британском хит-параде и даже стал «платиновым». Концертного тура в его поддержку не было. Гилмор и Мейсон окончательно разругались со своим коллегой, и тот покинул группу, забрав с собой большую часть реквизита и персонажей из «Стены». Характерно, что в последующем творчестве Pink Floyd (альбомы A Momentary Lapse of Reason и The Division Bell) музыканты отказались от идеи создания альбомов, которые слушались бы как единое произведение. Ещё бы — «Стеной» их придавило так, что еле выбрались из под её обломков. Впрочем, на концертах группа продолжала играть некоторые вещи с альбома The Wall — на концертном альбоме P*U*L*S*E (1995) звучат и Hey You, и Run Like Hell, и, разумеется, Comfortably Numb заодно с Another Brick in the Wall pt 2. Эти песни Гилмор не чурался играть даже на своих сольных выступлениях. Песня «про кирпич в стене» и вовсе стала главным хитом Pink Floyd, который неоднократно обретал новую жизнь в различных каверах и ремиксах.

Дмитрий Глухов

На сцене

Несмотря на накалённую до предела атмосферу внутри коллектива, Pink Floyd нашли в себе силы не просто отыграть тур (пусть и небольшой – посетили всего несколько городов) в поддержку The Wall – они своим The Wall Tour вывели рок-концерты на новый уровень как с технической точки зрения, так и с точки зрения концепции.

Стоит отметить, что группа всегда уделяла концертам особое внимание, о чём можно судить не только по P.U.L.S.E. (1995) и Delicate Sound of Thunder (1989), но и по немногочисленным видеозаписям 70-х годов. Кстати, сохранилась видеозапись и со времён The Wall, а именно полная запись выступления в Earls Court Exhibition Centre в 1980 году, которую нетрудно найти в Интернете. Несмотря на её жуткое качество (такое впечатление, что её раз сто перезаписывали с одной кассеты на другую), её содержание весьма впечатляет, особенно если учитывать год съёмки и знать, как обстояли дела внутри Pink Floyd (единственный эпизод с показанным крупным планом Ричардом Райтом, который можно заметить на песне The Thin Ice, более чем красноречив в отношении этого вопроса).

Это сейчас многие не представляют себе концерты без здоровенных экранов, а то и без гигантских движущихся декораций, а в начале 80-х всё было куда скромнее: вот тебе сцена, инструменты, немного освещения – и всё. А тут вам и огромная стена, которая в течение первой половины шоу собирается кирпич за кирпичом и почти всю вторую половину стоит между зрителями и группой, а затем разрушается до основания, и гигантских размеров куклы персонажей, фигурирующих в The Wall (особенно впечатляет кукла жены Пинка), и мультипликационные мини-фильмы ужасов от Джеральда Скарфа, проецировавшиеся на выше упомянутую стену (из-за чего зрителей настоятельно просили не фотографировать во время концерта). Довершает всю эту картину идея с введением «ведущего» (значащегося как MC) и группы-двойника Pink Floyd (в оригинале «surrogate band») и исполнение роли Пинка Роджером Уотерсом. Кстати, сыграть эту роль Уотерс должен был и в фильме The Wall.

Ольга Клеро

На экране

Вообще фильм The Wall должен был быть изначально совершенно другим. Предполагалось, что Алан Паркер будет лишь продюсером картины, а непосредственно снимать её будут Джеральд Скарф и Майкл Сересин (Michael Seresin). Более того, в него должны были войти отрывки из видеозаписей выступлений Pink Floyd в Earls Court Exhibition Centre (правда, не 1980, а 1981 года). Однако Роджер Уотерс не прошёл кинопробы, концертные видеозаписи посчитали не подходящими для использования в фильме чисто с технической точки зрения – в итоге на роль Пинка взяли лидера группы The Boomtown Rats Боба Гелдофа, Майкл Сересин вышел из проекта, роль режиссёра досталась Алану Паркеру и получилось… то, что ныне считается классикой кинематографа. На мой взгляд, более чем заслуженно. Посудите сами: во-первых, художественный фильм, снятый по мотивам альбома – уже нечто необычное (на ум мне приходит из этой серии разве что фильм Tommy 1975 года, родившийся из одноименного альбома The Who); во-вторых, почти весь фильм занимают песни, диалогов мало, но это не мюзикл; в-третьих, значительную часть киноленты составляет анимация, тесно переплетающаяся с отснятым материалом. Отдельного упоминания достоин, собственно, сам исполнитель главной роли Боб Гелдоф, чей Пинк одновременно и омерзителен, и жалок. Особенно мне хотелось бы отметить прямое попадание Боба в образ фюрера: он настолько убедительно его сыграл, что мне смотреть на него было страшно. Наверное, ещё из-за этого у меня ни разу не возникало желание пересмотреть The Wall – фильм, безусловно, поучительный, но, на мой взгляд, очень тяжёлый для восприятия.

Кстати, не особо любит фильм The Wall и его режиссёр Алан Паркер: впоследствии он вспоминал работу над ним, полную ожесточённых споров с Уотерсом и Скарфом, не иначе, как самый печальный опыт за всю его карьеру. Не сильно жалуют киноленту и участники Pink Floyd: в частности, Роджер Уотерс остался доволен лишь игрой Боба Гелдофа, а Дэвид Гилмор так вообще утверждал, что рассорился с Уотерсом именно на почве работы над фильмом. Понять их можно: как каждое страдание Пинка добавляло в стену между ним и окружающим его миром по кирпичу, так и фильм The Wall добавил кирпичей в и так высокие стены между участниками Pink Floyd.

Ольга Клеро

Во плоти

«Ни в коем случае не собираюсь ехать в Берлин, чтобы отпраздновать то, что я считаю победой капитализма над социализмом… Я отправляюсь туда, чтобы отметить триумф человеческой личности». (Уотерс о концерте)

К 1989 году история Pink Floyd в том виде, в каком она была всем знакома, давно подошла к концу. Разругавшиеся со страшным скандалом Уотерс и Гилмор с Мейсоном ненавидели друг друга лютой ненавистью, той самой, которая уже была в прошлом между двумя мировыми сверхдержавами. В это-то кризисное время Стена и родилась заново.

Причина, по которой Уотерс долгие годы отказывался ее ставить вновь, была политической и называлась двумя словами – «Берлинская стена». Живой, кричащий символ Холодной войны по Уотерсу непременно требовал крушения – и все не рушился. Еще весной 1989 года правитель ГДР Эрих Хонеккер сказал: «Стена простоит и пятьдесят, и сто лет». И вот события начали принимать совершенно неожиданный оборот.
Во-первых, на Уотерса вышел ветеран Второй мировой войны, боевой авиатор и официальный наблюдатель от Британии во время бомбардировки американцами Нагасаки Леонард Чешир. В это время он организовывал «Мемориальный Фонд помощи жертвам катастроф», целью которого было собрать по 5 фунтов стерлингов на каждого погибшего во всех глобальных и локальных войнах XX столетия. Пацифисту Уотерсу эта идея была близка и понятна, и он согласился нарушить свое обещание. Местом постановки по первоначальному плану должна была стать Красная площадь в Москве – самый разгар перестройки, Горбачев популярен на Западе, рок популярен в России. Но пришлось планы менять – в лучшую сторону для Уотерса.

Уже в сентябре Стена потеряла свой практический смысл – мирно пришедшая к власти оппозиция в Венгрии открыла для немцев ГДР границы, и те хлынули в ФРГ потоком. В самой же Восточной Германии началась волна недовольства и протестов. Еженедельно собирались многотысячные демонстрации с требованиями демократизации политической системы. В конце октября, окончательно растеряв всяческую поддержку руководство правящей партии СЕПГ подало в отставку (первым, 24 октября – одиозный Хонеккер). 4 ноября состоялся первый согласованный с властями митинг на Александрплатц, а уже 9 стихийное собрание немцев ГДР у Стены заставило пограничников снять оцепление и открыть свободный проход в обе стороны. Начался стихийный, а затем и официальный демонтаж ограждений.

Лучшего развития событий и ожидать нельзя. Местом проведения концерта 21 июля 1990 года стала Потсдамер-платц, разделявшая прежде Западный и Восточный Берлины, а участниками –свыше пары дюжин приглашенных гостей – от Scorpions и Шинейд О’Коннор до Вэна Моррисона и Джонни Митчелл. Одними рокерами, однако, дело не ограничилось. Словно для того, чтобы возвестить об окончании холодной войны, участие в концерте приняли Сводный военный оркестр Советской армии Западной группы войск и даже вертолеты 7-й дивизии ВДВ армии США. Все это зрелище оказалось незабываемым для двухсот тысяч берлинцев. Трудно было забыть Стену высотой 25 метров и шириной в 168 метров. Для немцев, прошедших через сорок лет жизни по разные стороны стены и Стена, и вышагивающий на In The Flesh фюрер-Уотрес , были незабываемы. К концу концерта все они скандировали: «Tear down the Wall!»

Григорий Князев

Еще один кирпич в стене

Вместо заключения

Время показало, что на берлинском концерте Роджера Уотерса в истории The Wall рано было ставить точку. В 2011 году он решил тряхнуть стариной и предпринял мировое турне с этой полюбившейся многим концертной программой, сохранив старые «фишки» и придумав несколько новых сюрпризов для поклонников Pink Floyd. В рамках тура Уотерс дал два концерта в России: в Москве и Санкт-Петербурге. Московский концерт, помимо отличной музыки и потрясающего шоу, запомнился такими деталями, как летающая свинья, украшенная надписями «drink», «kalashnikov», «vodka», едкая пародия на продукцию фирмы Apple (мелькающие на экране граффити iRun, iKill и так далее), и, разумеется, эпичная надпись «НИКОГДА, БЛИН!», отвечающая на вопрос «Mother, should I trust the government?» Негативный осадок остался лишь от огромных очередей на входе, из-за которых многие зрители опоздали к началу концерта. Однако главный подарок ждал поклонников Pink Floyd на лондонском концерте в «O2 Arena». В выступлении приняли участие Гилмор и Мейсон (Дэвид исполнил Comfortably Numb, а Ник вышел на сцену уже в конце шоу), что, разумеется, привело фанов в экстаз и показало, что все обиды остались в прошлом (до этого все участники группы собирались вместе на благотворительном концерте Live 8 в 2005 году).

Окончательный вывод будет на редкость банален: альбом The Wall сильнейшим образом повлиял не только на самих Pink Floyd и даже не только на рок-музыку, но и на культуру ХХ века в целом. Кто знает, может быть, история «Стены» ещё не окончена? Поживём — увидим.

Дмитрий Глухов
Тип релиза:   /   1 350 Дата релиза: Место записи: Жанры:
Pink Floyd

The Wall (1979)

  1. In the Flesh?
  2. The Thin Ice
  3. Another Brick in the Wall (Part 1)
  4. The Happiest Days of Our Lives
  5. Another Brick in the Wall (Part 2)
  6. Mother
  7. Goodbye Blue Sky
  8. Empty Spaces
  9. Young Lust
  10. One of My Turns
  11. Don’t Leave Me Now
  12. Another Brick in the Wall (Part 3)
  13. Goodbye Cruel World
  14. Hey You
  15. Is There Anybody Out There?
  16. Nobody Home
  17. Vera
  18. Bring the Boys Back Home
  19. Comfortably Numb
  20. The Show Must Go On
  21. In the Flesh
  22. Run Like Hell
  23. Waiting for the Worms
  24. Stop
  25. The Trial
  26. Outside the Wall
Cлушать Альбом The Wall  (Apple Music)