23 июля отмечает свой день рождения Энди Маккей — британский мультиинструменталист, получивший известность, прежде всего, в качестве гобоиста и саксофониста группы Roxy Music. Энди участвовал в записи всех студийных альбомов коллектива.

15 фактов из жизни Энди Маккея:

  • Эндрю Маккей появился на свет 23 июля 1946 года в маленьком городке Лостуитиел, что в английском графстве Корнуолл, хотя детство и юность провёл уже в Лондоне. Отец Энди по профессии был газовщиком, но при этом ещё и являлся весьма одарённым пианистом.
  • Ещё в школьном возрасте Маккей получил классическое музыкальное образование (по классу деревянных духовых инструментов, специализацией Энди был гобой), играл в Лондонском Школьном Симфоническом Оркестре.
  • Когда пришло время, Энди поступил в Университет Рединга. Там он изучал музыку и английскую литературу. Маккея очень увлекала история английских денди XIX века и движения прерафаэлитов, творчество Обри Бёрдсли, Алджернона Чарльза Суинбёрна и Сэмюэла Кольриджа.
  • Чтобы стать участником студенческой группы The Nova Express, Энди продал одно из сокровищ своей юности — телескоп — и купил вместо него саксофон. В ту же пору Маккей заинтересовался авангардной и электронной музыкой, работами Мортона Фельдмана, Джона Кейджа и Карлхайнца Штокхаузена. На одном из мероприятий соответсующей направленности Энди познакомился с эксцентричным молодым человеком по имени Брайан Ино.
  • После университета Маккей некоторое время занимался преподаванием. Сначала он отправился в столицу Италии, город Рим, дабы обучать местную молодёжь английскому языку. Затем, вернувшись на Туманный Альбион, Маккей стал музыкальным педагогом в весьма престижной Holland Park School. Это место он сохранял за собой некоторое время после того, как образовалась и начала выступать главная группа всей его жизни, и лишь когда дела коллектива рванули в гору, Энди решил сосредоточиться на рок-музыке.
  • Путешествие Маккея в Рим могло и не состояться, если бы ему удалось начать музыкальную карьеру раньше. Увы, но объявление Энди, помещённое в Melody Maker, никого не заинтересовало. Не нашлось рок-группы, которой требовался бы гобоист или хотя бы саксофонист. Откликались лишь джазмены, к которым молодой музыкант не имел никакого отношения.
  • Возвратившись из Италии в родные пенаты, Маккей уже сам увидел сообщение в том же Melody Maker от Брайана Ферри, который искал клавишника, и решил действовать. Энди отозвался и нашёл с Брайаном общий язык, убедив певца, что саксофон и гобой его группе вполне подойдут. В качестве козыря, однако, Маккей припас аналоговый синтезатор EMS VCS 3, который незадолго до того купил. Мол, придумаем, как можно использовать. Судьба, тем временем, сыграла музыкантам на руку. В поезде метро (по другим источникам — в автобусе) Маккей повстречал своего университетского приятеля Ино и свёл его с Ферри. Вопрос о том, кто получит в распоряжение новенький синтезатор Энди, отпал сам собой. Ансамбль Roxy Music потихоньку обретал очертания и набирал обороты.
  • Стиль Roxy Music многими критиками определялся как «ретрофутуризм». Энди Маккей был необычайно важной составляющей этого имиджа. Его гобой и саксофон роднили коллектив с ансамблями 1950-х годов. А эффектный внешний вид музыканта — вычурные «инопланетные» костюмы (или, как вариант, вдохновлённые одеяниями артистов лейбла Motown), характерные чёлки и начёсы, бакенбарды в стиле Star Trek, ботинки на высокой платформе — создавал образ «человека из будущего» и делал Маккея одной из центральных фигур выступлений группы. Вне всяких сомнений, роль Энди в сближении рок-музыки с духовыми музыкальными инструментами — одна из ключевых.
  • Уход Ино из группы в 1973 году оказался потрясением для всех её участников, особенно — для Энди. Маккей признавался впоследствии, что тогда он тоже подумывал покинуть коллектив и присоединиться к Mott the Hoople. Но, в конце концов, налаженное взаимопонимание с гитаристом Филом Манзанерой, тот факт, что они слишком много вложили в Roxy Music, чтобы вот так просто хлопнуть дверью, — всё это убедило парней остаться и продолжать.
  • Уже в бытность участником Roxy Music Энди дополнительно выучился игре на скрипке.
  • Одна из наиболее известных композиций Roxy Music — хит Love Is the Drug — первоначально была инструменталом, сочинённым Маккеем. А альбом Siren, в состав которого вошла упомянутая песня, Энди называл своим любимым в дискографии коллектива.
  • Помимо работы в группе, в 1970-х годах Энди выпустил два сольных альбома. Первый (In Search of Eddie Riff, 1974 г.) отражает его разнообразные интересы — записи лейбла Motown, рок-н-ролльные инструменталы 1950-х, классическая музыка, электронные эффекты, звуковые дорожки к кинофильмам и т.п. Данная работа — своеобразная творческая автобиография артиста. Вторая самостоятельная пластинка Маккея (Resolving Contradictions, 1978 г.) создана под впечатлением музыканта от поездки в Китай и содержит отсылки к культуре этой страны.
  • Как-то раз Энди довелось встретиться и поговорить с главными панками всея Британии — Sex Pistols. Джон Лайдон, по воспоминаниям Маккея, выразил пренебрежения к Roxy Music, считая их слишком «буржуазными». А вот Сид Вишес, напротив, проявил почтительность.
  • После распада Roxy Music Энди не прекращал сотрудничество с Филом Манзанерой. Они создали коллектив The Explorers, не достигший коммерческого успеха, а также выпустили пару соместных работ под собственными фамилиями.
  • В качестве приглашённого музыканта Маккей работал с Mott the Hoople (куда всё-таки не решился перебраться в качестве постоянного участника), Полом Маккартни, Duran Duran и их сайд-проектом Arcadia, Джоном Кейлом, Майком Олдфилдом, Pet Shop Boys, Ниной Хаген и многими другими, включая бывших коллег по Roxy Music.