Сегодня, 10 апреля, своё 50-летие отмечает Алан Рен, более известный как Рени (Reni) — один из наиболее талантливых ударников своего поколения и самый таинственный участник The Stone Roses.

Юность

Алан Джон Рен появился на свет 10 апреля 1964 года в славном городе Манчестере.

Будучи крайне одарённым от природы человеком, Алан самостоятельно научился играть на ударных. Впрочем, только этим его успехи не ограничились. Всё дело в том, что детство и отрочество Рени прошли в среде пабов и забегаловок. Не подумайте ничего плохого, просто Алан всегда был окружён разными музыкальными инструментами, которые в таких заведениях имелись. Поэтому молодой Рени пробовал свои силы в роли басиста, гитариста и даже клавишника.

Почему можно говорить об «успехах», а не только о «попытках»? В этом целиком полагаемся на свидетельства осведомлённых людей. Например, Джон Робб, музыкант и журналист, автор книги The Stone Roses and the Resurrection of British Pop, писал, что «Рени может играть на гитаре так же классно, как на ударных». А коллега Алана по ритм-секции The Stone Roses, Гэри «Мани» Моунфилд, в интервью на BBC Radio One, откровенно признал, что Рени на басу играет лучше него самого.

Но всё-таки сердце Алана принадлежало барабанной установке. Какое-то время он жил в пригороде Манчестера, Гортоне. Среди местных ребят Рени имел репутацию чудика, поскольку был фанатиком барабанов, джемовал где угодно и с кем угодно.

До The Stone Roses ударник получил некоторый опыт участия в группах. К 1984 году он числился в составе двух коллективов. В это время друг Алана, Саймон Райт, успешно прошёл прослушивание и стал членом AC/DC. Это радостное событие показало Рени, что серьёзные амбиции — не грех. И пора бы их проявить, если хочешь проявить себя по-настоящему.

The Stone Roses

Рени вошёл в состав The Stone Roses в мае 1984 года. Группа поместила объявление на стене музыкального магазина A1 Music. Рени, увидев его, сорвал бумагу со стены, дабы быть единственным на прослушивании. На этаж, где находился репетиционный зал, установку Алана по частям тащили сами участники группы. Тем не менее, их старания были вознаграждены. Энди Кузенс, тогдашний ритм-гитарист The Stone Roses, даже спустя много лет не мог сдержать восторга от той сессии: «Мы никогда это не обсуждали, нам всё стало ясно очень быстро. Мы поняли, Рени — парень что надо! Он был сногсшибателен! Что за ударник!»

Добавим, что на той, пробной репетиции, коллектив играл свои ранние песни — Nowhere Fast, Mission Impossible и All Stitched Up.

Первое выступление The Stone Roses с Рени в составе состоялось на анти-героиновом концерте, устроенном Питом Таунсендом в Лондоне. Пит был впечатлён уровнем мастерства молодого барабанщика и назвал его самым одарённым музыкантом своего амплуа со времён Кита Муна. Таунсенд даже решил «одолжить» Рени у «Роз», чтобы исполнить с ним композицию The Who Pictures of Lily.

В самом деле, изначальный стиль игры Рени, его мощь и энергетика сформировались во многом под влиянием Муна. С легендарным Китом его сравнил не только Пит Таунсенд — помянутый ранее Энди Кузенс сказал, что Рени звучал так, будто «десять Китов Мунов слились в нём воедино». По заверениям завсегдатаев и знатоков манчестерской музыкальной сцены (того же Мартина Хэннета, именитого продюсера), на концерты The Stone Roses в середине 1980-х многие зрители приходили, главным образом, чтобы вживую увидеть и услышать игру Рени.

По мере того, как саунд группы становился более мелодичным и утончённым, менялась, соответственно, и исполнительская манера их ударника, становясь более искусной и утончённой. Установка Рени несколько уменьшилась в размерах, он стал активнее задействовать хай-хэты и тарелки. Ударник добавил в свой арсенал элементы из танцевальной музыки. Наконец, более спокойный стиль игры позволил ему ещё и петь.

Вот-вот. Не будем забывать, что как раз Рени являлся бэк-вокалистом в The Stone Roses, именно ударник выстраивал гармонии с Иэном Брауном. Многие фанаты ценят это ничуть не меньше, чем талант Алана в игре на барабанах. Чтобы понять их, достаточно послушать красивейшую балладу Waterfall с дебютного диска «Каменных Роз». Вокальный дуэт Брауна и Рени вкупе с узнаваемым риффом Джона Сквайра делают её незабываемой.

Надо отметить, что, хоть на стыке десятилетий публика уже не ходила на концерты, дабы увидеть и услышать, в первую очередь, Рени, но барабанщик по-прежнему на них проявлял себя с блеском. По мнению Джона Робба, желающие убедиться в этом должны глянуть видеозаписи трёх выступлений — The Blackpool Empress Ballroom (1989), Glasgow Green (1990) и Heaton Park (2012).

Когда The Stone Roses записывали второй альбом, лидером коллектива стал Джон Сквайр, привнесший в звучание группы влияние наследия Led Zeppelin. Вынужден был изменить свой стиль и Рени, его игра стала напоминать о шумных первых годах существования The Stone Roses. Для создания более разнообразного звука Рени использовал дополнительные том-томы.

Алан Рен стал первым из классического состава The Stone Roses, кто покинул группу (произошло это в марте 1995 года). Всё произошло вполне в духе Рени, то есть неожиданно и загадочно. Его заменил Робби Мэддикс, но дни «Роз» были сочтены, и коллектив перестал существовать в следующем году.

1995-2011

После своего ухода Рени подтвердил репутацию самого недоступного и скрытного участника The Stone Roses. На протяжении 16 лет о нём мало что было слышно.

В 1997 году NME рапортовал, что якобы Рени на 7 дней упекли в тюрьму, а отсидел он только 3.

Рени указывался в качестве ударника на композиции Иэна Брауна Can’t See Me, но певец потом признал, что это лишь сэмпл.

В 1999 году Рени сформировал группу The Rub, где пел и играл на гитаре и басу. Коллектив не просуществовал долго.

В 2005 году Рени в компании Мани дал первое за 10 лет интервью радиостанции BBC Radio Manchester во время посещения концерта The Coral.

Спустя два года прошёл слух, что Fun Lovin’ Criminals предлагали Рени стать их ударником. Ничего подобного в итоге не произошло, да и никаких комментариев от Алана не последовало.

Ещё через год Мани в интервью поведал тайну — Рени формирует новый проект с одним из участников Black Grape. Как это ни удивительно, но Рени вновь не отрегировал на этакие новости из мира шоу-бизнеса.

В 2009 году вышло переиздание дебютного альбома The Stone Roses, приуроченные к его 20-летию. Наравне с остальными тремя музыкантами, Рени дал добро на издание редких демо-записей и не выпущенных доселе композиций. Коллекционный вариант сопровождался специальной книжечкой с комментариями создателей. Рени и тут предпочёл напустить туману. В то время как Браун и Мани весьма подробно расписали своё житие-бытие в составе The Stone Roses, барабанщик предоставил для публикации лишь стишок и рисуночек.

На всём протяжении 1996-2011 годов, при всём при этом, знакомые Рени продолжали публично расточать ему комплименты. Иэн Браун сравнивал Алана с Бадди Ричем и Джином Крупой, добавляя, что тот одной рукой может играть так же круто, как двумя. Джон Леки (продюсер славного дебютника «Роз») отдавал должное богатой коллекции ударных, собранной Рени, и что каждая его установка не похожа на другую. Ну а Джон Робб наградил Алана Рена званием лучшего барабанщика своего поколения.

На пресс-конференции 18 октября 2011 года Рени вместе с тремя другими музыкантами классического состава объявил о воссоединении The Stone Roses.

Реюнион The Stone Roses и настоящее время

23 мая 2012 года The Stone Roses дали секретный концерт в Уоррингтоне перед тем, как отправиться в мировой тур. Впервые за 17 лет Рени играл на ударных публично.

Нынешняя установка Алана включает в себя два бас-барабана (украшенные изображениями лимона, что является отсылкой к обложке первого альбома группы), а также большее количество тарелок и том-томов, нежели в прежние времена.

Не всё идёт гладко. Во вреся одного из концертов Рени, не дождавшись выхода на бис, ушёл домой, за что Иэн Браун со сцены припечатал его крепким словечком. Кроме того, сообщалось о неких проблемах со здоровьем ударника, из-за которых он пропустил премьеру документального фильма о группе.

Однако его присутствие в группе внушает оптимизм. Мани отмечал, что, пусть Иэн Браун и Джон Сквайр, помирившись на похоронах матери Мани, стали вновь писать песни вместе, Рени не согласился бы в этом участвовать и ворошить прошлое, если бы не пребывал в уверенности относительно качества нового материала. Но Рени при делах, значит, «Розы» должны нас скоро порадовать. Да и вообще, его возвращение к активной деятельности — положительное событие. Так что поздравим сегодня одного из самых загадочных барабанщиков британской музыки с юбилеем (пусть и мысленно) и пожелаем успехов ему и его группе.

P.S.
Головной убор (панама), который Рени носил в то время, когда The Stone Roses были на пике славы, в Великобритании с тех пор ассоциируется именно с Аланом. Термин «Reni Hat» на Туманном Альбионе прижился и по-прежнему в ходу.

 

Media