14 апреля 1997 года свет увидел девятый студийный альбом группы Depeche Mode Ultra, выхода которого как её поклонники, так и те, кто к ним не относится, ждали особенно долго, с большим трепетом и неуёмным интересом. Он попал в британский альбомный чарт сразу на первую строчку, в чарт Billboard 200 — на пятую, а в России он был признан самым продаваемым зарубежным альбомом 1997 года. И это несмотря на то, что Ultra — первая пластинка Depeche Mode как группы из трёх человек со времён альбома A Broken Frame 1982 года… Впрочем, обо всём по порядку.

С того конца

Летом 1994 года Depeche Mode закончили 14-месячный изнурительный тур в поддержку альбома Songs of Faith and Devotion, который впоследствии был назван самым развязным в истории рока: подробностей того, как он проходил, хватило бы на целую книгу. Тем временем в книге о творческом пути Depeche Mode, которую писала сама госпожа Судьба, следующая глава началась с того, что Алан Уайлдер 1 июня 1995 года, в свой день рождения, объявил следующее:

Из-за нарастающей неудовлетворённости внутренними отношениями в группе и её работой объявляю с грустью, что я решил уйти из Depeche Mode. Решение покинуть группу мне далось непросто, особенно по той причине, что в последних альбомах Depeche Mode удалось раскрыть свой потенциал.

Далее в официальном заявлении Уайлдер говорил о том, что в ответ на свою работу в группе он не получал должной отдачи, что отношения внутри коллектива испортились окончательно, но при всём при этом он из музыки не уходит и желает своим бывшим коллегам всего самого наилучшего.

Неприятности на этом не закончились: во время первых сессий к новому альбому Дэйв Гаан не мог вытянуть ни одной ноты. Единственной песней, к которой ему удалось тогда записать вокал, стала Sister of Night — кстати, одна из двух особенно любимых Гааном песен Depeche Mode (вторая — Condemnation из Songs of Faith and Devotion). Правда, она чуть не стала последней в творчестве группы…

Во имя желания

К счастью, Дэйв Гаан сумел выкарабкаться из алкогольно-наркотического ада и вернуться к полноценной жизни, а группа Depeche Mode — закончить запись полноценного альбома (а не EP, как предполагалось ранее) Ultra. Правда, если посмотреть, что писала музыкальная пресса о Depeche Mode в 1997 году, можно заметить, что с гораздо большим интересом в ней обсуждались подробности личной жизни Дэйва и его выздоровления. Кстати, в одном из тогдашних интервью он высказался по этому поводу следующим образом:

Мы только что окончили запись альбома, несмотря на все трудности, и я чист и трезв уже 8 месяцев, но это прессе не интересно.

А ведь всё то, что происходило с Depeche Mode последние года два-три, метафорически отражено в снятом Антоном Корбайном клипе на первый сингл с Ultra — мрачную, тягучую композицию Barrel of a Gun.

Съёмки эпизодов, где Дэйв бродит по подворотням с застывшим взглядом (на самом деле с закрытыми глазами, на веках которых нарисован этот самый взгляд), проходили в Марокко на улицах, полных нечистот. В какой-то мере символично, если учитывать то, как шла работа над альбомом Ultra: Depeche Mode впервые со времён их альбома A Broken Frame 1982 года пришлось работать втроём. Официально втроём, а вообще в записи Ultra, которая проходила в множестве звукозаписывающих студий по всему миру и длилась почти год, участвовало порядка двух десятков приглашённых музыкантов — в такую цену обошёлся группе уход Алана Уайлдера, который мог бы управиться со всей работой в одиночку, и в свете этого работа продюсера Ultra Тима Сименона (Tim Simenon, участник группы Bomb The Bass) достойна большого уважения. Вот как о ней отзывался основной автор песен Depeche Mode и её гитарист Мартин Гор:

Тим хорошо разбирается в танцевальной музыке и умеет создавать музыку с 69 ударами в минуту без проблем, что очень важно для нас, потому что мы находимся в области медленной музыки. В прошлом мы выходили сильно за пределы ста ударов в минуту, но когда я пытаюсь писать музыку ещё быстрее, она звучит для меня глупо… Она просто теряет атмосферу. На мой взгляд, атмосфера — главное в этой записи.

Место Ultra в дискографии группы Мартин определил так:

Я думаю, что этот альбом больше похож на Violator, где гитары хоть и на переднем плане, но они опираются на электронную основу. Что касается Songs of Faith and Devotion, то мы тогда решили рискнуть и записать очень стилизованный альбом — наш «рóковый» альбом. Это было нечто новое для нас. Если вы взглянете на то, что мы сделали, то заметите, что он очень сильно выделяется. По мне, новый альбом лучше вписывается в то, что мы делали до него. Он больше последователь Violator, на мой взгляд.

Следующим синглом с Ultra стала песня It’s No Good, которая наряду с Barrel of a Gun была одним из кандидатов на роль первого сингла (или lead single, как это называется на английском языке) с альбома.

В отличие от видео на Barrel of a Gun видеоклип на It’s No Good вполне можно рассматривать как своего рода попытка взглянуть в будущее. В нём Дэйв Гаан предстаёт перед нами в роли зазнавшегося бездарного певца, отдалённо похожего на Элвиса Пресли, который ездит со своей группой по всяким кабакам с целью заработать деньги за пение под фанеру с сопутствующими этому кривляниями. Никаких ассоциаций не возникает? Правильно, гастроли по глубинкам, которыми занимаются многие группы, чей пик карьеры давно позади… Правда, кто тогда знал, что Depeche Mode по сей день будут собирать полные стадионы и выкладываться по полной программе? Ведь в поддержку Ultra группа провела всего два небольших концерта: один в Лондоне, другой в Лос-Анжелесе — и исполнила по 5 песен на каждом. О полноценном туре по вполне понятным и уважительным причинам пока речи не шло.

Не менее интересная деталь видео на It’s No Good — передравшиеся друг с другом посетители одного из баров, где побывал главный герой клипа. Не знаю, как насчёт битья бутылок об головы, но споры на тему «Depeche Mode с Аланом Уайлдером и Depeche Mode без Алана Уайлдера» у фанатов группы до сих пор ведутся, причём порой очень жаркие — жарче, наверное, бывает только при обсуждении распада The Beatles.

Через линию

Помимо ухода Алана Уайлдера, период Ultra отметился ещё несколькими рубежными событиями в творчестве Depeche Mode. Например, в альбом вошли целых две инструментальные композиции: Uselink (по сути, одна из версий песни Useless) и Jazz Thieves (Junior Painkiller считается так называемым «скрытым треком», или hidden track) — небольшие, но выделенные как отдельные треки, а не присоединённые к другим, как это было на альбомах Music For the Masses (1987), Violator (1990) и Songs of Faith and Devotion (1993) с интерлюдиями с первой по четвёртую. Впоследствии эта практика повторится и на альбомах Exciter (2001), Playing the Angel (2005) и Sounds of the Universe (2009).


Ещё одна особенность — впервые за 11 лет у Depeche Mode синглом вышла песня, исполненная Мартином Гором. В 1986 году это была A Question of Lust, в 1997 — Home. В клипе на неё Дэйв Гаан впервые за долгое время появился в более привычном для многих давних фанатов Depeche Mode образе — с короткой стрижкой.

Кстати, клип на Home снял Стивен Грин (Steven Green), а не Антон Корбайн. А вот видео на последний, четвёртый сингл с Ultra Useless — его работа.

http://www.youtube.com/watch?v=_f0zHgs0GpI

В следующий раз в официальной видеографии Depeche Mode (не путать с видеопроекциями к турам группы) клип, около которого будет указано «режиссёр — Антон Корбайн», появится только в 2006 году (если быть точнее, им станет видео на сингл Suffer Well).

Вечный огонь

Что касается полноценного гастрольного тура Depeche Mode, то он состоялся в 1998 году в поддержку пластинки The Singles 86>98 — сборника лучших песен, вышедших у группы с 1986 по 1998 год, включая новую (хотя на самом деле оставшуюся со времён записи Ultra) песню Only When I Lose Myself. Из Ultra на тогдашних концертах были представлены только сингловые песни — если, конечно, не брать в расчёт би-сайд к синглу Barrel of a Gun Painkiller (не путать с одноименной песней Judas Priest!), с которого начиналось каждое выступление тура. Справедливость была частично восстановлена уже в других турах группы: баллады The Love Thieves, Insight, The Bottom Line и Sister of Night были исполнены Мартином Гором в акустике. В гордом одиночестве осталась лишь песня Freestate…

Можно долго спорить о том, насколько правильный путь выбрали Depeche Mode уже после Ultra. Но бесспорно то, что Ultra — это своего рода второе рождение группы. Она сумела в свой особенно непростой период своей карьеры не просто подать признаки жизни, а записать замечательный альбом: атмосферный, цельный, одновременно похожий и не похожий на то, что Depeche Mode делали раньше. Как верно подметил один поклонник творчества Depeche Mode, самый лучший вариант перевода названия Ultra — «Выжил».

Альбом Ultra


Треклист

1. Barrel of a Gun
2. The Love Thieves
3. Home
4. It’s No Good
5. Uselink
6. Useless
7. Sister of Night
8. Jazz Thieves
9. Freestate
10. The Bottom Line
11. Insight
12. Junior Painkiller (hidden track)

Depeche Mode 95–98 (Oh well, that’s the end of the band…)

Документальный фильм о периоде Ultra

Видео на сингл 1998 года Only When I Lose Myself