Сегодня, 18 апреля, исполняется двадцать шесть лет со дня американского (т.е. главного) релиза второго студийного альбома легендарной группы Pixies — Doolittle.

Pixies — Doolittle (1989)


Pixies - Doolittle (1989) история факты


1. Debaser
2. Tame
3. Wave of Mutilation
4. I Bleed
5. Here Comes Your Man
6. Dead
7. Monkey Gone to Heaven
8. Mr. Grieves
9. Crackity Jones
10. La La Love You
11. No. 13 Baby
12. There Goes My Gun
13. Hey
14. Silver
15. Gouge Away

Предыстория и запись пластинки

После выпуска тепло принятого критиками, но неудачного в коммерческом отношении Surfer Rosa Pixies поехалив европейский тур в компании бостонцев Throwing Muses, а затем гастролировали по Штатам. В это время Блэк Фрэнсис, лидер и основной сонграйтер группы, начал писать песни для нового альбома. Хоть коцертный график сложный и выматывающий, но именно в это время Фрэнсис и сочинил некоторые песни, которые позже появятся на Doolittle — Hey, Dead, Tame, There Goes My Gun. Все они прошли «обкатку» на сессиях у радиоведущего Джона Пила, а «живая» версия Hey попала на бесплатный EP, распространявшийся в 1988 году изданием Sounds.

В середине 1988 года, когда случился перерыв в гастролях, Pixies решили записать уже собственную демо-кассету. Над ней группа работала в бостонской студии Eden Sound, занимавшей тогда маленькую комнату в посещении салона-парикмахерской. Когда результат был получен, менеджер Pixies, Кен Гоуз, решил, что пора искать продюсера для записи альбома. У Кена на примете стояли две кандидатуры — Джил Нортон (имевший опыт работы с China Crisis и помянутыми уже Throwing Muses) и Эд Стэйсием (в чьём активе — сотрудничество с Ramones и Talking Heads). С Нортоном Pixies уже пересекалмсь при подготовке сингла Gigantic, но сейчас Блэк Фрэнсису было, в принципе, всё равно, кого выбрать. Решающее слово сказал глава лейбла 4AD, Иво Уоттс-Расселл. Он поставил, что продюсером грядущего альбома станет Нортон.

31 октября 1988 года Джил Нортон прибыл в Бостон, аккурат к началу студийных сессий. Но, перво-наперво, продюсер навестил Фрэнсиса, обсудил с ним демо-записи и аранжировки. Как заметил тогда Джил, «фронтмен не любит делать что-либо два раза». В общей сложности, Нортону потребовалась пара недель, чтобы полностью адаптироваться к музыке Pixies.

Бюджет, который выделило на запись руководство 4AD, составил $40000 (включая гонорар продюсеру). С одной стороны, это было в 4 раза больше суммы, отпущенной некогда на работу над Surfer Rosa. С другой — всё равно по меркам мэйджоров 1980-х годов получались скромные деньги.

Если принять за начало работы день встречи Нортона и Фрэнсиса (31 октября), то выйдет, что Pixies трудились над альбомом чуть более 3 недель, ибо сессии завершились 23 ноября. Группа записывала примерно по песне в день.

Далее (с 28 ноября по 12 декабря) шла пора продакшна и микширования. На этом этапе некоторые песни притерпели изменения. There Goes My Gun изначально являлась быстрой композицией в стиле Hüsker Dü. Нортон уговорил Фрэнсиса замедлить её темп.

Но, когда вокалисту показалось, что продюсер чересчур усердствует в этом направлении, разозлённый Фрэнсис повёл Джила в музыкальный магазин и показал ему The Greatest Hits Бадди Холли, где все песни длятся в районе двух минут. Дескать, если в случае с Бадди это прокатывало, то и для меня подойдёт. Но все разногласия, к счастью, не оказались критичными.

Название и оформление альбома

Саймон Ларбалестьер и Воэн Оливер, фотограф и художник, занимавшиеся оформлением работ Pixies, в этот раз впервые получили доступ к текстам песен до начала своих трудов. По словам Саймона, данное обстоятельство стало фундаментальным отличием от того, что было ранее. Ознакомление с лирической частью позволило ему и Воэну сделать оформление альбома более соответствующим его содержанию.

Обезьяна, нимб и цифры на обложке очевидно отсылали к композиции Monkey Gone to Heaven.

Сюрреалистические и абстрактные картинки украсили также и буклет. Например, текст песни Gounge Away сопровождается изображением пряди волос, помещённую на чайную ложку, которая, в свою очередь, лежит на оголённом женском торсе. А композиция I Bleed проилюстрирована картинкой As Loud As Hell, на которой имеется колокол с рядом зубов.

Что до собственно названия альбома, то Блэк Фрэнсис изначально желал видеть таковым словечко Whore, вследствие своей увлечённости в то время образом «Вавилонской блудницы» (Whore of Babylon). Но затем изменил его на Doolittle, взятое из текста песни Mr. Grieves («Pray for a man in the middle / One that talks like Doolitle).

Музыка

В музыкальном отношении Doolittle оказался весьма эклектичным. Некоторые композиции были скоростными и агрессивными (Tame, Crackity Jones), должно быть, Джил Нортон не успел их замедлить из-за того, что, вооружившись пластинкой Бадди Холли, горой встал на их защиту Фрэнсис.

Другие вещи — Silver, I Bleed или Here Comes Your Man — более спокойны и мелодичны.

Звучание нескольких треков с Doolittle построено вокруг простых повторяющихся аккордовых прогрессий.

В Crackity Jones слышны испанские мотивы, вступление к Mr. Grieves напоминает регги, а на Silver явно оказала влияние фолк-музыка.

Наконец, группа использовала и некоторые новые для себя музыкальные инструменты — Monkey Gone To Heaven записывалась при помощи, в том числе, двух скрипок и двух виолончелей.

Лирика

Автором почти всех текстов песен стал Блэк Фрэнсис, только Silver написана им в соавторстве с Ким Дил.

Сквозной темой, связующей нитью композиций на Doolitle выступает сюрреализм. Собственно, неспроста Саймон Ларбалестьер и Воэн Оливер разродились загадочными картинками при оформлении диска.

Открывающая альбом Debaser содержит аллюзии на фильм Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пёс». Блэк Фрэнсис отметил сходство своего мышления и творческого метода с работой знаменитых сюрреалистов в интервью The New York Times: «Я читал слова режиссёра Дэвида Линча о том, что у него есть идеи и образы в голове, но он точно не знает, что они означают. Вот и я творю так же».

В других песнях фронтмен Pixies затрагивает проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды, ведущие к природным катастрофам (Monkey Gone to Heaven), описывает эксцентричных субъектов. В Wave of Multilation Фрэнсис рассказывает о японских бизнесменах, которые, провалив дела, устремляются вместе с семьями в открытое море навстречу гибели. А прототипом героя Crackity Jones послужил сосед Фрэнсиса по комнате времён его визита в Пуэрто-Рико в студенческие годы (певец описывал его как «психованного соседа-гея со странностями»).

Нашлось место на альбоме и библейскмм мотивам. Композиция Dead основана на истории Давида и Вирсавии, а Gounge Away — Самсона и Далилы.

Есть на Doolittle и любовная песня — La La Love You. Примечательна она тем, что лид-вокал на ней исполнен ударником Дэвидом Ловерингом. Блэк Фрэнсис очень увлёкся идеей дать Дэйву почувствовать себя Ринго Старром. По воспоминаниям очевидцев, поначалу барабанщик упирался и заявлял, что петь не будет ни при каких условиях. Но, к концу сессий, Ловеринга уже было не оттащить от микрофона. Помимо La La Love You, Дэвид выступил в необычной для себя роли на Silver — он сыграл на бас-гитаре, тогда как Ким Дил взяла в руки слайд-гитару.

Приём у публики

18 апреля 1989 года альбом Doolittle вышел в США. Вообще, если говорить по-честному, в Великобритании его выбросили в продажу на день раньше, но на это никто не обратил и не обращает внимание, поскольку Штаты являлись и остаются главным рынком для Pixies.

За 6 месяцев было продано 500000 копий альбома.

К началу 1992 года, когда Pixies разогревали U2 в ходе Zoo TV Tour, Doolittle продавался в среднем в количестве 1500 штук в неделю, в середине 1993 года — 1200 штук в неделю.

Золотого статуса в США альбом достиг в 1995 году.

В начале XXI века продажи альбома (средние за неделю) всё ещё колебались от 500 до 1000 штук. Реюнион Pixies вернул ситуацию на уровень 1993 года. Думается, в настоящий момент общее число проданных копий если не перевалило за миллион, то близко к этому показателю.

Отзывы музыкальных журналистов были, в основном, позитивными. Но, главное, о песнях с Doolittle тепло отзывались, признавая их влияние, Курт Кобейн, Билли Корган и PJ Harvey.

Наконец, в ходе работы над альбомом проявились серьёзные трения между Блэк Фрэнсисом и Ким Дил. После гастролей в поддержку Doolittle группа взяла отпуск, после возвращения из которого фронтмен уменьшил роль Ким в творческом процессе. Долго так продолжаться не могло, и в 1993 году Pixies прекратили совместную деятельность.

Media