Ранние годы и начало музыкальной карьеры

Ричард Джордж Мэнюэл родился 3 апреля 1943 года в городе Стратфорд, провинция Онтарио, Канада. Его отец работал автомехаником в компании Chrysler, а мать была школьной учительницей.

Помимо Ричарда, в семье подрастали ещё трое сыновей. Вся четвёрка пела в церковном хоре. В возрасте 9 лет Манюэл стал учиться играть на пианино. Данное занятие пришлось мальчику по душе, и он, не ограничиваясь одними уроками, частенько музицировал и дома в компании приятелей. Кумирами Манюэла в юности были Рэй Чарльз, Бобби Блэнд, Отис Раш и Джимми Рид.

В 15 лет Ричард с тремя друзьями организовал свою первую группу — The Rebels, позже переименованную в The Revols. Изначально Манюэл являлся певцом коллектива, поскольку от природы был одарён замечательным ритм-энд-блюзовым вокалом и богатым тембром. Но постепенно и талант пианиста нашёл своё применение.

Как-то раз случилось The Revols на концерте Порт Довер открывать шоу Ronnie Hawkins and The Hawks. По свидетельству ударника Левона Хелма, Ронни Хокинс тогда заявил ему: «Видишь паренька, играющего на пианино? Он талантливее Ван Клиберна». Вскоре две группы опять пересеклись на одном концерте. Только теперь Хокинс решил действовать и переманил Манюэля в The Hawks.

The Hawks

Ричарду Манюэлу было 18 лет, когда он влился в состав Ronnie Hawkins and The Hawks. На тот момент участниками группы уже являлись 21-летний барабанщик Левон Хелм, 17-летний гитарист Робби Робертсон и 18-летний басист Рик Дэнко. В скором времени дополнит коллектив органист Гарт Хадсон, 24 лет от роду.

Постепенно между Ронни Хокинсом и его группой накапливались противоречия. Во-первых, The Hawks хотели исследовать актуальные музыкальные направления и не испытывали более желания следовать в русле идей фронтмена. Во-вторых, Хокинс презрительно относился к марихуане, что у группы также не находило понимания. В конце концов, The Hawks ушли на вольные хлеба.

В течение буквально пары лет коллектив сменил несколько названий, в основном, отражавших лидерство Левона Хелма как человека, дольше всех игравшего с Хокинсом. Но, при всём при этом, вокалистом на большинстве композиций группы выступал Манюэл.

В 1965 году Хелм, Робертсон и Хадсон помогли блюзмену Джону Хэммонду записать альбом So Many Roads. Довольный Хэммонд рассказал о них Бобу Дилану, находившемуся в поиске электрической сопровождающей группы. В итоге, в 1966 году The Hawks поехали с Диланом в знаменитый тур по Европе и США, сопровождавшийся выходками со стороны фанатов раннего, акустического и политически окрашенного творчества Боба. Именно прославленный бард открыл для The Hawks двери в мир большого музыкального бизнеса, познакомил с менеджером и продемонстрировал серьёзный подход к записи собственного материала.

The Band

Когда Боб Дилан восстанавливался после аварии в 1967 году в Вудстоке, штат Нью-Йорк, группа присоединилась к нему. В спокойной обстановке Дилан и компания получили возможность поэкспериментировать со своими любимыми жанрами — кантри, блюзом, госпелом, рокабилли и другими. Результаты этих сессий официально были выпущены только в 1975 году — под названием The Basement Tapes. Стоит отметить, что в то время Левон Хелм взял творческую паузу, так что барабанные палочки взял в руки Манюэл и научился играть. Впоследствии на выступлениях The Band иногда Ричард садился за установку, тогда как Хелм брал в руки гитару или мандолину.

В начале 1968 года группа решилась на запись своего собственного альбома. Примерно тогда утвердилось и незамысловатое название коллектива — The Band. Пластинка Music from Big Pink ныне считается основополагающей для кантри-рока. Известно, что Эрик Клэптон, прослушав альбом, был настолько потрясён, что покинул группу Cream и начал сольную карьеру (поговаривают, что он в те времена мечтал стать участником The Band). На Music from Big Pink Ричард Манюэл наравне с гитаристом Робби Робертсоном, был основным автором песен.

На волне успеха (в том числе финансового) Манюэл женился на модели из Торонто, Джейн Кристиансен, с которой встречался со времён The Hawks. Супруги в дальнейшем станут родителями двоих детей.

Увы, карьерный взлёт оказал не лучшее влияние на Ричарда. Он снялся в кино в 1970-м, но с музыкой дело обстояло хуже. Сначала Манюэл перестал самостоятельно сочинять песни. Для второго альбома The Band, названного по имени самой группы, Ричард написал три песни, для третьего альбома (Stage Fright) — две. Но во всех случаях соавтором выступил Робби Робертсон. К четвёртой пластинке, Cahoots, Робби полностью взял творческую власть в свои руки, а какой-либо авторский вклад Манюэла исчез вовсе. У Ричарда появились проблемы с алкогольной и героиновой зависимостями.

Несмотря на то, что с Манюэлом стало трудно работать, товарищи его не бросали. В 1973 году вышел пятый студийник The Band, Moondog Matinee, состоявший из каверов. Левон Хелм отмечал, что, при всём алкоголизме Ричарда, его талант и чувство мелодии никуда не исчезло. Moondog Matinee содержит одни из лучших вокальных выступлений Манюэла (композиции Saved и The Great Pretender).

В дальнейшем The Band ещё раз гастролировали с Диланом, открывали стадионные шоу Crosby, Stills, Nash & Young в 1974-м. К этому времени голос Манюэла изрядно охрип, хотя и сохранял свою выразительность.

В 1976 году состоялся последний концерт The Band. Мартин Скорсезе выступил режиссёром документального фильма об этом событии — Последнего вальса. Ричарда Манюэла тоже можно здесь услышать, хотя в кадр он попадает редко.

Несколько следующих лет Ричард посвящает избавлению от своих вредных привычек. 1983 год принёс с собой реюнион The Band (в котором участия не принял прежний лидер группы, Робби Робертсон). Поклонники отмечали, что Манюэл тогда находился в лучшей форме со времён Music from Big Pink, к нему вернулся фирменный голос. Но всё рухнуло, когда на борту «Конкорда» от сердечного приступа скончался менеджер, Альберт Гроссман, который был для музыкантов отцом-наставником. Ричард погрузился в депрессию, ему начало казаться, что The Band стагнируют и теряют запал. Наконец, Манюэл вновь упал в объятия алкогольной и наркотической зависимости.

Смерть

4 марта 1986 года, после концерта в Уинтер Парк, близ Орландо, штат Флорида, Ричард Манюэл покончил жизнь самоубийством, повесившись в своём гостиничном номере. Неделю спустя музыкант был похоронен у себя на родине, в Стратфорде.