20 августа 1969 года четверо ливерпульских парней — Джон, Пол, Джордж и Ринго, — в последний раз собрались вчетвером в студии и работали вместе. В этот день они завершили обработку песни I Want You (She’s So Heavy) с альбома Abbey Road, который вышел 26 сентября этого же года и стал последней совместной работой «ливерпульской четвёрки» (вышедший в 1970 году альбом Let It Be был записан ещё в январе 1969 года). По этому поводу — несколько слов об истории Abbey Road и битлов в целом.

Всем известно, что в последние годы существования The Beatles группу сотрясали ссоры и дрязги. Возможно, именно из-за них остался незаконченным претенциозный проект Get Back, который, помимо записи альбома, включал в себя съёмки фильма и знаменитый концерт битлов на крыше Apple Studios. Позднее, записанные материалы войдут в альбом Let It Be, который будет издан уже фактически после распада. Творческие разногласия осложнялись финансовыми трудностями и взаимными претензиями, а также тем, что музыканты начали работать над сольными проектами.

В определённый момент Пол не выдержал и предложил продюсеру группы, Джорджу Мартину, снова «собраться как в старые-добрые времена» и записать альбом. Тот отнёсся к этой идее с энтузиазмом, равно как и остальные участники The Beatles. За два месяца альбом был записан и стал в итоге одним из лучших в дискографии группы. Едва ли не больше, чем сами песни, всем запомнилась его обложка. Кто только не пытался спародировать переходящих улицу битлов!

Однако нельзя сказать, что всё прошло гладко. И в этот раз не обошлось без многочисленных споров, которые начались уже с обсуждения содержания альбома. Леннон хотел, чтобы это был традиционный рок-альбом, Маккартни в свою очередь напирал на то, что это должна быть концептуальная пластинка, единое музыкальное произведение. Пришли в итоге к компромиссу: на стороне «А» реализовали концепцию Джона, а на стороне «В» — Пола. Также нужно сказать, что совместное творчество музыкантов, остатки которого сохранялись и после распада творческого тандема Леннон-Маккартни, практически сошло на нет: теперь каждый музыкант сам определял все нюансы звучания своей песни, остальные лишь подыгрывали. Работой над альбомом руководил Маккартни, поскольку Леннон полностью погрузился в личную жизнь и совместное творчество с Йоко Оно.

Материал подобрался первосортный. Здесь и Come Together, написанная Ленноном для избирательной кампании известного психолога и популяризатора ЛСД Тимоти Лири, решившего стать губернатором Калифорнии, и его же Because и I Want You… Двумя великолепными вещами (Something и Here Comes the Sun) отметился Джордж Харрисон. Даже Ринго Старр выступил с песней собственного сочинения под названием Octopus’s Garden! Однако большая часть материала была написана Полом Маккартни, в том числе и Oh, Darling — композиция с трёхдольным ритмом и надрывным хриплым вокалом в припеве. Альбом по достоинству был оценён критикой, а журнал Rolling Stone присвоил ему 14-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён.

Но похоже, что, несмотря на успех альбома, группу было не спасти. В 1970 году новым продюсером, Филом Спектором был изготовлен альбом Let It Be, для чего пошли в ход записи Get Back, новые песни (Let It Be и I Me Mine) и даже древние записи времён The Quarrymen. Ещё до выхода альбома Пол Маккартни выпустил свою первую сольную пластинку, новое творение The Beatles и, в частности, работа продюсера, было им, в свою очередь, сильно раскритиковано. Леннон защитил Спектора, заметив, что «из самой вонючей кучи паршиво записанного дерьма он смог что-то выжать». 20 мая 1970 года вышел документальный фильм Let It Be, но ни одного из битлов на премьере не было. Как не было уже и группы.

The Beatles — Abbey Road

Complete Album