27 августа 1991 года вышел один из самых влиятельных и величайших рок-альбомов 90-х — дебютная пластинка Теn группы Pearl Jam. Успех к данной работе пришел почти только через 2 года после её выпуска, когда она в 1992 году заняла почетное второе место в хит-параде Billboard. В итоге альбом до настоящего времени является самым успешным рок-альбомом современности, мировой тираж которого перевалил за 25 миллионов. Это альбом, который оказал огромное влияние на весь гранж и молодое поколение 90-х; альбом, который даже сейчас является неотъемлемой и эталонной частью всей альтернативной музыки в целом.

Темнота

Как сейчас часто принято говорить, Pearl Jam — это группа «большой пятёрки гранжа», в которую, помимо неё, входили Soundgarden, Nirvana, The Smashing Pumpkins и Alice in Chains.

Истоки Pearl Jam начинаются в середине 80-х, когда гитарист Стоун Госсард и басист Джефф Амент играли вместе коллективе Green River, базировавшемся в Сиэтле. Но из-за больших разногласий между Аментом и вокалистом Марком Армом группа (считающаяся, кстати, первым коллективом, игравшим гранж) распалась. После этого Госсард и Амент продолжили работать вместе и перешли в проект Эндрю Вуда Mother Love Bone. В 1989 году группа привлекает внимание лейбла Polygram, и в этом же году в свет выходит её первый альбом Apple. Но, к сожалению, неудачи не перестают преследовать Госсарда и Амента и в этом коллективе: за несколько недель до выхода альбома вокалист группы Эндрю Вуд скончался от передозировки героином — соответственно, и этот коллектив распадается.

Данный распад очень сильно повлиял на музыкантов, и после смерти Вуда их дороги на некоторое время разошлись. Впоследствии Госсард знакомится с гитаристом Майком МакКреди из Сиэтла, ранее игравшим в Shadow. И именно МакКреди оказал влияние на Госсарда, уговорив его в итоге на воссоединение с Аментом. Оно привело к тому, что данное трио записало демо-запись, состоящую из пяти треков. Когда они разослали её по звукозаписывающим компаниям, на их пути попался и бывший участник Red Hot Chili Peppers Джек Айронс, которому они с радостью тоже вручили своё демо, предложив стать действующим ударником своей будущей (и пока безымянной) группы. Прослушав запись, Джек, в свою очередь, отказался взять на себя роль ударника, однако демо-запись из рук Джека попала к его другу Эдди Веддеру, являвшемуся на тот момент вокалистом группы Bad Radio. Мало сказать, что Эдди запись просто понравилась, — она привела его в неимоверный восторг, да так, что молодой музыкант самостоятельно написал текст и записал вокал к трём из пяти треков, после чего переслал результат обратно в Сиэтл. Госсард, Амент и МакКреди, прослушав получившийся материал, немедленно переманили Веддера в Сиэтл из Калифорнии, уговорив его оставить группу Bad Radio и создать с ними новый и грандиозный коллектив. Впоследствии к данной четвёрке присоединился ударник Дейв Крусен. Первоначально группа взяла для себя название Mookie Blaylock в честь известного баскетболиста, и, собственно, с этим названием она впервые и выступила в Сиетле в октябре 1990 года.

Группа начинает своё уверенное, но пока медленное шествие по просторам Сиэтла, где вскоре привлекает внимание Epic Records. Подписав контракт с известным лейблом, она меняет свое название на всем известное нам сейчас Pearl Jam. Лейбл предпочел обезопасить себя от судебных разбирательств, связанных с использованием имени известного баскетболиста в названии группы. Когда ребята, по их же словам, выбрали совершенно абстрактное словосочетание Pearl Jam, тогда и началась грандиозная история группы, которую мы знаем и сегодня.

Мастерская

Работа над альбомом Ten прошла быстро. Песни Alive, Once, Black и Footsteps родились из вышеупомянутых инструментальных демо, записанных Стоуном Госсардом и Джеффом Аментом, когда они ещё искали вокалиста для своей новой группы, и носивших названия Dollar Short, Agytian Crave, E Ballad и Footsteps соответственно. Остальные композиции появились во время одномесячного (всего-то!) пребывания Pearl Jam в London Bridge Studios в Сиэтле.

Темы как одних, так и других песен, тексты ко всем из которых написал Эдди Веддер, посвящены одиночеству, депрессии (Black, Jeremy), криминалу (Once), а также проблемам социального характера (Even Flow, Why Go). Сыграли свою роль и личные переживания Веддера, который в 17 лет узнал, что человек, которого он считал своим отцом, на самом деле был его отчимом, а настоящий отец умер, — отсюда идут корни трёх песен, составивших, по словам Эдди, «мини-оперу» Momma-Son (в других источниках она значится как Mamasan): Alive, Once и Footsteps, попавшую на сингл Jeremy в качестве би-сайда.

Название Ten пластинка получила в честь номера, который баскетболист Муки Блэйлок носил на своей майке. Кстати, если бы не было возможных угроз судебных разбирательств со стороны компании Nike, о которых группу предупредил лейбл Epic Records, то называлась бы команда не Pearl Jam, а Mookie Blaylock — что, кстати, сочеталось бы с обложкой её дебютного альбома.

Сады

Обложка Ten, по словам Джеффа Амента, должна была символизировать «вхождение в мир музыки настоящей командой, где все за одного». При этом трудно подумать, что у коллектива были споры с лейблом относительно неё. Вот что вспоминал по этому поводу Амент (который для неё, кстати, сам вырезал из дерева буквы, составившие название группы):

Тогда у нас было нечто вроде бодания с художественным отделом Sony. При том, что обложка Ten розового цвета, изначально она должна была быть бордового цвета, и предполагалось, что фото группы будет чёрно-белым.

Что касается ещё одной области визуального искусства, а именно видеоклипов, то их сняли на целых четыре песни: Alive, Even Flow, Jeremy и Oceans. Интересно, что на последнюю клип был создан для ротации вне США, а у композиций Even Flow и Jeremy существует по два видео. В частности, с последней дело обстоит так: первый вариант видео снят в чёрно-бело-коричневом варианте и более прямолинейно передаёт текст песни в отличие от второго, куда более богатого по цветовой гамме и загадочного, что, вероятно, сыграло свою роль в приобретении популярности в эфире MTV.

Океаны

«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт», — в подтверждение этой народной мудрости Pearl Jam со своим дебютным альбомом (несмотря на то что он набрал популярность всего лишь через год после своего выхода) попали в десяточку:

  1. Ten достиг второй позиции в Billboard 200 и продержался на ней четыре недели;
  2. всего альбом пробыл в хит-параде 256 недель, вследствие чего входит в число пятнадцати пластинок-долгожителей чартов;
  3. к февралю 1993 года Ten обогнал по продажам другой громкий и культовый альбом — Nevermind группы Nirvana;
  4. в момент на февраль 2013 года было распродано более 10 миллионов экземпляров Ten в одних только Соединённых Штатах;
  5. пластинка получила платиновый статус от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний 13 раз.

А уж во сколько списков типа «Лучшие альбомы всех времён и народов» он вошёл — чего только стоит первая позиция в опросе «10 лучших дебютных альбомов» среди читателей журнала Rolling Stone, проводившемся в 2013 году.

Что касается мнения самой группы, то оно несколько контрастирует с общественным. Джефф Амент отмечал, что «вообще Ten был всего лишь поводом для гастролей», а о его микшировании спустя десять лет отзывался так:

Я бы перемиксовал Ten. Эд точно бы согласился со мной. […] Это не выглядело бы как переписывание истории — просто выкинули бы немного эхо [из записи].

Эдди, действительно, согласился:

Я могу слушать все ранние работы, кроме самой первой. […] Она звучит просто как запись.

Стоуну Госсарду тоже было что сказать на эту тему:

Он [альбом Ten] был гипертрофированно рóковым. Мы были новичками в студии и тратили слишком много времени на запись, дубли и разгон атмосферы с наложением гитарных партий. В звучании альбома было очень много искусственного эхо.

Ещё один занятный факт: несмотря на то, что целых два видеоклипа Pearl Jam — а именно Alive и Jeremy — получили в 1992 году номинации премии MTV Video Music Awards, а второй из них вообще выиграл в четырёх из всего пяти присуждённых ему номинаций, впоследствии группа на долгое время (вплоть до 1998 года) откажется от клипов. Вот как это решение пояснил Эдди Веддер:

До того как появились первые музыкальные видеоклипы, ты мог слушать песню в наушниках, сидя в кресле-мешке с закрытыми глазами, и сам воображать себе видеоряд — это всё шло изнутри. Но внезапно песня, даже если ты услышал её впервые, стала поставляться вместе с видеорядом, и это лишило всякой возможности самовыражения.

Но как бы то ни было, начало истории одной из известнейших рок-групп было дано, причём не каждая команда может похвастаться столь громким и успешным стартом, который позволил бы ей делать всё так, как удобно ей, а не лейблам.

Слушать альбом Ten


Список песен

1. Once
2. Even Flow
3. Alive
4. Why Go
5. Black
6. Jeremy
7. Oceans
8. Porch
9. Garden
10. Deep
11. Release
12. Master/Slave (Hidden track)

http://www.youtube.com/watch?v=7xXp_XJzgC4

Текст: Ольга Клеро и Роланд Савьен