Клаус Шульце: факты и цитаты

  1. Клаус Шульце рос в семье писателя и балерины.
  2. Любовь к музыке Клаусу привили его родители, подарив ему однажды классическую гитару. Интерес к игре на ударных в свою очередь появился у Шульце благодаря его брату, который играл в одной джазовой команде.
  3. Будущий «отец электроники» в детстве регулярно посещал уроки гитарной музыки. Длилось это целых 7 лет.
  4. Набравшись опыта в игре на гитаре и на ударных в берлинских и дюссельдорфских группах, Клаус Шульце начал сам собирать свои команды, и первой из них стала Psy Free.
  5. Шульце также был основателем чуть более известной команды Ash Ra Tempel.
  6. Успел поучаствовать Клаус и в группе Tangerine Dream. Сначала её лидер Эдгар Фрёзе попросил музыканта заменить отсутствующего ударника Свена-Эйка Йоханссона на одно выступление, а затем предложил Шульце стать полноценным участником команды.
  7. Помимо музыки, Клаус интересовался немецкой литературой, историей, философией, психологией — все эти дисциплины музыкант изучал в Берлинском педагогическом университете.
  8. После многократных попыток занятия электронной музыкой в рамках группы Клаус Шульце решает заняться своей сольной карьерой, ради чего ему пришлось научиться играть на синтезаторе «с нуля». Музыкант объяснил это так: «В один день я понял — всё, что я делал, было все OK; и игра на гитаре, и на барабанах, но если я хочу сделать что-то необычное, я должен сменить инструмент».
  9. На музыкальные взгляды Клауса повлияли как знакомство с Pink Floyd в начале 70-х, так и участие в группе GO. О последнем опыте Шульце вспоминал следующее: «Как-то Майкл [Шриве, один из участников GO] на некоторое время остался у меня в студии и научил меня необходимым вещам, которых я не знал, даже будучи мало-мальски профессиональным барабанщиком в 60-70-х. Ритм должен соотносится с сердцебиением, с дыханием. Майкл говорил, что вы должны ходить под ритм. И действительно, мы ходили по студии под ритм секвенсора. После таких занятий я стал лучше понимать, чувствовать ритм».
  10. Не брезговал Шульце и сочинением саундтреков к фильмам, одним из которых была порнографическая кинолента Лассе Брауна Body Love (1977).
  11. Некоторые из своих альбомов Клаус Шульце записывал под псевдонимом Рихард Ванфрид, объясняя это тем, что для работы над ними он приглашал сторонних музыкантов, позволяя им играть так, как они хотят.
  12. Тем не менее несколько своих сольных пластинок, вышедших уже в 2000-ых и 2010-ых, Клаус записал от своего имени со сторонним человеком — Лизой Джеррард из Dead Can Dance.
  13. В 1979 году Шульце основал свой лейбл Innovative Communication. За первые четыре года его существования — до того, как Клаус продал компанию, разочаровавшись преобладанием «подделок» под себя и Tangerine Dream, — самыми успешными его подопечными стали Ideal. Последние, кстати, помогли Клаусу с ударными в композиции Weird Caravan из альбома Dig It (1980), записанного целиком с помощью цифровых технологий.
  14. О вошедшем в обиход семплировании Клаус отзывался весьма позитивно: «Цифровая запись — это лишь скачок в качестве, когда семплирование — это радикально новый путь к созданию структурированного шума и музыки. Звуки, которые мы с таким трудом извлекали в 70-х из громоздкого и дорогого оборудования, в одночасье стали легкодоступны».
  15. Клаус Шульце спродюсировал альбом немецкой команды Alphaville The Breathtaking Blue, вышедший в 1989 году.
  16. В 2002 году в список «25 наиболее влиятельных эмбиент-альбомов всех времён» попали две работы Клауса — Timewind (1975) и Mirage (1977).
  17. Оценить плодовитость Шульце можно не только по его дискографии (в которой есть и несколько бокс-сетов с материалом, не попавшим ни на один студийный альбом), но и по тому факту, что в 80-ых годах одна западнонемецкая радиостанция сделала программу о творчестве музыканта The Klaus Schulze Story в десяти частях.
  18. На будущее электронной музыки Клаус Шульце смотрит с большим оптимизмом: «Загнивание электроники прекратилось в 90-е вместе с наступлением техно-бума, моды на транс и амбиент. Молодежь, которая не воспитывалась на Rolling Stones и The Beatles, но уютно себя чувствовала в компании электронного звука, привнесла свежий воздух на уже плохо пахнущую электронную сцену. Я ценю то, что эти молодые люди помнят меня и нарекают меня «дедом техно» или «папой электроники». Они стремятся работать со мной, точно также как я тянусь к ним».