6 августа 1963 года на Columbia Studios в Нью-Йорке Боб Дилан начал записывать свой третий студийный альбом, который назывался “The Times They Are A-Changing”. Релиз же был осуществлен в январе 1964 года.

Впервые на альбоме Боба Дилана присутствовали только его собственные песни, посвященные актуальным во все времена проблемам: нищете, социальному неравенству и дискриминации. Заглавный трек альбома – одна из самых известных песен Дилана, по мнению многих полностью отражающая дух шестидесятых. Пластинка ворвалась в американские чарты, стартовав с 20 места, в 1965 году достигла 4 места в британском рейтинге и стала «золотой» по числу продаж.

Итак, перенесемся в Нью-Йорк, где уже ставший культовым персонажем Дилан записал целых 6 песен уже в первый день студийной работы над альбомом! Но только запись композиции “North Country Blues” устроила исполнителя. Песня “Seven Curses” тоже была записана, но в финальную версию альбома не вошла. На следующий день исполнитель работал уже над другими песнями: «Ballad of Hollis Brown», «With God on Our Side», «Only a Pawn in Their Game», and «Boots of Spanish Leather». 12 августа Боб Дилан опять был на студии, но ничего из записанного в тот день он не включил в альбом. Композиции “Paths of Victory”, “Moonshine Blues” и “Only a Hobo” стали доступны только в коллекции редких и ранее неизданных записей, изданной в 1991 году. В перерывах между днями на студии Дилан гастролировал с Джоан Баэс, американской певицей, исполняющей композиции в стиле фолк и кантри, а также левой политической активисткой. В октябре Боб Дилан вернулся на студию с шестью новыми композициями. Он приезжал на студию 23, 24 и 31 октября, чтобы работать над песнями “The Lonesome Death of Hattie Carroll” и “Where the Ship Comes In”, а также титульной “The Times They Are a-Changing” и не менее известной “One Too Many Mornings”. В ходе этих сейшнов была также записана композиция “Percy’s Song”, но до 1985 года она не была выпущена официально. Песня “Lay Down Your Weary Tune” не вошла в альбом, “Eternal Circle” и “Suze (The Counh Song)” вышли позднее на бутлегах, а закрывала альбом композиция “Restless Farewell”, вдохновленная народной ирландско-шотландской песней “The Parting Glass”.

Тони Гловер, друг Дилана, вспоминает свой визит в квартиру Боба в сентябре 1963 года. Боб сидел за столом, на котором лежали многочисленные наброски песен и отрывки из стихов, в том числе и “The Times They Are a-Changin”, которая еще не была записана. Прочитав строчки «Приходите, сенаторы и конгрессмены, откликнитесь на призыв, не стойте в дверях» Гловер спросил Дилана: «Что это за хрень?», на что Боб ответил: «Людям такое нравится». По задумке исполнителя, песня должна была стать гимном своего времени. Строки последнего куплета (“Theorderisrapidlyfadin’/ Andthefirstonenow/ Willlaterbelast/ Forthetimestheyarea-changin’”) содержат аллюзию на Библию, в частности, на Евангелие от Марка – «и многие из первых станут последними, и последнии – первыми».

Многие критики считали, что песня повествует о политической ситуации в Америке шестидесятых и о конфликте поколений. Но сам Дилан в 1964 сказал: «Все это тут не причем. Я не считаю, что молодежь не понимает старшее поколение. Я не считаю, что заглавие песни содержит в себе аксиому. Я всего лишь выразил свои ощущения.

Следующая композиция из тех, о которых пойдет речь, “Ballad of Hollis Brown”, изначально была записана для предыдущего альбома Дилана, “The Ballad of Hollis Brown”. Трагическая повесть о независимости и свободе выбора, воплощенная в народно поговорке, представляет собой мрачную историю в готическом стиле об отце, убивающем членов своей семьи, ибо те погибали от голода.

Песня “With God on Our Side” впервые была сыграна в Нью-Йорке, в Таун Холле, 21 апреля 1963 года. Хотя Дилан утверждает, что является автором композиции, мелодия ее до боли напоминает “The Patriot Game” (слова – Доминик Биэн, музыка – народная, позаимствована из традиционной ирландской песни “The Merry Month Of May”). За ней следует баллада “One Too Many Mornings” о тех, кто не жалеет о том, что когда-то любил, но стал слишком независимым, чтобы начать все сначала. – одна из самых известных композиций на альбоме, которую Боб Дилан позже сыграет с рок-группой в ходе легендарного концертного тура 1966 года.

“North Country Blues” повествует о решении угольной компании перебросить производство из США в Африку, где труд стоит копейки. Это первая песня Дилана, написанная от лица женщины, бывшей жены ставшего безработным шахтера. Многие критики считали, что действие песни происходит в родном городе Дилана Хиббинге (штат Миннесота).

А композиция “Only a Pawn in Their Game” отсылает нас к убийству Медгара Эверса, активиста движения за гражданские права чернокожих. Песня примечательна тем, что в ней был представлен свежий взгляд на дискриминацию: белые в той же мере страдают от дискриминации, как и черные.

Мелодия “Boots of Spanish Leather” была вдохновлена английской народной песней “Scarborough Fair”. Композиция была написана в Италии, куда Дилан направился в поисках своей девушки, Сьюз Ротоло, не зная, что она к тому моменту уже была в Америке. Не найдя Сьюз, Дилан погрузился в работу. Музыкальный критик Билл Уайман назвал композицию «абстрактной классикой и одной из лучший народных песен своего времени».

Теперь обратимся к песне “When The Ship Comes In”, вдохновленной «Трехгрошовой Оперой» Брехта. Героиня песни, Дженни, мечтает о том, что с помощью таинственного корабля она победит всех своих врагов. Врагами Дилана предстают консервативные люди, которые противятся всему новому.

Композиция “The Lonesome Death of Hattie Carroll” рассказывает о горничной в отеле, погибшей от руки богатого белого мужчины. Сюжетом песни стала история, произошедшая в феврале 1963 в одной из гостиниц Мэрилэнда в Балтиморе, которую Дилан прочел в газете.

Закрывает альбом трек “Restless Farewell”, записанный 23 октября. Его мелодия восходит к традиционной ирландско-шотландской песне “The Parting Glass”, в которой Дилан выплеснул всё свое негодование и усталость от бесчисленных сплетен, печатавшихся о нём в газете “Newsweek”: в октябре 1963 газета несправедливо обвинила исполнителя в плагиате. Под удар попала самая известная композиция певца – “Blowin’ in the Wind”. Еще газета усомнилась в правдивости слов исполнителя, касавшихся его происхождения: он утверждал, что является представителем среднего класса до мозга костей. Песня о «пыли сплетен», летящей в глаза Дилану, была записана за несколько дней. Завершая альбом, Дилан поет: «I’llmakemystand/ AndremainasIam/ Andbidfarewellandnotgiveadamn» (Я буду стоять на своем и останусь самим собой/И распрощаюсь со всеми, и не подам виду).

Три дня спустя, 26 октября 1963 года, Дилан давал концерт в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Концерт был записан на пленку, но релиз записи состоялся лишь годы спустя, да и то не всей. Выступление было удачным, журналисты и зрители остались довольны.

Спустя почти месяц был убит президент США Джон Кеннеди. Дилан был поражен: для него это событие стало очередным доказательством того, что мир нельзя изменить. Позже исполнитель утверждал, что смерть Кеннеди не повлияла на его творчество. Три недели спустя Срочный Комитет по Гражданским Правам присудил Дилану ежегодную премию Тома Пэйна за его вклад в борьбу за права человека. Во время церемонии награждения Боб произнес шокирующую речь, в которой заявлял, что в чём-то схож с убийцей президента Ли Харви Освальдом и понимает его. По словам свидетелей, перед церемонией Дилан заметно нервничал и много пил, готовясь к своему публичному выступлению.
После выхода альбома Дилан немного изменил свое амплуа – он перестал быть «голосом протеста», наступил новый этап в его творчестве.

[soundcloud url=»http://api.soundcloud.com/playlists/8666964″ params=»color=000000&auto_play=false&show_artwork=true» width=» 100%» height=»360″ iframe=»true» /]