Paul McCartney & the Wings - Live and Let Die

Живи и дай умереть другим (1973)

Рок ворвался во франшизу о самом известном шпионе всех времён и народов вместе с Полом Маккартни и его группой Wings. Всё решил случай: работавший над заглавными песнями предыдущих фильмов Джон Барри на этот раз отсутствовал, и продюсеры готовящейся серии Альберт Р. Брокколи и Гарри Сальцман предложили Маккартни написать заглавную песню к ней. Сам музыкант, который перед выполнением задания попросил прислать ему первоисточник будущей киноистории, впоследствии вспоминал:

Я прочитал его [роман Яна Флеминга, по мотивам которого сняли «Живи и дай умереть другим»] и мне он, в принципе, понравился. В этот же день я написал песню и через неделю она была готова. […] Это была нелёгкая работёнка, поскольку сочинение песни с заданным названием — не самая простая задача.

Ещё одной трудностью на пути Маккартни стало то, что ему вместе с Джорджем Мартином (тем самым, который продюсировал все альбомы The Beatles) пришлось отстаивать своё право исполнить Live and Let Die самому со своей группой, а не отдать эту возможность Ширли Бейси или Тельме Хьюстон, что предлагал Сальцман. К счастью, последний вовремя вспомнил, как он упустил возможность поработать над фильмом A Hard Day’s Night, и уступил Полу. Результат превзошёл все ожидания: Live and Let Die снискала успех как в британском, так и в американском сингловом чарте с 9-ой и 2-ой позициями соответственно, а также была номинирована Academy Award и премией «Грэмми» как лучшая песня, написанная для фильма.

Duran Duran – A View to Kill

Вид на убийство (1985)

К записи заглавной песни к фильму «Вид на убийство» группу Duran Duran тоже привёл случай. Постарался на славу её басист Джон Тэйлор (кстати, большой фанат Бондианы), который на одной из вечеринок по пьянке спросил продюсера Кабби Брокколи: «Ты когда собираешься взять кого-нибудь достойного для того, чтобы записать одну из заглавных песен?»

Вскоре после этого ребят познакомили с Джоном Барри, и всё завертелось. Вот что говорил о совместной работе вокалист Duran Duran Саймон Ле Бон:

У него не было никаких музыкальных зарисовок. Он услышал то, что сочинили мы, и привёл это в порядок. Это было сделано очень быстро, поскольку он умел отделять хорошие идеи от плохих, и он написал к ним аранжировку. У него прекрасно получается придумывать великолепные гармонии. Он был практически как шестой участник группы [тогда Duran Duran были квинтетом], но при этом не садился нам на шею.

Впоследствии A View to a Kill стала самой успешной заглавной песней из всех записанных к Бондиане: в британском сингловом чарте песня достигла второй строчки, а также возглавила американский хит-парад Billboard Hot 100.

A-ha – The Living Daylights

Искры из глаз (1987)

Вдохновлённые успехом A View to a Kill, продюсеры фильма «Искры из глаз» решили попробовать повторить его с ещё одной группой, имеющей отношение к новой волне, — так выбор пал на A-ha. Однако в отличие от Duran Duran эти ребята еле сработались с Джоном Барри: последний позже признался в одном телешоу, что A-ha его сильно утомили, настаивая на своей собственной версии The Living Daylights (которая через год вошла в их альбом Stay on These Roads). Впрочем, гитарист A-ha Пол Ваактар-Савой, ранее утверждавший, что Джон вообще ничего не сделал для песни и его не надо указывать в качестве одного из её соавторов, по прошествии лет изменил своё мнение:

Мне понравилось то, что [Джон Барри] добавил в песню. Я имею в виду те по-настоящему классные аранжировки для струнных. Именно тогда песня стала для меня звучать действительно как бондовская.»

После выхода сингла The Living Daylights мучения A-ha были вознаграждены: песня стала пятой в британском сингловом хит-параде и возглавила сингловый чарт Норвегии, родной страны коллектива — кстати, единственного в истории кинофраншизы, который не родом ни из Великобритании, ни из США.

Tina Terner – GoldenEye

Золотой глаз (1995)

После долгого перерыва, связанного с финансовыми проблемами, Бондиана вернулась в кинотеатры. Ряд изменений, которые она претерпела, вероятно, не мог не отразиться и на музыке: заглавная песня к долгожданному фильму «Золотой глаз» была исполнена Тиной Тёрнер, сочинили её Боно и Эдж, а её микшированием занялся британский продюсер Нелли Хупер, зарекомендовавший себя работой с Massive Attack, Бьорк и Мадонной. В результате в большинстве европейских стран GoldenEye вошла в местные первые пятёрки синглов — в общем, триумфальное возвращение удалось.

Garbage – The World is Not Enough

И целого мира надо (1999)

Песня The World is Not Enough, написанная Дэвидом Арнольдом и Доном Блэком, является, пожалуй, единственной заглавной песней в истории фильмов об агенте 007, повествование в которой ведётся от лица злодея, и им по сюжету одноименного фильма (осторожно, спойлер!) оказывается девушка Бонда Электра Кинг. Вопрос о том, кому исполнять композицию, долго не стоял: Арнольд быстро остановил свой выбор на группе Garbage, объясняя это тем, что «Ширли [Мэнсон — вокалистка Garbage] — единственный человек […] из современной музыки, кто является музыкальным эквивалентом Электры».
Ширли, в свою очередь, так обрадовалась предложению записать песню, что, по словам Дэвида Арнольда, «он никогда не слышал, чтоб так орали в телефонную трубку».

Первые совместные наработки появились за то время, пока Garbage были на гастролях, проводившихся в поддержку их альбома Version 2.0, — благо портативная студия была при группе и телефонная связь не подводила. Что касается записи вокала, то Ширли Мэнсон, предварительно попросившая заменить «I» («я») на «we» («мы») в строчке «I know when to kiss and I know when to kill», поначалу очень волновалась:

Я была напугана и со слезами говорила своим друзьям: «Я буду выглядеть как дура! У меня не получится это выдержать!» Они же успокаивали меня: «Неважно, что будет. Во всяком случае, не ты последняя, потому что ты не могла бы быть хуже A-ha

Garbage не то что не были хуже других — их успех не смогло омрачить даже обвинение в плагиате на песню This Game We Play, предложенную для фильма «Афера Томаса Крауна», которое было вскоре снято с Арнольда и Блэка.

Chris Cornell – You Know My Name

Казино Рояль (2006)

Успел поучаствовать Дэвид Арнольд и в создании композиции You Know My Name, которую исполнил вокалист групп Soundgarden и Audioslave Крис Корнелл. Продюсеры его выбрали, потому что они хотели, чтобы заглавную песню к фильму «Казино Рояль» исполнил человек с сильным мужественным голосом, а Корнелл, в свою очередь, пошёл навстречу, когда узнал, что на роль агента 007 взяли Дэниэла Крэйга. Музыкант отметил, что этот Бонд «очень резкий, но в то же время глубоко эмоциональный», а непосредственно о записи You Know My Name рассказал следующее:

Я решил, что спою её проникновенно, как Том Джонс [который исполнил заглавную песню к фильму «Шаровая молния»]. Я хотел, чтобы люди услышали мой голос. […] И Live and Let Die — великолепная песня. Пол Маккартни бы её не сочинил, если бы не этот [одноименный] фильм. Мне хотелось написать особенную песню. Я знал, что у меня больше никогда не будет большого оркестра, так что я решил оторваться по полной программе.

Оторвался Крис настолько, что решил, что You Know My Name не надо включать в официальный саундтрек к «Казино Рояль», объяснив это тем, что песня принадлежит его сольному альбому Carry On, работу над которым музыкант тогда вёл. Композиция действительно не вошла туда, куда, по идее, она должна была попасть в первую очередь, а Корнелл продолжал потешаться:

«Казино Рояль» не стало хорошим названием рок-песни, но я бы написал песню «Осьминожка» потехи ради.»

Оторвался Крис настолько, что решил, что You Know My Name не надо включать в официальный саундтрек к «Казино Рояль», объяснив это тем, что песня принадлежит его сольному альбому Carry On, работу над которым музыкант тогда вёл. Композиция действительно не вошла туда, куда, по идее, она должна была попасть в первую очередь, а Корнелл продолжал потешаться:

Jack White & Alicia Keys – Another Way to Die

Квант милосердия (2008)

Рок-музыкант Джек Уайт (тогда ещё участник The White Stripes) и соул-певица Алиша Киз целых два года пытались поработать вместе, так что они отнюдь не прикалывались, приступив к записи, как вскоре окажется, первого в истории Бондианы дуэта. И не прогадали: песня была номинирована Critics’ Choice Awards как лучшая песня и выиграла в номинации «Лучшая песня к фильму» премии Satellite Awards. Удостоился внимания и видеоклип на Another Way to Die, будучи номинированным премией «Грэмми» как «Лучшее короткометражное музыкальное видео».

Бонус: 4 рок-песни, не ставшие заглавными в Бондиане

Среди тех, кто боролся за право записать песню для кинофраншизы об агенте 007, было много исполнителей и групп: например, для «Кванта милосердия» предполагалось участие Эми Уайнхаус или Леоны Льюис, а для фильма «Золотой глаз» рассматривалась кандидатура — придерживаем свои челюсти! — шведской поп-группы Ace of Base (их вариант бондовской песни впоследствии увидел свет под названием The Juvenile). Впрочем, даже не все демо-версии сохранились, не говоря уже о полноценных песнях к Бондиане.

Alice Cooper – Man with the Golden Gun

Человек с золотым пистолетом (1973)

Что только не говорили о заглавной песне к фильму «Человек с золотым пистолетом», исполненной шотландской певицей Лулу: и нелепая она, и бессодержательная, и «сплошной поток грязи». Страшно подумать, каких эпитетов бы удостоилась композиция короля ужасов Элиса Купера, которая в итоге прошла почти незамеченной на его альбоме 1973 года Muscle of Love.

Blondie – For Your Eyes Only

Только для ваших глаз (1981)

Группа Blondie стала жертвой того, под что чуть не попал в своё время Пол Маккартни с Live and Let Die. Группа записала свой вариант заглавной песни к фильму «Только для ваших глаз», но ей в итоге предложили всего-навсего перепеть балладу, сочинённую Биллом Конти и Майклом Лисоном. Судя по тому, чем кончилась история, промах продюсеры совершили двойной: и выбор был сделан в пользу вышеупомянутой приторной баллады в исполнении Шины Истон как будто в противовес саундтреку с элементами танцевальной и фанковой музыки (а Blondie знают толк в ней), и внимания, наверное, привлекли бы больше, если бы в начальных титрах появилась всё-таки Дебора Харри. Что касается отвергнутой For Your Eyes Only от Blondie, она вошла в альбом группы The Hunter 1982 года.

The Pretenders – Where Has Everybody Gone?

Искры из глаз (1987)

Песня The Pretenders Where Has Everybody Gone? прозвучала-таки в киноленте «Искры из глаз», как и There Was a Man, но первая была одной из тех, которая могла бы стать заглавной. Не повезло, ибо продюсеры сделали ставку на новую волну (что из этого вышло, см. выше). И очень жаль: тогда бы побольше народу знало, каким глубоким голосом умеет петь Крисси Хайнд.

Pulp – Tomorrow Never Dies

Завтра не умрет никогда (1997)

Изначально для фильма «Завтра не умрёт никогда» была заготовлена песня — её написали Дэвид Арнольд, Дон Блэк и певец Дэвид Макалмонт, намеревавшийся её исполнить. Но продюсерам хотелось зазвать кого-нибудь более популярного — в результате поступило порядка двенадцати песен, каждая из которых претендовала на роль заглавной: среди их исполнителей были бывший вокалист Soft Cell Марк Алмонд, коллективы Swan Lee, Saint Etienne и Pulp. К сожалению или к счастью, была утверждена песня Шерил Кроу, а самая первая композиция, исполненная канадской певицей k. d. lang, прозвучала в конечных титрах фильма — такой вот утешительный приз достался, пожалуй, одной из лучших песен, когда-либо записанных для кинофраншизы об агенте 007, в то время как большинству других суждено было затеряться в архивах киностудий.

Композицию Pulp можно услышать на сингле 1997 года Help the Aged, куда она попала со слегка изменённым названием Tomorrow Never Lies. Но была она, наверное, не самой лучшей кандидатурой на роль бондовской песни — речь вовсе не о музыке, а о своеобразном вокале Джарвиса Кокер. Тем не менее никто не запрещает помечтать на тему «А если бы песня %название песни% группы %название группы% была заглавной в фильме %название серии%», что, судя по многочисленным фанатским видео, выложенным на YouTube, даёт пищу для размышлений, идущих вразрез с поговоркой «о вкусах не спорят».