Когда я задумывал статью о британском фолк-возрождении и последующем буме фолк-рока, то подошел к вопросу несколько легкомысленно – была мысль написать о 6-8 наиболее знаковых коллективах, дабы не вгонять в тоску неподготовленного читателя. Однако при составлении списка групп, стало отчетливо ясно, что интересного материала много больше, и весь он явно не уложится в рамки одной статьи. В итоге я подготовил серию из пяти (?) материалов, первый из которых рад представить уже сегодня.

Пару слов о том, почему именно фолк-возрождение. Фолк, по сути, был предшественником рок-музыки. С начала 60-х фолк набирал обороты как в Америке, так и Англии, становился сложнее и обрастал новыми слоями. Уже к середине 60-х фолк стал неотъемлемой частью рока, придав ему особую лиричную глубину и чувствительность и тем самым открыв новые грани для талантливых музыкантов. Однако, как ни крути, в плане интереса к новой музыке именно Соединенное Королевство было тогда впереди планеты всей. И трансформации английского фолка (и американского тоже, но об этом в другой раз) оказали колоссальное влияние на становление рок-музыки такой, какой мы знаем её теперь. Ну а если без лишней патетики — мне просто нравится эта музыка.


Британское фолк-возрождение 60х-70х годов

Часть 1


Pentangle

Начну с самой важной для тогдашней британской фолк-сцены группы под названием Pentangle. Группа эта для фолк-рока имела такое же значение, как Cream для блюз-рока. Основана она была в 1967 году вокруг двух знаковых гитаристов-виртуозов – Берта Дженша (Bert Jansch) и Джона Ренборна (John Renbourn), которые к тому времени уже выпустили несколько сольных альбомов и один совместный. Дополнили коллектив молодая и неизвестная тогда вокалистка Жакуи Макши (Jacqui McShee), а также джазовые музыканты – контрабасист Дэнни Томпсон (Danny Thompson) и ударник Терри Кокс (Terry Cox), игравшие прежде в группе Алексиса Корнера (Alexis Corner) и Duffy’s Nucleus (вместе со знаменитым Джоном Маклафлином (John McLaughlin)).

Несколько слов о замечательном дуэте Берт Дженш и Джон Ренборн. Ни тот ни другой не были классическими singer-songwriter, как можно было бы подумать. Каждый был в первую очередь гитаристом-виртуозом, хотя оба обладали неплохим вокалом (правда, Дженш все-таки в большей степени былориентирован на вокальные партии благодаря красивому голосу). Опять же, оба были под влиянием как американской музыки – блюза (Lead Belly, Big Bill Broonzy) и протестного фолка (Woody Guthrie, Pete Seeger), так и английской — фолк-сцены (Davey Graham, Wizz Jones) и традиционной музыки.

Хотя, конечно, они были товарищами и сожителями, но стилистически играли совсем по-разному – Дженш всегда был где-то на стыке вышеперечисленных направлений со стремлением к фолк-року, а Ренборн тяготел к традиционной музыке, мелодиям средневековья и барокко-фолку. Их знаковые альбомы до Pentangle это – совместный Bert and John 1966 года и работы Дженша – Don’t bother me (1965) и Jack Orion (1966), где была адаптированная традиционная композиция Blackwaterside, которую потом переработает в инструментал Джимми Пtйдж (Jimmy Page) и она будет выпущена на дебютнике Led Zeppelin под названием Black Mountain Side. Кстати, и не ее одну он заимствовал у Берта.



Успех пришел к Pentangle практически сразу, что неудивительно, учитывая состав исполнителей и абсолютно новаторское звучание – так никто не звучал ни до, ни после. Джазовая ритм-секция, две акустических гитары и мужской с женским вокалом сливались во что-то совершенно волшебное. Джаз-фолк, электрик-фолк, фолк-рок, барокко-фолк – охват обширен, многогранен и уникален. В своем классическом составе Pentangle с 1968 по 1972 год выпустили шесть альбомов. Были как чисто фолковые работы (Solomon Seal) так и более эклектичные (Reflection), однако самые яркие и обязательные к ознакомлению это первенец – The Pentangle (1968), канонический живой альбом — Sweet Child (1968), самый коммерчески успешный — Basket Of Light (1969) и заключительный – Solomon Seal (1972).



После распада в 1973 Дженш успешно выпускал сольные работы, Ренборн заправлял в группе имени себя и впоследствии породил немало подражателей своему стилю, самый известный из которых, пожалуй, Greg Joy.
Pentangle воссоединились вновь в 1981, но уже без Ренборна в составе. Джэнш умер в 2011 как признанный мастер и “Гитарист Гитаристов”.

Fairport Convention

Вторая знаковая группа – это Fairport Convention. Начало коллектива было положено, когда в 1966 в Лондоне нашли друг друга басист Эшли Хатчингс (Ashley Hutchings) и гитарист Саймон Никол (Simon Nicol). Чуть позже к ним присоединились еще один гитарист Ричард Томпсон (Richard Thompson) и ударник Шон Фрэйтер (Shaun Frater), который вскоре был заменен на Мартина Лабде (Martin Labde). Название группы было заимствовано из названия здания “Fairport”, где у отца Никола была медицинская практика и их репетиционная база этажом выше. Вскоре к ним присоединилась вокалистка Джуди Дибул (Judy Dyble). Так сформировался первый состав группы. После серии клубных выступлений они обзавелись менеджментом в лице Джо Бойда (Joe Boyd) и по его настоянию при записи дебютного альбома был приглашен вокалист Лэйн Мэтьюз (Lain Matthews).

Одноименный альбом вышел в начале 1968 и был по сути эйсид-фолком американского разлива (ближайшие ориентиры Jefferson Airplane, Moby Grape, The Byrds). Перед записью второго альбома Дибул сменила прекрасная вокалистка Сэнди Дэнни (Alexandra Elene MacLean «Sandy» Denny). С ее приходом, во-первых, музыка стала намного более фолк-ориентированной, а во-вторых, началось восхождение группы к своему творческому пику. Второй альбом What We Did On Our Holidays 1969 года обозначил путь группы на смешивание эйсид-рока и традиционной музыки, но был весьма неровным по качеству материала. А вот с приходом в группу блестящего скрипача Дэйва Суэбрика (Dave Swarbrick), пока в качестве гостя, для записи третьего LP Unhalfbricking (1969), звучание группы обрело ту законченность и самодостаточность, которые и занесли Fairport Convetion в абсолютную классику рок музыки. Самая мощная композиция с этого альбома, которая и указала направление на дальнейшее движение, была эпическая переработка традиционной A Sailor’s Life.

Потрясения, увы, не обошли коллектив, и после одного из концертов в 1969 году группа попала в аварию, и талантливый ударник Мартин Лабде разбился насмерть. Было ему всего-то 19. Замена была найдена в лице Дэйва Мэттэкса (Dave Mattacks). Суэбрик тоже стал постоянным членом группы — и этим вынужденно обновленным составом был записан теперь уже канонический Liege & Lief (1969). На этом альбоме FC довели свою формулу фолк-рока до почти идеальной консистенции: гармоничное сочетание перегруженной электрогитары и роковой ритм-сеции с традиционными мелодиями и инструментами. И, конечно, нельзя не сказать про блестящий вокал Сэнди – яркий, но не громкий и какой-то задумчиво глубокий. Альбом достоин, чтобы его прослушать целиком, но я позволю себе выделить три абсолютно убойных трека — Matty Groves, The Deserter, Tam Lin. Классика!



После выхода альбома Сэнди Дэнни ушла, чтобы организовать свою группу Fotheringay, которая была не очень успешна. Она вернулась в 74 и пробыла в составе до 75, борясь с алкогольной и наркотической зависимостью, а в 1978 умерла от кровоизлияния в мозг, которое наступило вскоре после падения с лестницы. Эшли Хатчингс, желая играть более традиционный материал, тоже ушел и основал очень успешную Steeleye Span, о которой будет ниже. Fairport Convention реформировались и после перерыва с 79 по 85 продолжают творческую деятельность, однако, пиком был именно Liege & Leaf.

Steeleye Span

Итак, когда Хатчингс покинул FC он встретил клубный фолк-дуэт – вокалистку Мэдди Прайор (Maddy Prior) и гитариста/вокалиста Тима Харта (Tim Hart), дополнила же первый состав Steeleye Span семейная пара – гитарист/вокалист Терри Вудс (Terry Woods) и вокалистка Гэй Вудс (Gay Woods). И вот, с двумя солистками и приглашенным ударником Дэйвом Мэттэксом был записан и издан в 1970 году дебютный альбом Hark! The Village Wait. Он состоял почти целиком из аранжированных заново традиционных композиций, и эта особенность стала правилом для группы: за редким исключением, весь их материал составляют именно традиционные песни. Звучала работа очень симпатично: классные вокальные гармонии, ненавязчивая электрогитара, четкий ритм и безусловное мастерство музыкантов. Уже тогда было заметно, что группа имеет хороший коммерческий потенциал и их манера очень подходит под формат радио.

https://youtu.be/3cFuqkGk23g

Однако, сразу после записи альбома группу покинули супруги Вудс (они создали группу The Woods Band и выпустили два неплохих альбома в 71 и 78, а с 86-го Терри играет в The Pogues), и на последующих трех альбомах звучание у группы было довольно занятное: ударника не было совсем, но был электро-бас и перегруженная гитара. И все это при том, что играли-то традиционный материал. Тут вроде все должно было устраивать Эшли, но после выхода третьего альбома Jigs: Paddy Clancey’s Jig-Willie Clancy’s Fancy в 1971 году неугомонный Хатчингс снова ушел, оставив им же основанную группу. На этот раз он сколотил The Albion Band, в которой и счастливо играл до 2014 года. Steeleye Span выпустили еще два альбома без ударника и решили, что пора брать быка за рога. И начиная с LP 1974 года Now We Are Six они зазвучали как фолк-версия Fleetwood Mac и достигли коммерческого пика с релизом в 1975 All Around My Hat.

Мэдди в этом клипе демонстрирует потрясающую грациозность и пластику, не правда ли?
Steeleye Span до сих пор активны и в 2013 году выпустили отличный альбом Wintersmith. В работе над этим альбомом им помогал недавно ушедший от нас сэр Терри Пратчетт (Sir Terence David John Pratchett).

PS 26 марта 2015 года ушел из жизни Джон Ренборн. Что ж, великий дуэт воссоединился на небесах.

https://youtu.be/8EH3Bh3Sc2k


Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.2 →