Фолк, по сути, был предшественником рок-музыки. С начала 60-х фолк набирал обороты как в Америке, так и Англии, становился сложнее и обрастал новыми слоями. Уже к середине 60-х фолк стал неотъемлемой частью рока, придав ему особую лиричную глубину и чувствительность и тем самым открыв новые грани для талантливых музыкантов. Однако, как ни крути, в плане интереса к новой музыке именно Соединенное Королевство было тогда впереди планеты всей. И трансформации английского фолка (и американского тоже, но об этом в другой раз) оказали колоссальное влияние на становление рок-музыки такой, какой мы знаем её теперь.


Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.1 →

Во второй части масштабного материала речь пойдет об эйсид фолке, а он был по-большей части акустическим. И поэтому желательно мысленно подготовить себя к акустическому минимализму.


Британское фолк-возрождение 60х-70х годов

Часть 2

The Incredible String Band

Начну с команды хипствующих фолкарей The Incredible String Band (ISB) – одних из пионеров психоделического фолка (читай — эйсид фолка) и мировой музыки (world music). Начинали они как трио в Шотландском городе Эдинбурге, однако, бессменным ядром коллектива были два музыканта – мультиинструменталисты/вокалисты Робин Уильямсон (Robin Williamson) и Майк Херон (Mike Heron), третьим был такой же мастер на все руки Клайв Палмер (Clive Palmer). В этом составе записан был лишь один альбом – дебютный Their First Album (1966). Продюсером альбома был вездесущий Джо Бойд (Joe Boyd), а по звучанию он представлял из себя красивый фолковый альбом в духе Дженша и Дилана. Исполнено и аранжировано все было весьма минималистично, но благодаря куче всевозможных народных инструментов (флейта, скрипка, банджо и т.п.) звучала музыка прекрасно. Боб Дилан назвал своей любимой песней с этого альбома — October Song, с которой и предлагаю ознакомиться ниже.

И хоть дебютный альбом был признан Melody Maker фолк-альбомом года — это не спасло группу от распада. Палмер с комунной хиппи уехал в Афганистан, а Уильямсон с подружкой в Марокко. Один Херон остался в Эдинбурге и играл в разных командах. Вскоре Уильямсон вернулся на родину без гроша в кармане, но с кучей марокканских инструментов и группа воссоединилась как дуэт. В этом составе группа записала четыре замечательных альбома – один краше другого. Первым после воссоединения был — The 5000 Spirits or the Layers of the Onion (1967), на нем звучание стало много смелее и из-за марокканских инструментов имело сильный этнически-психоделичный уклон. Кстати, в записи им помогал бассист Дэнни Томпсон (Danny Thompson) из Pentangle. То были только цветочки – все ягодки появились в 1968. Сначала вышел The Hangman’s Beautiful Daughter (1968), а потом двойной Wee Tam & The Big Huge (1968), который и является творческим пиком группы. На этих альбомах музыкальная эклектика возросла и помимо этники и психоделиидобавился еще робкий прото-прогрессив, и даже элементы мюзик холла.


Благодаря этим альбомам популярность дуэта была настолько велика, что их даже позвали на Вудсток, где они отыграли сет, но были встречены публикой довольно прохладно и не попали в хронику фестиваля.
В разных составах группа играла до 1974 года, развиваясь в направлении мировой музыки, однако успеха, сравнимого с 1968-69 годами, больше не достигала. После 1974 Херон и Уильямсон занялись сольными карьерами. А с 1999 по 2006 группа вновь воссоединялась, но лишь для концертных выступлений.

The Forest

Ну вот мы и добрались до категории “невоспетые герои”. Не беспокойтесь — их будет еще немало, так уж сложилось. Однако открывает этот список великолепное трио из города Гримсби (Grimsby) округ Линкольншир (Lincolnshire). Два брата мультистаночника Матин и Адриан Уилэм (Martin and Adrian Welham),а также Дерек Алленби (Derek Allenby) начали карьеру в 1966 году, разъезжая по фолк клубам Линкольншира и исполняя традиционные вокальные гармонии. Вскоре они переехали в Бирмингем и влились в волну психоделического фолка, поднятую ISB. Им повезло – в один прекрасный день их выступление услышал Джон Пил (John Peel) и они настолько понравились диджею, что он позвал их на свое шоу. После того как они прогремели по радио — был заключен контракт с лэйблом Harvest Records. Кстати, они были одни из первых на этом новом прогрессивном лэйбле, на котором затем вышла куча культовых альбомов. И вот в 1969 году был записан и издан одноименный альбом Forest (1969). Парни взяли за основу звучание ISB, но добавили динамики и ритмичности, придали глубину саунду за счет старинных инструментов и сильных вокальных партий, другими словами, прокачали ISB. Альбом был очень хорош – на нем можно услышать и кантри, и барокко-фолк, и средневековые мелодии менестрелей.

https://youtu.be/L4xnctrgqiY

Однако, как бы прекрасен ни был дебют, второй альбом — Full Circle (1970) – это настоящая нетлеющая классика. Записывали его не абы где, а на Abbey Road, что само по себе является показателем уровня материала. На этом альбоме ребята заметно выросли музыкально и композиционно: произведения стали лаконичнее и экспрессивнее, добавилось каких-то новых неожиданных мрачных прогрессивных оттенков. Удивительный альбом!



Жемчужиной стала воистину потрясная композиция – Graveyard – по сути, неоклассическая вещь с томной виолончелью и завораживающим звуковым рельефом. Эта одна из самых лучших фолковых песен того времени.

Особо стоит отметить обложки альбомов за авторством Joan Melville – это настоящие произведения искусства.
Финал настал, когда в 1971 году группу покинул Алленби, а спустя год концертной деятельности коллектив прекратил свое существование.

Spirogyra

Еще одна нетривиальная группа, вдохновленная ISB, носит название Spirogyra. Центральной фигурой и основным автором этого коллектива был гитарист/вокалист Мартин Кокерхэм (Martin Cockerham). Группа была образована в Болтоне в 1967 году и помимо Мартина включала в себя Марка Фрэнсиса (Mark Francis). Но вскоре Кокерхэм уехал учиться в Кентербери и набрал там новый состав: вокалистку Барбару Гаскин (Barbara Gaskin), басиста Стива Боррилла (Steve Borrill), клавишника/скрипача Джулиана Кьюсака (Julian Cusack). И так Spirogyra стала, наверное, самой нетипичной группой кентерберийской сцены (Caravan, Soft Machine, Egg и пр). К моменту записи первого альбома St. Radigunds (1971) группа звучала великолепно – прог-ориентированный фолк-рок с преимущественно акустическим набором инструментов, сдвоенным вокалом и сильными политизированными текстами песен. Они напоминали некий микс из ISB, Comus и Family. Мастерство тоже было под стать. А на ударные (где они были) был приглашен крутейший Дэйв Мэттэкс (Dave Mattacks). В итоге они так сдружились, что Дэйв сыграл на всех трех альбомах группы.

После выхода альбома команда активно гастролировала по Англии и немного по континентальной Европе. Когда подошло время для записи нового LP Old Boot Wine (1972) выбор пал на Morgan Studios, где записывались такие альбомы как “Stand Up” Jethro Tull и Led Zeppelin 2. Состав тоже изменился — школьный друг Мартина и участник первого состава Марк Фрэнис (вокал/электрогитара/клавишные) присоединился к основному составу, Кьюсак вышел из основы, но помогал при записи, также был привлечен Рик Биддальф (Rick Biddulph) для игры на мандолине. Звучание на альбоме стало более роковым и прогрессивным, по сути, это был полноценный прогрессивный фолк-рок с налетом симфонического звучания, напоминающий Strawbs (о них будет в следующих частях). Мартин заметно добавил как вокалист, а инженер Robin Black проделал изумительную работу при записи.


Однако, хоть материал и был хорош, лэйбл не продлил контракт, и для записи следующего альбома им пришлось искать пристанище и новых музыкантов в придачу, т.к. Фрэнсис вернулся в Болтон, Боррилл тоже ушел… Основными участниками остались только Барбара и Мартин. Наконец, им удалось заключить одноальбомную сделку с Polydor, а за бас взялся Биддальф — запись стартовала. При работе над Bells, Boots And Shambles (1973) было привлечено немало музыкантов — и благодаря этому он имел еще больший уклон в симфо-рок — порой даже возникают параллели с Renaissance. Как бы там ни было многие признают эту запись самой сильной у группы. Насчет альбома целиком я бы поспорил, а вот насчет тринадцатиминутной In The Western World: In The Western World/Jungle Lore/Coming Back/Western World (reprise) спорить бессмысленно – это их лучшая композиция.

https://youtu.be/_E0wIMpaotg

Вскоре группа распалась, а Мартин Кокерхэм присоединился к движению Хари Кришна и до 90-х вел странствующий образ жизни. Сейчас же он вернулся на родину и возродил группу. Уже вышло два новых альбома Children’s Earth (2009) и Spirogyra 5 – (2011).

Midwinter и Stone Angel

История Midwinter началась в середине зимы 1972 года, когда два гитариста Пол Коррик (Paul Corrick) и Кен Сол (Ken Saul) собирались выступать гитарным дуэтом в Great Yarmouth Folk Club (Norfolk). Но им показалось, что дуэт – скучноватый формат и они пригласили на вокал Джилл Чайлд (Jilll Child). Сотрудничество заладилось и через год активных выступлений при помощи басиста Дика Кэдбюри (Dick Cadbury) и перкуссиониста Мика Барроуса (Mick Burroughes) был записан The Waters Of Sweet Sorrow (1973). Альбом представлял из себя хрупкий и довольно минималистичный псих-фолк рок с легким намеком на прогрессив. Прохладный и высокий вокал Чайлд, скромные, но безумно мелодичные гитары и, естественно, народные инструменты создают какую-то почти магическую атмосферу при прослушивании.


Примерно через год Джилл Чайлд покинула группу для того, чтобы учиться в колледже, а спустя несколько месяцев Пол и Кен создали новую группу – Stone Angel. Состав был дополнен вокалисткой Джоан Бартл (Joan Bartle), скрипачом/ мандолинистом Дэйвом Ламбертом (Dave Lambert), также и Барроус вошел в состав. В 1975 был записан одноименный альбом, который в общем продолжал курс The Waters Of Sweet Sorrow, но был инструментально много более разнообразен и даже присутствовала лаконичная кислотная электрогитара. Чуткая мелодика при этом никуда не делась и музыка по-прежнему завораживала своей утонченной пасторальной красотой.


В 1975 году альбом напечатали в 500 экземплярах и поэтому сейчас оригинал стоит около 1000 фунтов, но в середине 90-х оба альбома были переизданы на CD и группа внезапно стала культовой, что и подстегнуло их к воссоединению. Сейчас коллектив вполне себе творчески активен – выступают и записывают альбомы.


Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.1 →



Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.3 →