Фолк, по сути, был предшественником рок-музыки. С начала 60-х фолк набирал обороты как в Америке, так и Англии, становился сложнее и обрастал новыми слоями. Уже к середине 60-х фолк стал неотъемлемой частью рока, придав ему особую лиричную глубину и чувствительность и тем самым открыв новые грани для талантливых музыкантов. Однако, как ни крути, в плане интереса к новой музыке именно Соединенное Королевство было тогда впереди планеты всей. И трансформации английского фолка (и американского тоже, но об этом в другой раз) оказали колоссальное влияние на становление рок-музыки такой, какой мы знаем её теперь.

Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.1 →
Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.2 →
Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.3 →

Две оставшиеся части будут посвящены логическому продолжению бума фолк возрождения, а именно – прогрессивному фолк року. Хотя на самом деле, звучание большинства представленных групп едва ли можно охарактеризовать одним лишь этим термином. Здесь и широчайшая эклектика, и эксперименты, и виртуозная техника, и сумасбродство. Одним словом – новаторство.

The Strawbs

Этот коллектив хотя и не был никогда широко известен, но он является очень важным как для прогрессивного рока, так и для фолк рока. Главным автором и идейным вдохновителем группы всегда был Дэйв Кузинс (Dave Cousins) – гитара, банджо, вокал. Он и создал в 1964 школьную группу, играющую блюграсс Strawberry Hill Boys, в которой также играли гитарист/вокалист Тони Хупер (Tony Hooper) и контрабасист Рон Честермэн (Ron Chesterman). Позднее, когда парни музыкально подросли и начали играть свой материал, к ним присоединилась вокалистка Сэнди Денни (Sandy Denny). Этим составом даже был записан альбом в Бельгии, но издателя в Великобритании ребята не нашли и Сэнди ушла в Fairport Convention. Этот альбом пролежал на полке аж до 1973 года и был издан под названием Sandy Denny & The Strawbs — All Our Own Work как раз на волне успеха The Strawbs. Звучал альбом, откровенно говоря, не очень-то – невзрачные фолк песни в духе Incredible String Band перемежались довольно безвкусным блюграссом. Неудивительно, что издавать его никто не хотел. Однако, это было только начало и Кузинс не сдавался. Вскоре был издан дебютный одноименный альбом The Strawbs (1969). На нем группа звучала более зрело, но вместе с тем как-то камерно и барочно, да и от психоделии еще не отошла окончательно. На время записи Dragonfly (1970) в состав была взята виолончелистка Клэр Дениз (Clair Deniz) ,а на клавишные был приглашен Рик Уэйкман (Rick Wakeman). В результате LP получился неплохим, а главное, группа нащупала то направление, в котором нужно двигаться – размашистый, хоральный и богато аранжированный фолк рок с прогрессивными элементами. Между тем, Уэйкман вошел в состав для записи третьего, и самого лучшего с точки зрения фолка, альбома From the Witchwood (1971). Здесь хорошо слышно как Рику тесно в этом формате – скоро он станет мировой звездой с Yes.


Тут можно подвести небольшую черту – все, что дальше это уже Strawbs после апгрэйда – более роковые, более прогрессивные, более оркестровые. Для такого рывка понадобились изменения в составе: вместо Честермэна пришел басист/вокалист/гитарист Джон Форд (John Ford), также влились ударник Ричард Хадсон (Richard Hudson) и клавишник Блю Уивер (Blue Weaver). Состав поменялся серьезно, также, как и звучание. На Grave New World (1972) группа таки нашла свою формулу прогрессивного рока, которая принесет им признание.


После записи альбома группу покинул один из основателей – Хупер, он был заменен Дэйвом Ламбертом (Dave Lambert). И вот мы подошли к самой известной и популярной работе группы — Bursting At The Seams (1973). Еще более электрическое звучание и фирменная эпическая меланхолия, доведенная здесь до абсолюта, сделали этот альбом визитной карточкой группы. Ну и конечно гимн профсоюзов! Как без него!


Вскоре группа вновь поменяла состав и записала еще два классических опуса Hero And Heroine (1973) и Ghosts (1975) с блестящим клавишником Джоном Хоукеном (John Hawken), который играл на первых двух альбомах прекрасной группы Renaissance (о них в этом цикле я писать не буду, но обязательно напишу чуть позже).

Далее The Strawbs выступали и выпускали альбомы с переменным успехом. И, учитывая перерыв 1980 по 1983, коллектив продолжает полноценную деятельность, а последний их альбом вышел в прошлом году — Prognostic (2014).

Magna Carta

История этой группы во много похожа на историю The Strawbs – тоже начинали с блюграсса и кантри, тоже работали с продюсерами Гасом Даджеоном (Gus Dudgeon) и Тони Висконти (Tony Visconty), даже Уэйкман также был приглашенным музыкантом на их альбомах. Но как бы ни были группы похожи, звучали они различно. Magna Carta всегда опирались на акустическое хрупкое звучание с оглядкой на американскую сцену (The Byrds, Bob Dylan, Buffalo Springfield). А со временем они много переняли от родственных душ Moody Blues.

Итак, история группы началась в 1969, когда Крис Симпсон (Chris Simpson) – вокал/гитара, Лайелл Трэнтер (Lyell Tranter) – вокал/гитара и Глен Стюарт (Glen Stuart) – вокал, основали эту формацию. Основным автором был Симпсон, у которого за плечами уже был музыкальный опыт – сначала он играл в танцевальном оркестре, развлекая аристократию, в том числе и членов Королевской Семьи, позже, услышав Cream, присоединился к рок-тусовке, но так как всегда тяготел к акустической гитаре, то он неизбежно пришел к фолку. Первый одноименный альбом Magna Carta (1969) был записан при помощи котрабасиста Pentangle Дэнни Томпсона (Danny Thompson). Он представлял из себя мелодичный эйсид-фолк с сильным влиянием кантри, но, пожалуй, главной особенностью был утонченный и задумчиво-драматичный вокал Стюарта. Следующий альбом Seasons (1970) получился интереснее и масштабнее – он открывался 22-х минутной красивейшей акустической сюитой Seasons. Однако на нем был заметен и неробкий подход к рок-музыке – это композиция Ring of Stones.

Вскоре после записи обратно в Австралию уехал Трэнтер, ему на замену был взят молодой гитарист Дэйви Джонстоун (Davey Johnstone). И этим новым составом был записан сильнейший на тот момент Songs From Wasties Orchard (1971). Несмотря на успех, после записи живого выступления In Concert (live in Carré) Джонстоун ушел к Элтону Джону (с кем и играет до сих пор), а ему на смену пришел Стэн Гордон (Stan Gordon). Так, в 1973 году при помощи приглашенных музыкантов был записан магнум опус коллектива — Lord Of The Ages (1973). Этот альбом, безусловно, является вехой фолк рока, а Уэйкман даже назвал его лучшим альбомом всех времен в своем жанре.


Далее в группе постоянно менялся состав, константой оставался лишь Крис Симпсон. Как бы там ни было, группа активна до сих пор, что очень даже хорошо.

Gryphon

Одна из самых необычных групп тогдашней британской прогрессивной сцены берет свое начало когда в начале 70-х два выпускника Королевского Музыкального Колледжа — мультиинструменталист Ричард Харви (Richard Harvey) и духовик на деревянных инструментах Брайан Галланд (Brian Gulland) решили создать акустический ансамбль, который бы исполнял смесь народной, средневековой и музыки эпохи возрождения. Вскоре к ним присоединились гитарист Грэм Тэйлор (Graeme Taylor) и ударник Дэйв Обеле (Dave Oberle). Первый их альбом Gryphon был издан в 1973 году и из-за таких диковинных инструментов как фагот (bassoon) и крумхорн (krumhorn) имел причудливое звучание. По сути, этот альбом не был роком ни на йоту, но людей с консерваторским образованием, естественно, тянуло к расширению границ, к экспериментам.

Перед началом записи следующего альбома в группу был взят басист/вокалист Филип Нестор (Philip Nestor). Альбом Midnight Mushrumps (1974) получился чуть дружелюбнее к современникам и обладал чертами симфонического рока, правда, чудные инструменты никуда не делись, но звучали они уже органичнее.

В 74/75-x годах группа ездила в тур вместе с Yes и это, безусловно, наложило отпечаток на их последующие альбомы. Инструментальный эпический Red Queen To Gryphon Three (1974) по правилам хорошего тона принято называть лучшим альбомом группы, так как после этого альбома экзотические для прогрессива музыкальные инструменты стали использоваться меньше. Но не только поэтому – здесь группа достигла пика самобытности своего звучания.

Raindance (1975) был записан с Малькольмом Беннеттом (Malcolm Bennett), который сменил Нестора. Raindance – это уже чистокровный симфо-прог без каких бы то ни было скидок. Конечно, влияние Yes очень заметно, но оно пошло только во благо – альбом получился великолепный. Если и знакомиться с Gryphon, то, пожалуй, с этой работы. К тому же, на мой взгляд, именно для этого альбома была записана самая сильная композиция группы — (Ein Klein) Heldenleben.


https://youtu.be/oGWVQQUnbgk

После записи Raindance группу покинули Тэйлор и Беннетт, а с релизом очень слабого альбома Harvest (1977) коллектив распался.
После распада успешнее всех карьера сложилась у Ричарда Харви. Он стал заметным композитором и написал немало саундтреков к фильмам и телепередачам. Также он был автором гитарного концерта Concerto Antico для Джона Уильямса (John Williams).
Gryphon воссоединялись для концертов в 2009 году, а недавно стало известно, что они планируют выступить в 2015 с новым материалом. Что ж, посмотрим, что из этого выидет.

The Family

Были у меня сомнения по поводу этого культового в определенных кругах коллектива – настолько уникальным был их звук, что в какие категории только не пихали их: психоделический рок, прогрессивный рок, джаз рок, фолк рок – полный букет, в общем. Но для меня лично первые два альбома всегда будут в первую очередь прогрессивно-фолковыми. Вот с этими-то записями я и предлагаю вам ознакомиться.

История коллектива берет начало в 1966, когда музыканты, играющие в основном во всяких ритм энд блюзовых командах, нашли друга. Это были: Джон Уитни (John Whitney) – гитары; Джим Кинг (Jim King) – тенор и сопрано, сакс, гармоника, вокал; Рик Греч (Ric Grech) – бас, скрипка, вилончель, вокал и человек с очень интересной манерой вокала Роджер Чэпмэн (Roger Chapman). Позже, в 1967, к ним присоединился ударник Роб Таунсенд (Rob Townsend). Этим великолепным составом и были записаны рассматриваемые здесь первые два альбома группы. Как я уже писал выше, звучала группа удивительно, но еще более удивительно звучал Роджер Чэпмэн – одно из описаний его вокала звучит как «электрический козел» и оно подходит идеально. Они каким-то образом сочетали в своей музыке элементы фолка, джаза, классической музыки, психоделического рока, блюз-рока и арт-рока. Уже на первом альбоме Music In A Doll’s House (1968) они предстали во всей красе.



Второй релиз Family Entertainment (1969) был не хуже дебютника и продолжал двигать группу в более прогрессивном и даже хард-роковом направлении, что неудивительно, так как их живые выступления всегда были энергичнее и тяжелее альбомных записей.


После выхода этого альбома состав у группы изменился и выпустив A Song For Me (1969) в таком же ключе, последующие альбомы были скорее прогрессивным хард-роком и мало напоминали первые два.

Британское фолк-возрождение 60х-70х годов Ч.3 →