Один из первопроходцев синт-попа отмечает сегодня своё 56-летие.

Ранняя жизнь

Появление псевдонима

Томас Морган Робертсон родился 14 октября 1958 года в Лондоне, вопреки многочисленным романтическим слухам, что местом его рождения был Каир (в начале 1980-х эти слухи распространялись умышленно). Эта легенда многим казалась правдивой, потому что Томас, в отличие от многих своих коллег-музыкантов, появился на свет в весьма респектабельной семье, а его отец — Мартин Робертсон, профессор Лондонского и Оксфордского университетов, известный археолог и всемирно признанный авторитет в области искусства Греции классического периода. Папа часто колесил по миру в рабочих командировках, а потому в юности Томас успел пожить и поработать в Греции, Франции и Италии.

Ещё в школьные годы Томас много возился с клавишными инструментами и звукозаписывающими лентами. В результате, друзья наградили его прозвищем Dolby (в честь системы шумопонижения, разработанной Dolby Laboratories и используемой для записи и воспроизведения музыки. Прозвище пригодилось в будущем, когда Томас начал музыкальную карьеру. Дело в том, что на рубеже 1970-80 гг. был популярен британский певец Том Робинсон, и Робертсон хотел избежать путаницы. Первые публикации о музыканте даже уверяли, что Долби — это одно из его имён, а не псевдоним, и величали нашего героя Thomas Morgan Dolby Robertson. Сам Долби эту идею подхватил и иногда подписывается инициалами TMDR.

Возможно, во всей этой выдумке со вторым именем было и рациональное зерно, ибо после первых сольных успехов Томаса Dolby Laboratories подала на музыканта в суд с целью запретить ему использовать такой псевдоним. Однако служители Фемиды вынесли вердикт в пользу исполнителя, оговорив условие, что он под псевдонимом не будет выпускать музыкальную аппаратуру. Интересно заметить, что у основателя Dolby Labs, Рэя Долби, также есть сын по имени Том, ныне писатель.

Музыкальная карьера

Какое-то время Томас Долби подумывал посвятить жизнь метеорологии, поступил в соответствующий колледж, но затем увлечение музыкой и техникой взяло верх. Свой первый синтезатор он сконструировал в 18 лет. В последующие годы успел поработать звукорежиссёром, сессионным музыкантом и композитором у нескольких групп (в числе них, например, The Fall), участвовал в проекте Camera Club с членами дуэта The Buggles, Тревором Хорном и Джеффри Даунсом, поработал в группе певицы Lene Lovich, написав для неё хит New Toy. В конце концов, решил попробовать устроить свою сольную карьеру.

Те успехи, которых он достиг, во многом обусловлены его характерным имиджем. С одной стороны, Томас всегда выглядел умно и интеллектуально. С другой — яркая, в хороших традициях эпохи нью-вейва причёска придавала ему оттенок сумасбродства, создавая образ этакого «безумного учёного».

Дебютный альбом Томаса Долби, The Golden Age of Wireless, изначально вышел в апреле 1982 года. Впоследствии он переиздавался ещё 4 раза, всегда с изменениями в наборе и порядке песен. Тексты на альбоме были посвящены разным темам — как радио-вещанию, подлодкам, самолётам, так и ностальгии и человеческим взаимоотношениям. Главный хит — песня She Blinded Me With Science, появившаяся только на втором издании пластинки. В создании Wireless поучаствовала приличное количество приглашённых музыкантов.

Второй альбом, The Flat Earth, вышел через 2 года после первого. При сохраняющейся сильной электронной составляющей пластинка отмечена влияниями джаза и продукции лейбла Motown. Первый сингл с альбома, Hyperactive!, стал самым успешным в карьере Томаса (изначально он был написан для Майкла Джексона). Однако продажи остальных синглов оставляли желать лучшего, что было отражением постепенного угасания интереса публики к нью-вейву. Томас Долби с тех пор пластинки выпускает эпизодически, сосредоточившись на продюсерской деятельности, сессионной работе и управлении собственной компанией по разработке программного обеспечения.

В общем-то, это было довольно мудрым решением. Третья пластинка Томаса Aliens Ate My Buick, фанковая и танцевально ориентированная, коммерческой удачей уже не была, хотя из неё вышел сингл Airhead, достигший средней руки успеха. Сам Томас стремился, по контрасту с интровертным характером предыдущего своего альбома, сделать новый другим, показать экстравертную сторону своей личности.

На четвёртом альбоме Долби попытался в меру своих сил разнообразить стилистику — сочинение песен в этот раз начиналось за пианино, а потом в дело вступали приглашённые музыканты. Наиболее успешным стал сингл Close but No Cigar, гитарные партии на котором исполнил Эдди Ван Хален.

Далее Томас Долби окончательно забрасывает свою сольную карьеру и возобновляет её только в XXI веке, проведя в 2006 году тур-возвращение The Sole Inhabitant и выпустив в 2010-м новый альбом A Map Of The Floating City.

Другие проекты

и личная жизнь

Несмотря на недолговечность своего сольного успеха, Томас работал с немалым числом музыкантов самых разных жанров, заслужив почёт и уважение в самых различных кругах.

На счету Томаса Долби сотрудничество с такими исполнтиелями и коллективами, как Литл Ричард и Малкольм Макларен, Джордж Клинтон и Франсуа Кеворкян, Foreigner и Дэвид Бирн, Thompson Twins и Mecano, Def Leppard и Питер Гэбриэл, Prefab Sprout и Рюити Сакамото, и многоими другими.

На фестивале Live Aid в 1985 году Томас был участником группы Дэвида Боуи и исполнял партии клавишных. Спустя пять лет он отметился (также в качестве клавишника) на другом большом концерте — шоу The Wall в Берлине, устроенном Роджером Уотерсом.

Томас Долби участвовал в создании саундтреков к фильму «Говард-утка» и мультфильму «Долина папоротников: Последний тропический лес».

С 1988 года Томас женат на американской актрисе Кэтрин Бэллер, у них трое детей.

Media