Группа ДДТ – одна из немногих в нашей стране «народных» рок-групп. Знакомых каждому хотя бы на уровне самых знаменитых хитов. Поэтому, когда Шевчуку задают вопрос «а кто вы такой», то обычно лукавят. Все всё отлично знают. Потому даже интереснее было бы поговорить о тех песнях группы, которые по тем или иным причинам до широкого слушателя не дошли. Точнее, не были им услышаны.

Понедельник

1984


Старейшая из песен в нашем списке вышла в 1984 году на скандально знаменитом альбоме «Периферия». Тогда Шевчук чаще всего творил в жанре злой бытовой зарисовки. «Понедельник» — его квинтэссенция. В первую очередь, по тексту, чья злободневность старше песни и переживет ее. Но дело и в музыке: тяжело раскачивающийся блюз с нью-вейвовыми клавишами рисует убедительную картину человека, мучительно отходящего от последствий одновременно драки и пьянки.

Ночь

1992


Как ни странно, на самом знаменитом альбоме ДДТ есть не только всенародные хиты, но и совершенно незнаменитые вещи. Что несправедливо. Одной из таких стала «Ночь» — эдакий хит из западного авантюрного фильма 80-х (вроде «Дома у дороги» с Патриком Суэйзи) с Андреем Шепелевым из группы Кукуруза на добро. Ее успели даже сыграть живьем несколько раз, но, к сожалению, слишком разительным был контраст с хитами – не прижилась.

Фома

1992


Еще одна невезучая песня с «Актрисы» – «Фома». Написанная еще в середине 80-х для сольного альбома «Москва.Жара», она потом была перезаписана в 1992 году. В этой песне сумели оторваться как гитарист ДДТ 1984 и 1992 года Рустем Ризванов, так и клавишник Андрей Муратов. Ну и венчает всю эту феерию Дядя Миша Чернов. Остается только гадать, каким ударным номером концертов она могла бы стать в будущем, но… Не выстрелила.

Перестроище

1991


Одна из тех песен, которые записывались в 1991 году для злосчастного альбома «Пластун». Он в итоге опоздал и вышел совсем не в ту эпоху, для которой предназначен. Но среди них всех песня «Перестроище» ярче всего выделялась музыкой. Это был самый ударный и агрессивный номер на альбоме. Да и текст, как ни странно, не особенно устарел – «И вот ты снова спасаешь страну и кричишь нам призывно: «Ура!», Но если мы поверим, развесив слюну, нам, боюсь, не дожить до утра».

Жизнь на месте

1994


Альбом «Это все» — еще один почти сплошь состоящий из народных хитов. Но место своим забытым песням нашлось и там. Вряд ли кто-то часто вспоминает теперь бодрый кантри-номер «Жизнь на месте», полный какой-то очень странной тоски по тому, что жизнь стоит на месте. Этот контраст с кочевым духом песни стоит того, чтобы обратить на него внимание. Ну и еще не забудьте про слэповое соло Вадима Курылева в финале.

Бродяга

2000


Более всего мотивами странствия и созерцания мира вокруг был полон альбом «Метель августа». И было в нем одновременно что-то предгрозовое. Лучше всего с передачей такого наполовину тревожного, но спокойного состояния справлялась стартовая песня «Бродяга».

Марина

1996


Злой рок иногда самым нахальным образом издевался над группой. Так, еще один прекрасный рок-н-ролльный номер, который мог бы стать хитом – «Марина» – не попал в итоге вообще никуда и увидел свет только в 2001 году при переиздании альбомов. А жаль – в середине 90-х, когда слушателям группа ДДТ казалась уже забронзовевшей, а сами они только готовились совершить прорыв в Мир Номер Ноль, лирический рок-н-ролльный хит, возможно, мог бы немного переменить настроения толпы

Железнодорожник

«1996»


На пути к «Миру Номер Ноль» важнейшей остановкой для группы была пластинка «Любовь» — единственная, записанная в США. Слушая ее сейчас, конечно, выделяешь для себя несомненные хиты про любовь и фонограммщика, но куда важнее – понимаешь, что эта не самая знаменитая пластинка группы была в душе глубоко экспериментальной. Того шокирующее глобального высказывания о мироздании, которым стал Мир, не было бы без попытки порассуждать о любви – в том числе и на самой удачной из песен. Одна из центральных песен, Железнодорожник, была первой попыткой группы ДДТ играть в Pink Floyd (в музыкальном плане) по-серьезному. И, пожалуй, это удалось.

Новые блокадники

1993


Песней «Новые блокадники», открывавшей знаменитый «Черный Пес Петербург», ДДТ одновременно прощались с восьмидесятыми и открывали девяностые. Она повествовала о рождении нового времени, в котором осталось не так уж мало от старого. И новички в этой истории получаются – да, новыми блокадниками новой войны.

Адам и Ева

2005


Спорно, считать ли ее «незнаменитой» — в конце концов, во времена интернета это уже очень условное понятие. Но на одном из самых монструозных альбомов ДДТ – «Пропавший без вести» – она выделяется как мазок какой-то яркой солнечной краской на черно-красном плакате. Лучшая, пусть и не самая знаменитая, песня ДДТ о любви.