Факты

  1. Настоящее имя музыканта – Жан Ренарт, однако куда большую известность приобрело сочетание германоязычной версии его фамилии с прозвищем, которое в переводе с цыганского означает «я просыпаюсь». С раннего детства Джанго мастерски играл на банджо и скрипке, чем и зарабатывал себе на жизнь.

  2. Карьера и даже жизнь музыканта могли оборваться, когда ему было всего 18. Белла Майер, жена Джанго, мастерила искусственные цветы из целлулоида и бумаги. Они-то и загорелись, когда Рейнхардт, вернувшись поздно ночью с выступления, задел и уронил на пол горящую свечу. Ему и его жене удалось спастись, однако музыкант получил сильнейшие ожоги.

  3. Полтора года Джанго Рейнхардт был прикован к постели. Положение было тяжёлым. Если парализованную ногу всё же удалось вернуть к жизни, то сильно обгоревшие безымянный палец и мизинец на левой руке окончательно перестали работать. Казалось, Рейнхардт больше никогда не сможет играть.

  4. Злой рок был побеждён, и благодарить за это Джанго должен своего брата Жозе, который принёс ему гитару. Проявив фантастическое упорство, Рейнхардт заново научился играть, при этом разработал свою собственную технику игры, при которой парализованные пальцы не мешали, а, напротив, помогали бы зажимать аккорды.

  5. А вот теперь о том, благодаря чему Рейнхардта знают любители рока: его пример вдохновил небезызвестного Тони Айомми, когда тот покалечил себя фрезерным станком. Узнав историю Джанго и познакомившись с его музыкой, лидер Black Sabbath решил не завязывать с игрой на гитаре, смастерил себе протезы, максимально занизил гитарный строй и начал играть такую мрачную и тяжёлую музыку, которую доселе никто не слышал. И привёл группу к вершинам успеха!

  6. Оправившись от травм и освоив гитару, на рубеже 1920-30-х годов Джанго обратился к набирающей популярность джазовой музыке. Особенно его привлекло творчество Луи Армстронга, что неудивительно.

  7. Уникальный стиль игры Джанго и фактически придуманный им стиль джаз-мануш (сочетание джаза с цыганской музыкой) быстро сделали его популярным во Франции, где он жил с детских лет. Отсутствие образования и незнание правил этикета не помешали ему влиться в круг парижских интеллектуалов, ценивших талант, природный ум и живой характер музыканта.

  8. Не обходилось и без курьёзов. «Я никогда не забуду тот день, когда Джанго впервые надел вечерний костюм — с красными носками. Мне стоило немалого труда объяснить ему, не оскорбляя его гордости, что это «не по правилам». Джанго упорствовал, заявляя, что ему нравится именно так — ведь красное и черное отлично сочетаются друг с другом», — рассказывал друг и соратник Рейнхардта, джазовый скрипач Стефан Граппелли.

  9. В 1934 году Рейнхардт и Граппелли организовали Quintette du Hot Club de France, который, несмотря на необычную музыку, слишком «шумную» для одних и слишком эстетичную – для других, быстро добился популярности и контрактов с такими крупными лейблами, как Decca, Gramophone, Swing и HMV.

  10. В годы Второй мировой войны и немецкой оккупации Quintette du Hot Club de France не прекратил свою деятельность. Напротив, для многих парижан джазовая музыка стала синонимом неповиновения оккупантам. Сам Джанго, цыган, к тому же играющий джаз, был в большой опасности, однако смог пережить войну. Не в последнюю очередь ему это удалось благодаря негласному покровительству некоторых немецких офицеров, неравнодушных к подобной музыке. Тем не менее ближе к концу войны над головой Рейнхардта стали сгущаться тучи. В 1944-м ему удалось покинуть Париж и присоединиться к американским войскам.

  11. В послевоенные годы Джанго удалось посетить сперва Великобританию, а затем и США, где в моду входил бибоп, и на устах любителей джаза были имена Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Рейнхардт хотел познакомиться с ними и направился в Нью-Йорк, но оба джазмена в то время были на гастролях. С Гиллеспи Джанго пересёкся позднее, уже во Франции.

  12. В США Рейнхардт впервые взял в руки электрогитару. Он неплохо освоил этот инструмент, хотя и говорил впоследствии, что в Америке «гитары звучат как кастрюли».

  13. Возвращение во Францию и послевоенные концерты дались музыканту нелегко. Сказывалась цыганская жизнь, не приспособленная к порядку и систематичности. Рейнхардт мог появиться на концерте без гитары или усилителя, а то и вовсе пропускал аншлаговые выступления, блуждая по парку или берегу реки.

  14. Последние годы жизни Джанго Рейнхардт провёл в небольшом городке Самуа-сюр-Сен, продолжая выступать в джазовых клубах Парижа. Он умер 16 мая 1953 года от инсульта в больнице Фонтенбло. Музыканту было всего 43 года.

  15. Как мы уже знаем, музыка Джанго Рейнхардта не была забыта. В его честь назван ежегодный фестиваль цыганского джаза, песни Джанго стали саундтреками к компьютерным играм Mafia и Bioshock, они звучат в фильмах «Авиатор», «Голова в облаках», «Шоколад» и (внезапно!) в двух частях «Матрицы». А экс-вокалист Slade Нодди Холдер назвал в честь Рейнхардта своего сына. Вот так-то!