Английскому музыканту и диджею, бас-гитаристу Joy Division и New Order, а ныне лидеру Peter Hook and The Light, Питеру Хуку, исполняется 60 лет.

Ранняя жизнь

Питер Вудхэд (именно так он звался поначалу) родился 13 февраля 1956 года в английском городе Солфорде, в семье Джона Вудхэда и Ирен Эктон (1928-2000). В 1959 году Джон ушёл из семьи, и маленький Питер вместе со своими братьями в течение 3 последующих лет воспитывались бабушкой по материнской линии, Алисией Эктон (1896-1968).

В 1962 году Ирен вышла замуж за Эрнеста Хука. Питер впоследствии, подобно своему будущему многолетнему напарнику Бернарду Самнеру, принял фамилию отчима. Однако, в отличие от Барни, своего решения он не менял и фамилию Хук (а также образованное от неё прозвище «Hooky») носит и по сей день.

За 7 лет до появления Питера на свет его земляк, певец Юэн Макколл воспел родной Солфорд в композиции Dirty Old Town. Как легко догадаться из названия, картину города Макколл нарисовал на шибко радужную. Перед слушателями представал образ угрюмого, серого, индустриального поселения и сопутствующей ему «романтике гудящих и дымящих заводов». На Dirty Old Town позже делали каверы такие исполнители, как Род Стюарт, The Pogues, Фрэнк Блэк, Black Rebel Motorcycle Club.

В общем, нетрудно представить, в какие цвета была окрашена большая часть детства Питера Хука. Но, справедливости ради, стоит заметить, что имелись и радостные моменты. Так, благодаря рабочим назначениям отчима часть жизни юный Питер провёл на Ямайке.

Joy Division и New Order

В 11 лет Хук сдружился с Бернардом Самнером. 20 июля 1976 года молодые люди (независимо друг от друга) отправились на концерт Sex Pistols в Манчестере, перевернувший их жизнь. На следующий день Питер занимает деньги у матери и покупает свою первую бас-гитару. Самнер приобрёл электрогитару, а ещё один приятель, Терри Мейсон, также присутствовавший на концерте, потратился на ударную установку. Так началась история Joy Division.

В первое время существования группы была положена традиция характерного, высокого, «тенорового», если можно так выразиться, звучания баса Питера Хука. Дело в том, что первые инструменты, использованные Питером в работе, были, выражаясь дипломатично, неважнецкими. Только играя самые высокие ноты, он мог слышать себя, в противном же случае всё заглушал рёв гитары Бернарда. А когда в распоряжении музыкантов оказалось более совершенное оборудование, от особенностей саунда, связанных с басом, решено было не отказываться, так как это стало одной из «фишек» коллектива.

Во времена Joy Division на Питере, помимо основной функции, лежали обязанности бэк-вокалиста, а песню Interzone они с Иэном Кёртисом исполняли вместе.

Было бы логично, если б после самоубийства Кёртиса в новообразованной группе New Order бывший бэк-вокалист стал вокалистом полноправным. Однако этого не случилось, главным певцом стал Самнер. Тем не менее, в ранний период деятельности New Order, переходный от времён JD к новому звучанию, ничего точно ещё не было решено, Бернард, Питер и Стивен Моррис примеряли на себя почётную роль. Но, если вокал Морриса можно услышать лишь на бутлегах 1980 года, то Хук спел 2 песни, вошедшие в первый студийный альбом «новопорядковых», Movement (это Dreams Never End и Doubts Even Here).

В продолжение 1980-х годов New Order экспериментировали с электронной и танцевальной музыкой. Но значение фирменных высоких инструментальных линий Хука ничуть не уменьшилось. Напротив, сочетание запрограммированного синтезаторного и живого гитарного басов являлось одним из залогов привлекательности музыки группы. Более того, с освобождением от лишней ритмической нагрузки партии Питера прибавили в мелодичности.

1990-е стали для New Order периодом полураспада, когда участники, в основном, занимались сайд-проектами, а также переживали взлёт и падение своего клуба Haçienda (в конце 1980-х — начале 1990-х это убыточное, на первых порах, заведение стало центром британской рейв-культуры, но в 1997 году закрылось из-за многочисленных проблем с законом).

Затем, уже в новом тысячелетии, New Order с Хуком в составе выпустили парочку добротных рок-альбомов, после чего Питер вышел из состава, думая, что подвёл тем самым черту под существованием группы. Его коллеги, правда, спустя несколько лет решили иначе, чем крайне огорчили импульсивного басиста. На данный момент New Order и Питер Хук остаются порознь и не упускают случая съязвить друг по поводу друга на страницах СМИ.

Другие проекты

Первым сайд-проектом Хука стала группа Revenge, организованная в 1989 году. Поговаривали, что такое название было выбрано из-за желания отомстить и насолить Бернарду Самнеру, годом ранее сформировавшего дуэт Electronic с Джонни Марром. На самом же деле, словечко Хук подглядел в клипе Джорджа Майкла на песню Faith. Музыка Revenge представляла собой сплав рока и танцевальных мотивов, вокальные партии исполнял сам Питер.

В середине 1990-х с одним из участников развалившейся Revenge, Дэвидом Поттсом, Хук организовал дуэт Monaco, выпустив под этой вывеской 2 альбома. Сходство с New Order было налицо не только в плане звучания, но и вокала — голос Поттса удивительно похож на самнеровский.

В первое десятилетие нового века Хук загорелся новой идеей — создать супергруппу из бас-гитаристов. Проект получил название Freebass, к участию были привлечены Энди Рурк (экс-The Smiths) и Гэри «Мани» Моунфилд (Primal Scream, экс-The Stone Roses). Однако музыканты, и без того загруженные делами, работали не очень оперативно и явно без вдохновения. На EP и один полноформатный альбом они сподобились, но Энди официально вышел из состава коллектива до его релиза, а Мани отпустил в прессе ряд нелицеприятных высказываний о Хуке. Потом, правда, извинялся. Но проект Freebass был обречён и скончался естественной смертью.

После такого бесславного финала Питер завязал с сочинением новой музыки. Своё решение он связывает с невозможностью получить от творчества коммерческую отдачу в виду деятельности пиратов. Но, думается, подлинные причины лежат именно в боязни и нежелании генерировать новые идеи. Все проекты Хука за рамками Joy Division либо имели успех ограниченный и недолговременный, либо не имели его вовсе. Плюс возраст уже не юный. Посему Питер нынче почивает на лаврах, катаясь по миру с собственной группой The Light и исполняя целиком альбомы Joy Division, а теперь и New Order тоже. В частности, вновь зазвучали на сцене композиции с Movement, не исполнявшиеся вживую уйму лет. Надо сказать, по дискографии своих бывших коллективов Хук уверенно движется вперёд — на осень 2014 намечены концерты, на которых он с The Light полностью переиграет культовые пластинки «новопорядковых» середины 1980-х — Low-Life и Brotherhood.

Что ещё сказать о Хуке? Он далеко не бесталанный продюсер, работы с Inspiral Carpets и The Stone Roses (замечательный сингл Elephant Stone) достойны похвалы. Питер также диджей (по случаю) и, с недавних пор, писатель. Его книга How Not To Run A Club (посвящённая многострадальному клубу Haçienda) вышла в октябре 2009 года.

Личная жизнь

С 1994 по 1996 год Питер был женат на писательнице и актрисе в жанре комедии Кэролайн Эхерн. Вторую супругу музыканта зовут Ребекка, пара воспитывает дочь Джессику.

В 1979 году Хук и Стивен Моррис проходили в качестве подозреваемых по делу т.н. Йоркширкского потрошителя. В отношении Питера стражи порядка ограничились допросами, а вот Стивен даже угодил за решётку, так что его матушке пришлось вызволять бедолагу. Если бы серия преступлений не была раскрыта, глядишь, это породило бы городские легенды о виновности Хука или Морриса в преступлениях, и сейчас их бы донимали вопросами. Но в начале 1981 года настоящий убийца, Питер Сатклифф, оказался в руках полиции и во всём сознался, так что подозрения по поводу музыкантов окончательно отпали.

Media