Жизнь СашБаша, как его называли друзья, знакомые, а теперь и поклонники, была действительно непростой: скитания по городам и чужим квартирам, невостребованность в музыкальном и поэтическом мире, потеря сына, тяжёлая депрессия под конец… И творчество его достаточно тяжело для восприятия. Хриплый голос, непрофессиональное владение гитарой, постоянный надрыв… Тем не менее, когда привыкнешь к нему, примешь и поймёшь это и начнёшь разбираться в словах, в строчках, в оригинальных рифмах и сложнейших метафорах, то поймёшь глубину сказанного и спетого.
Башлачёва очень ценили люди из рок-тусовки, со многими из которых он успел подружиться: Кинчев, Шевчук, Ревякин, БГ, Артемий Троицкий, который и привёл его в этот мир и, по мнению многих, сделал это слишком рано и резко, а в трудную минуту не поддержал. Но для многочисленных любителей рока, которые толпами ломились на концерты тогдашних звёзд, СашБаш был практически неизвестен. В последнее время, правда, есть тенденция к популяризации его творчества. Пишутся книги о нём, недавно вышел долгожданный трибьют-альбом «Серебро и слёзы», где не засветился только ленивый, ведутся споры вокруг сооружения памятника Башлачёву. Почему-то кажется, что ему, страдавшему в том числе и от невостребованности, неуслышанности, такое внимание к собственной персоне вряд ли бы понравилось.
Как бы то ни было, неожиданный и преждевременный уход Башлачёва, а особенно характер этого ухода – самоубийство – очень потряс наше рок-сообщество, которое уже несколько лет жило в состоянии эйфории от того, что стало можно вполне легально давать концерты и записывать пластинки. Смерть СашБаша отрезвила многих, заставила взглянуть на мир немного другими глазами. А всё ли так хорошо? А не придётся ли платить дорогой ценой за эту свободу? Многие музыканты, потрясённые смертью Башлачёва, посвятили ему свои песни. В сегодняшнем материале мы собрали несколько таких вещей.
Посвящения Башлачёву
Алиса – Шабаш
Константин Кинчев был одним из наиболее близких к Башлачёву людей в рок-тусовке. Они познакомились в 1985 году, с тех пор неоднократно участвовали в совместных квартирниках и прочих посиделках с гитарой, СашБаш также часто останавливался у Кинчева в Москве. По признанию Константина Евгеньевича, общение с Башлачёвым заставило его более бережно, более вдумчиво относиться к текстам своих песен. О состоянии Кинчева после гибели друга красноречиво свидетельствует в своей книге Нина Барановская. Там же мы находим и описание похорон СашБаша: «В этой траурной толпе не было ни одного человека, который пришёл «исполнить долг». Была одна страшная боль на всех, одно общее горе, одна непоправимая беда. И поэтому, когда всё же прозвучали слова, они не были похожи на традиционные надгробные речи. Несколько сбивчивых фраз Артёма Троицкого. Потом кто-то прочёл последние Сашины стихи. Потом чьи-то слова: «Костя, скажи…» И срывающийся, неузнаваемый голос Кинчева: «Мы тут с Димкой Ревякиным думали… Сашка просто поскользнулся! Он не выбросился из окна… Он оступился!.. Вот…»». » Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые,» — так позднее говорил о смерти СашБаша сам Константин Евгеньевич.
Песня «Шабаш» впервые прозвучала на акустическом концерте в Пскове 13 марта 1988 года. С момента гибели Башлачёва прошло меньше месяца. Позднее эта композиция, название которой родилось из имени «СаША БАШлачёв», войдёт в одноимённый концертный альбом, едва ли не лучшую работу «Алисы». Но самым искренним и эмоциональным останется, пожалуй, именно это, первое исполнение.
ДДТ – Дороги
История знакомства Юрия Шевчука и Башлачёва несколько иная. Впервые их пути пересеклись в 1983 году, когда Шевчук и тогдашний клавишник ДДТ Владимир Сигачёв отправились в Череповец записывать альбом «Компромисс». Запись происходила при помощи музыкантов группы Рок-сентябрь и на их аппаратуре, которая по тем временам считалась очень качественной. СашБаш в то время писал для «Рок-сентября» тексты, однако от его сольного творчества они были весьма далеки. Тем сильнее было удивление Юрия Юлианыча, когда он встретился с Башлачёвым уже в Ленинграде. 18 марта 1985 года состоялся их совместный акустический концерт, изданный в 1995 году под названием «Кочегарка».
После смерти СашБаша Шевчук написал песню «Дороги». С ней связана интересная история. Башлачёв принимал участие в съёмках фильма А. Бурцева «Город». В фильме присутствует сцена, в которой в компанию питерских художников приходит музыкант и поёт свою новую песню. Его должен был сыграть Башлачёв, но в день съёмок его жизнь оборвалась… Из-за финансовых затруднений работа над фильмом продолжилась лишь в 1990 году, и на роль музыканта был выбран Виктор Цой. Судьба, как известно, снова сыграла злую шутку, и пришлось искать нового человека на эту роль (хотя Цой успел сняться в этом эпизоде и спеть в нём свою «Легенду»). Выбор пал на Шевчука. В окончательном варианте фильма Шевчук исполняет именно посвящённую Александру Башлачёву песню «Дороги».
Янка Дягилева
Творческие и жизненные пути Башлачёва и Янки развивались примерно в параллельных плоскостях, однако при этом и неоднократно пересекались. СашБаш оказывал на неё большое влияние как творческое, так и личностное. Ходит много разговоров о влюблённости и даже романе между ними, однако их можно отнести, скорее, к мифологии. Однако доподлинно известно, что, уезжая из Новосибирска в феврале 1987 года, Башлачёв оставил Янке свои легендарные колокольчики, которые носил на груди, не снимая. Известно также, что смерть СашБаша стала для неё серьёзным ударом, и многочисленные, связанные с Башлачёвым и его гибелью образы прочно вошли в тексты её песен. Да и жизнь Янки оборвалась столь же трагично…
В эту подборку мы включили её выступление на концерте памяти Башлачёва в 1990 году.
Сплин – Летела жизнь
Александр Николаевич Башлачёв повлиял на Александра Георгиевича Васильева гораздо сильнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. Это влияние ощущается при прослушивании ранних альбомов группы Сплин. Почти наверняка образ СашБаша отразился в песне «Жертва талого льда», по текстам других вещей разбросаны почти башлачёвские метафоры. В последнее время интерес Васильева к творчеству тёзки оживился: он посвятил Башлачёву композицию «Летела жизнь» с альбома «Обман зрения». В этот же альбом вошла и предназначенная для трибьют-сборника «Серебро и слёзы» кавер-версия песни СашБаша «Петербургская свадьба».
Сергей Калугин – Прощание
Лидер группы Оргия Праведников так рассказывает о своём знакомстве с творчеством Башлачёва: «Я застал его в живых, в некотором смысле… Как-то на квартирнике Юры Наумова я сыграл Юре несколько песен… < …> И он мне сказал тогда: «Тебе надо познакомиться с Башлачёвым. Это близко к тому, что ты делаешь». И вот, я пришёл в гости к моему хипповому приятелю Майку Орехову. Спросил его: «Ты знаешь Башлачёва?» — «Да! Он только что от меня уехал. Мы с ним записали три катушки… Сейчас поставлю!» Я послушал, мне совершенно не понравилось. Я был пленён творчеством Наумова… Мне казалось, что Башлачёв, в принципе, где-то рядом с Наумовым, но только, в отличие от Наумова, этот человек не умеет играть на гитаре, орёт дурным голосом и бренькает на трёх аккордах. Когда вышла пластинка Башлачёва, уже после его смерти, я купил её больше по инерции. Поставил… Там была песня «Ванюша». Вот «Ванюша» меня и нахлобучил! Как-то я с «Ванюшей» вкатился в Башлачёва». Несмотря на многочисленные уверения в том, что СашБаш, как автор, повлиял на него крайне мало, Калугин посвятил ему написанную в 1989 году проникновенную песню «Прощание».
Зимовье Зверей – Выпадая из окна
Завершим эту подборку песней группы Зимовье зверей. Лидер этого коллектива, распавшегося в 2009 году, Константин Арбенин, ценит в Башлачёве, прежде всего, высокий поэтический уровень его текстов, так называемую «литературность». «Башлачёв принёс в рок-поэзию то, чего раньше в ней не было и, казалось, быть не могло — стройную строфу, добротную рифму, связное повествование», — говорит он, — «Он не выбирал, что брать с собой, а что оставлять другим, он естественным образом принял в свой поэтический мир и классическую русскую поэзию, и бардовскую песенную культуру, и западный блюз, и рок-н-ролл, и рождающийся на его глазах русский рок». Арбенин не скрывает, что и сам старается следовать этой же литературно-музыкальной традиции.