The Works — противоречивая пластинка великой группы, подарившая, тем не менее, слушателям два мега-хита, вышла ровно 30 лет назад.

Предыстория

Записи альбома The Works предшествовал перерыв в деятельности Queen, вызванный занятостью участников в сольных и сторонних проектах.

Непосредственно работа над пластинкой происходила с августа 1983 по январь 1984. Впервые Queen записывались на американской земле.

Параллельно с этим менеджер Джим Бич предложил группе создать саундтрек к фильму “Отель “Нью-Хэмпшир””. Музыканты сначала согласились, но позже оказалось, что работа над саундтреком идёт в ущерб подготовке альбома, посему Queen сосредоточились на своих собственных делах и оставили идею написать музыку к указанному фильму.

Название альбома, The Works, возникло благодаря фразе Роджера Тейлора, брошенной в начале работы: “Let’s give them the works!”

После во многом синтетического Hot Space альбом The Works представлял собой возвращение Мэя и Тейлора к рок-саунду с сохранением влияний ретро-футуристичного немецкого электропопа (благодаря Фредди Меркьюри) и нью-йоркской фанк-сцены (благодаря Джону Дикону).

The Works стал первым студийником Queen, изданным на CD.

Queen — The Works (1984)



queen альбом the works


1. Radio Ga Ga
2. Tear It Up
3. It’s a Hard Life
4. Man On The Prowl
5. Machines (Or Back To Humans)
6. I Want to Break Free
7. Keep Passing The Open Windows
8. Hammer to Fall
9. Is This The World We Created…


Bonus tracks

1. I Go Crazy (B-Side)
2. I Want To Break Free (Single Remix)
3. Hammer To Fall (Headbanger’s Mix)
4. Is This The World We Created…? (Live in Rio, January 1985)
5. It’s A Hard Life (Live in Rio, January 1985)
6. Thank God It’s Christmas (Non-Album Single)

1. Radio Ga Ga

Первый главный хит альбома. Изначально песня называлась “Radio ca ca”, именно таким образом сынишка Роджера Тейлора припечатал британское радио. Талантливый папа не оставил это замечание без внимания, скоро у него созрел замысел композиции, основу которой Роджер создал, запершись на три дня в студии с драм-машиной и синтезатором.

Вообще-то, Тейлор планировал выпустить песню сольно, но демо-версию услышали коллеги, распознавшие хитовый потенциал творения. Джон Дикон добавил басовую линию, а Фредди перестроил трек музыкально и лирически. Впрочем, записана в выходных данных Radio Ga Ga всегда была на Тейлора единолично, всё-таки он автор, а Меркьюри выступил скорее в роли аранжировщика.

В итоге получилась вещь на стыке синт-попа и рок-н-ролла, пригодная для исполнения на стадионах. Весь бэк-вокал, кстати, записан Тейлором.

Radio Ga Ga стала первым синглом с The Works и быстро обрела популярность, став одним из обязательных концертных номеров Queen. Самое знаменитое живое исполнение состоялось на фестивале Live Aid, когда ритм композиции в ладоши выстукивали более 70 тысяч человек.

Не менее известен и клип на песню, содержавший фрагменты легендарного немого фильма “Метрополис” Фрица Ланга и документальные кадры Второй мировой войны.

2. Tear It Up

Песня написана Брайаном Мэем, и демо-версия содержит вокал в исполнении именно гитариста, а не Фредди. Данная композиция выглядит попыткой возродить и переосмыслить саунд Queen ранних лет, а также содержит перкуссию, напоминающую о We Will Rock You и наполняющую музыку энергией.

При исполнении песни во время The Magic Tour Брайан Мэй сначала играл интро из другого творения Queen – Liar – и только затем переходил непосредственно к Tear It Up.

3. It’s a Hard Life

Третий сингл с альбома. По признанию Мэя и Тейлора, для них это одна из любимейших вещей, написанных Фредди, что не мешает им ненавидеть чересчур помпезный видеоклип на песню (в чём с ними солидарен и Дикон).

Мэй сочинил часть текста к It’s a Hard Life. Вступление к песне основано на строчке из оперы “Паяцы” Руджеро Леонкавалло.

Композиция также имеет некоторые точки соприкосновения с Play the Game, и сделано это умышленно. Меркьюри в It’s a Hard Life играет на пианино, в звучании активно используются гармонии, в общем, песня записана по лекалам первых альбомов Queen, тех самых, на которых стояла пометка “no synthesizers”. На 1984 год группа переменила свою позицию и синтезаторы задействовала уже весьма активно, поэтому It’s a Hard Life была своеобразным реверансом в сторону фанатов-традиционалистов, неодобрительно взиравших на “новый курс”.

4. Man on the Prowl

Трёхаккордное рокабилли, сочинённое Меркьюри (похоже на Crazy Little Thing Called Love), на котором Мэй записал соло с помощью Fender Telecaster, а сессионный клавишник Фред Мэндел исполнил завершение на пианино. Man on the Prowl, равно как It’s a Hard Life и Tear It Up, является на The Works “зоной, свободной от синтезаторов”. Песня планировалась в качестве пятого и финального сингла с альбома, но группа сделала выбор в пользу рождественской записи (Thank God It’s Christmas).

5. Machines (Or ‘Back to Humans’)

Наравне с Radio Ga Ga, самая “’электронная” вещь на The Works. Задумана Тейлором, которого поддержал Мэй. Брайан же и завершил композицию. Песня спета как дуэт между Меркьюри, записанный дважды (и поющим в гармонии с самим собой) и роботизированным Тейлором. Инструментальный ремикс на Machines содержит сэмплированные части из таких композиций Queen, как Ogre Battle, Flash, а также Goin’ Black в исполнении Larry Lurex (де-факто Queen без Дикона).

6. I Want to Break Free

Второй главный хит альбома и второй сингл с него. Существуют три версии песни – сингловая, альбомная и удлинённая. Но композиция известна, главным образом, благодаря видеоклипу, в котором участники группы, переодетые в женскую одежду, пародируют популярную мыльную оперу “Улица Коронации”.

Впрочем, только этим клип не ограничивается, зрителей восхитила балетная часть, где Фредди предстаёт в образе Вацлава Нижинского.

Меркьюри решил провести связующую линию между клипом и концертами и на выступлениях появлялся в образе домохозяйки из видео, постепенно снимая с себя женские предметы одежды. В Рио, например, такое представление пришлось зрителям не по нраву, и они забросали группу камнями.

В некоторых интервью журналисты желали выведать, не является ли песня скрытым намёком на гомосексуальную ориентацию Фредди. Певец, всегда избегавший разговоров о своей личной жизни, спокойно отвечал, что главная тема, всё-таки, — желание вырваться из рутины. Кроме того, не он эту песню написал. Действительно, автор I Want to Break Free – примерный семьянин Джон Дикон, придумавший её под впечатлением от мужским взглядов на феминистическое движение.

В дальнейшем композиция стала гимном Африканского Национального Конгресса.

7. Keep Passing the Open Windows

Написана Меркьюри в 1983 году. Единственная песня из несостоявшегося саундтрека к фильму “Отель “Нью-Хэмпшир””, вошедшая в итоге в The Works. Сопродюсером выступил менеджер группы Джим Бич.

8. Hammer to Fall

Четвёртый и последний сингл с альбома. Ещё одна рок-запись, сочинённая Мэем, исполнявшим композицию также и в ходе сольных туров. Синтезаторные партии сыграны Фредом Мэндалом, а большинство вокальных гармоний записано Брайаном самостоятельно, частично на мосту. Тем не менее лид-вокал исполнил Фредди.

Концертные исполнения песни по темпу быстрее студийных.

Видеоклип на Hammer to Fall содержит запись выступления группы в Брюсселе, но звук студийный. Композиция полюилась слушателям и исполнялась как на Live Aid, так и в ходе Magic Tour.

9. Is This the World We Created…?

Написана Меркьюри и Мэем в Мюнхене под влиянием новостей о бедности в африканских странах. Большую часть текста написал Фредди, в активе Брайана – аккорды и некоторые лирические дополнения. Эта песня является самой короткой на альбоме, но, в то же время, одной из наиболее популярных. На фестивале Live Aid её исполняли на бис.

Media