Изучите бэкграунд и контекст перед прослушиванием. Задайте себе несколько вопросов:

1) Чего пытался достичь композитор в этом произведении?
2) Когда и где была написана эта композиция?
3) Какие еще события происходили в это же время в этом же месте?

Это полностью изменит ваше восприятие классической музыки. Многие композиции многогранны, и без предварительного знания истории и традиций сразу понятны будут только самые поверхностные элементы.  Это поверхностное понимание может оказаться уже приятным, но только представьте, насколько лучше было бы, если бы вы видели всю картину! Композиторы тратят огромное количество времени и сил, чтобы их работы получились по-настоящему глубокими, интересными и многогранными. Они стараются связать свои произведения с другими музыкальными композициями, искусством, литературой, философией, обществом, культурой, а также прокомментировать окружающий их мир — глупо же проигнорировать все это.

Сегодня для большинства классических композиций ответы на эти вопросы можно легко найти в интернете. Классические архивы и «Википедия» – идеальные ресурсы для начала. Также симфонические оркестры и издательские компании загружают онлайн-программки (либретто). Зачастую эти программки написаны композитором, музыкальным руководителем, критиком или каким-нибудь другим специалистом, и кратко сообщают все, что необходимо знать. Кроме того, BBC выпустили ряд  хороших  документальных фильмов о жизни и работе нескольких знаменитых классических композиторов. Их определенно стоит посмотреть — даже если в филармонию вы все-таки не собираетесь.


Посещайте живые выступления с другом, а потом обсуждайте концерт.

Классическая музыка, от сольных выступлений и камерных ансамблей до симфонических оркестров и оперных постановок, это лучший способ получить какой-нибудь совместный опыт. Дирижеры, композиторы и музыковеды часто выступают перед концертами с речами или лекциями. Удостоверьтесь, что вы приедете пораньше, чтобы получить возможность послушать их, так как эти выступления чрезвычайно полезны. На самом деле, слушатели-новички, которые только пытаются попасть в жанр, часто говорят, что они получают гораздо большее удовольствие от концертов после того, как послушают речь экспертов о программе.

Понаблюдайте за движениями и жестами дирижера и музыкантов. Они десятилетиями оттачивали свое искусство, и это удивительно, как они способны превращать маленькие черные точки на бумаги в выразительное повествование.

После концерта попытайтесь немного побродить и поболтать с музыкантами. Попробуйте задать им всякие вопросы: какая часть концерта их любимая? Какой пассаж было труднее всего выучить?

Это удобно делать с другом, но даже если вы пошли на концерт в одиночестве, не стесняйтесь начинать беседы с другими посетителями. Формируйте своё собственное мнение и обсуждайте. Многие классические произведения предназначены для размышлений и обсуждений, но, разумеется, не во время исполнения!


Поищите тех, кто уже хорошо разбирается в классической музыке, и попросите у них рекомендации.

Классическая музыка включает в себя тысячи различных композиторов, творивших на протяжении сотен лет. Разница между ними может быть огромной, и может быть очень трудно «переключиться» с одних композиторов на других. Поговорите с людьми, которые знают больше вас, попросите познакомить вас с музыкой, с которой вы еще не сталкивались. Прислушивайтесь к их рекомендациям.

Что касается современных композиторов, чуть сложнее рекомендовать их, если не знать чьих-то конкретных предпочтений. Как и прежде, сейчас живут тысячи композиторов, пишущих в различных (иногда даже противоположных) стилях. Наш совет: слушать как можно больше музыки с разной эстетикой, созданной крупными в музыкальном мире фигурами. Прямо сейчас следите за теми, кого слушаете, но также будьте уверены, что сможете обратиться и к незнакомым вам композиторам. Музыкальный вкус не высечен в камне, и ваш, безусловно, изменится со временем.

 

Плейлист для тех, кто хочет послушать современных композиторов.

Источники