Справка о курсе

Рочестерский университет — частный исследовательский университет США, расположенный в Рочестере, штат Нью-Йорк.
Преподаватель ‒ Джон Ковач, профессор музыки и директор университета
Часть первая: 1900-е ‒ конец 1960-х
Часть вторая: 1970-е ‒ ранние 1990-е

History of Rock делится на две части, и, хотя под каждым разделом указаны четкие сроки его освоения, они скорее носят рекомендательный характер. Начать и закончить изучение материала можно в любое удобное время. То же самое и с тестированием ‒ отвечать на вопросы по пройденным лекциям можно в добровольном порядке. Профессор Джон Ковач ‒ сразу видно по хаеру ‒ крутой чувак и специалист в своей теме. Неудобство, пожалуй, вызвала только необходимость самостоятельно искать музыку, о которой идет речь в лекциях, – виной всему закон об авторском праве. Впрочем, это не проблема при наличии YouTube под рукой!

Первое, что я неожиданно открыла для себя, ‒ это как непростительно мало внимания уделяется у нас изучению современной популярной музыки. Ведь это явление насчитывает уже не одно столетие, а историю рока можно проследить по крайней мере до начала XX века. За это время выработался свой язык, своя мифология, огромнейший каталог, без оглядки на который невозможно ни полноценно играть музыку, ни слушать ее.

Второе, что поначалу вызвало острый «какого-фига»-эффект, ‒ это отсутствие принципиального противопоставления рок-н-ролла и поп-культуры. Напротив, теория настаивает, что рок изначально был миксом из кантри, ритм-энд-блюза и эстрадных стандартов, а в дальнейшем хоть и ответвился в отдельное направление, но постоянно испытывал влияние других жанров: хип-хопа, электроники, соула и пресловутой поп-музыки. Когда примиряешься с этим фактом, уже не так удивительно встретить в программе курса отдельные лекции о Майкле Джексоне и Мадонне в рамках разговора о 80-х… или упоминание Эминема в разделе о 90-х.

Клип Майкла Джексона Thriller показан как новая веха в истории рок-музыки, тесно связанная с расцветом MTV

Ну и, конечно, поражает воображение то, что и до Элвиса была жизнь на Марсе… в смысле, мир рок-н-ролла не был создан по мановению божественной руки, а самозародился на благодатной американской почве. Как раз данному периоду, до 1955 года, посвящена значительная доля первой части «Истории рок-музыки».

Однако музыкальный бизнес в первой половине XX века был мало похож на ту индустрию, которую мы знаем сейчас. Упор делался на отдельные песни, а личность исполнителя оставалась вторичной. Выпуск популярных шлягеров был поставлен на конвейер, однако и на таких фабриках, как Tin Pan Alley, были свои звезды-сонграйтеры. Элвис Пресли, кстати, был еще как встроен в эту систему. Однако его принципиальное отличие – в том, что он создал яркий образ, вокруг которого выстраивалась его музыкальная карьера.

В 50-е настоящая популярность была немыслима без появления музыки в голливудском кино - это подтверждает главная роль Элвиса в фильме Jailhouse Rock

Если первая часть курса казалась мне напичканной подробностями, то вторая будто шла по верхам. И немудрено: после 60-х рок-музыка обзавелась не одним десятком поджанров, обхватить все из которых в рамках общей истории просто не представляется возможным. А вот с чем мне было трудно смириться, так это с американоцентричной моделью рок-вселенной. Это естественно, ведь Рочестерский университет находится в США, однако поклонники брит-попа, например, будут отправлены возмущаться отсутствию имен своих героев Blur, Pulp и Placebo на форум, который закреплен за курсом.

C другой стороны, явление British Invasion рассматривается предельно подробно, а дискографии The Beatles посвящен скрупулезный анализ. Именно на примере ливерпульской четверки мне стала понятна эволюция рок-музыкантов: от ремесленников, хорошо играющих свои три аккорда, до настоящих творцов, которым важно донести свои идеи до аудитории, достичь не виданных прежде высот и изобрести новые художественные методы.

Музыкальный фильм Magical Mystery Tour обозначил переход The Beatles от песен про любовь к новому направлению - психоделии

Среди других глав, которые я не ожидала увидеть в академическом курсе и которые расширили мое восприятие рок-музыки, нужно упомянуть: «LSD и его влияние на музыку 60-х», «Появление и развитие MTV», а также «Поп-идолы 90-х».

Всё это может показаться не имеющим прямого отношения к делу, но в действительности чем шире твой взгляд на музыку, тем больше интересного ты можешь охватить. 14 недель пролетели, как одна, а я не только узнала об истоках рок-н-ролла, но и открыла для себя несколько важных имен и впечатляющих пластинок. И, кстати, сдала все тесты на отлично!