Выход дебютного альбома Led Zeppelin, это воистину знаковое событие, произошел в далёком 1969 году, богатом на музыкальные новинки. Напомним: в это время с дебютными альбомами выступили монстры прогрессив-рока Genesis, Yes и King Crimson, группа The Who осчастливила мир появлением рок-оперы Tommy, а The Beatles — своей «лебединой песней», пластинкой Abbey Road. И ведь это далеко не всё! Но даже в этом достойном ряду появление первого альбома Led Zeppelin стоит особняком.

Как оказалось, музыка этих парней перевернула представления о тяжёлом роке и задала совершенно новые стандарты жанра. Много позднее музыкальный журнал Kerrang! от избытка чувств даже отметил 12 января 1969 года как день рождения стиля хэви-метал. Итак, эта пластинка с падающим дирижаблем «Гинденбург» на обложке однозначно заслуживает более детального обсуждения.

История создания альбома


Появление Led Zeppelin на музыкальном небосклоне тесно связано с распадом в 1968 году другой заслуженной группы — The Yardbirds. Права на название остались у гитариста Джимми Пейджа, который, несмотря на свой ещё юный возраст, успел поработать (в основном, в студии) с огромным количеством исполнителей. Но с правами остались и обязанности, а именно — турне по Скандинавии. Однако Пейдж не растерялся, собрал новый состав музыкантов, и под вывеской The New Yardbirds в сентябре 1968 года группа успешно провела гастроли. 25 октября 1968 года, уже на родине, состоялось историческое событие — группа в составе Роберта Планта, Джимми Пейджа, Джона Пола Джонса и Джона Бонэма впервые выступила под новым названием — Led Zeppelin (у нас есть целая → статья ← об этом событии).

Работа над альбомом началась ещё до этого исторического концерта, уже через 12 дней после возвращения с гастролей. Запись происходила в популярной 8-дорожечной студии под названием Olympic. Значительную часть материала группа уже исполняла во время турне, поэтому оставалось лишь без «лажи» зафиксировать на плёнке концертную программу и присовокупить к ней пару новых вещей: осовремененную версию баллады Babe I’m Gonna Leave You (долгое время считалась народной, однако, как выяснилось позднее, её авторство принадлежит некой Энн Бредон) и блюз Вилли Диксона You Shook Me. На это ушло 9 дней, из которых студийная запись заняла 36 часов. Полная стоимость проекта, включая услуги фотографа и дизайнера обложки, равнялась 1782 фунта стерлингов. Невероятно быстрая и эффективная работа, особенно по современным меркам! Стоит добавить, что доход от продаж альбома в 2000 раз превысил стоимость записи.

Во время записи альбома Джимми Пейдж проявил удивительную чуткость в работе со звуком. Он мастерски использовал пространство комнаты для усиления его объёмности. Он отдалил микрофоны от ударной установки и усилителей, а один микрофон выставил на 20 футов от ударных. Таким образом, Пейдж использовал расстояние для придания звуку большей глубины. «Некоторые стараются заглушить помещение с усилителями, я же ставлю второй микрофон сзади кабинета, а затем, свожу оба в один канал. И еще, я бы не советовал использовать эквалайзеры в студии, для того, чтобы добиться нужного звучания инструментов. Ты должен стараться найти нужный звук, пользуясь только разным размещением микрофона,» — этот совет Пейдж по-прежнему даёт начинающим гитаристам. Что касается инструмента, то во время записи альбома Джимми пользовался Fender Telecaster, а на свой любимый Gibson Les Paul перешёл уже позднее. Существует легенда, что он писал гитару на маленький транзисторный комбик Epiphone, однако на самом деле он использовал усилитель Supro. Для работы над акустическими треками в распоряжении Пейджа был Gibson J-200.

При записи вокала произошёл небольшой дефект. Голос Роберта Планта был таким мощным, что из своей дорожки он перекочевал и в соседние. Некоторые слушатели даже думали, что это было сделано умышленно. В песне You Shook Me Пейдж использовал «обратное эхо», когда эхо звука опережает сам звук. Для этого он записывал эхо на свободную дорожку, а затем разворачивал плёнку.

Необходимо вспомнить и такую деликатную тему, как многочисленные обвинения в плагиате, посыпавшиеся на Led Zeppelin в связи с выходом альбома. У Пейджа и компании действительно было очень своеобразное отношение к авторским правам. На первом издании альбома музыканты без зазрения совести ставили свои фамилии под теми песнями, которые явно были позаимствованы у других авторов, как это было в случае с How Many More Times, Black Mountain Side и даже фирменной «пейджевской» Dazed and Confused, автором которой оказался малоизвестный музыкант Джейк Холмс. Даже песни I Can’t Quit You Babe и You Shook Me, автором которых был честно указан блюзмен Вилли Диксон, повлекли за собой обвинения. Из-за последней Пейдж даже крепко поссорился со своим другом Джеффом Беком, который незадолго до этого записал аранжировку этой вещи на своём альбоме Truth. Пейдж умудрился позаимствовать не только саму песню, но и фрагмент аранжировки Бека! Но надо сказать, что, несмотря на это досадное «недоразумение», песни получились очень разными. А ситуаций с плагиатом в то время было столько, что Led Zeppelin на общем фоне не так уж сильно и выделялись.

Как бы то ни было, альбом отлично продавался, а критики, сразу после выхода встретившие его в штыки, задним числом всё же признали его значимость в истории рока, а журнал Rolling Stone поместил его на 29 место в список величайших рок-альбомов.

История написания песен


Good Times Bad Times
Для создания неповторимого звукового эффекта при записи этой композиции Джимми Пейдж подключил гитару Fender Telecaster к усилителю Leslie, разработанному для электрического органа. Песня также примечательна супербыстрыми барабанами — услышав композиции группы Vanilla Fudge ударник Джон Бонэм решил добиться похожего темпа. Но Джон не знал, что его кумир Кармин Априс при игре использовал сдвоенную педаль — кардан. Бас-гитарист Джон Пол Джонс утверждает, что рифф, который он написал для этой песни, был самым сложным из всего его творчества.

Babe I’m Gonna Leave You
Эту композицию сочинила в конце 1950-х фолк-композитор Энн Бредон. В 1962 году песня была выпущена на концертном альбоме Джоан Баэз. Спустя семь лет кавер на песню записали и Led Zeppelin. Существует еще с десяток версий этого трека — даже Сама Майли Сайрус в 2014 году приложила свою длань к увековечиванию нетленного хита.

You Shook Me
Эту песню за авторством Вилли Диксона впервые записал Мадди Уотерс в 1962 году. Позже треку придал новое звучание Джефф Бек. Версия Led Zeppelin по сравнению с предыдущими длится дольше — почти 6 с половиной минут, и насыщена гитарными соло и брейками. Песня неоднократно перезаписывалась другими исполнителями. Последний релиз состоялся в 2014 году в составе альбома Брайана Адамса Tracks of My Years.

Dazed and Confused
Эту песню написал и впервые исполнил английский композитор Джейк Холмс. Затем кавер на неё записали The Yardbirds, после чего её переработали Led Zeppelin. Многие критики ошибочно трактовали песню как повествование о кислотном трипе. Но Холмс в интервью 2001 года это опроверг. Кстати, он так и не получил никакой материальной компенсации за свой вклад в создание песни даже после того, как в 2010 году подал на Пейджа в суд.

Your Time Is Gonna Come
Песня повествует о девушке, которая изменила лирическому герою и заплатит за свой обман. Строчки «Однажды (не так уж и долго ждать) ты станешь искать меня, но меня уже не будет рядом» являются цитатой из песни Рэя Чарльза «I believe to My Soul», и демонстрируют уважение Роберт Планта к жанру ритм-н-блюз.

Black Mountain Side
Источником вдохновения для этой песни послужила ирландская народная песня Down by Blackwaterside. Но писатель Уильям Берроуз услышал в ней и восточные, арабские мотивы, после чего убедил Джимми Пейджа отправиться в Марокко, чтобы получше погрузиться в культуру Востока.

Communication Breakdown
Эта песня стала единственной, которую Led Zepellin исполняли во время каждого концертного тура. Обычно она открывала концерты, или же исполнялась на бис.

I Can’t Quit You Baby
Песня является блюзовым стандартом, написанным Вилли Диксоном и впервые записанным в 1956 году Чикагским блюзменом Отисом Рашем. Этот размеренный блюз Джимми Пейдж дополнил гитарным соло, во время которого аккомпанемент замолкает на четыре такта, где звучит только гитара Джимми. В 1994 году оригинальная версия Отиса Раша была включена в Зал Славы Блюза.

How Many More Times
Альбом закрывает композиция, которая длится больше 8 минут и состоит из нескольких частей, совсем непохожих друг на друга по стилистике. Звучание песни сочетает в себе космические звуки гитары и перкуссию со вкусом джаза. Для того, чтобы обмануть радиостанции, которые ни за что не захотели бы ставить в эфир такую долгую композицию, Пейдж решил написать на обложке альбома, что песня длится три с половиной минуты.

Слушать альбом целиком


http://www.youtube.com/watch?v=1AJInw-QYVM