Детство и юность

Малкольм Роберт Эндрю Макларен родился 22 января 1946 года в послевоенном северном Лондоне. Его родителями были Пит Макларен, шотландский инженер, и Эмили Айзекс, еврейка-сефард (предки её происходили из Португалии), дочь торговцев бриллиантами.

Когда Малкольму было 2 года, отец ушёл из семьи. Мальчика воспитывала бабушка. Именно она учила его, что «быть плохим хорошо… а быть хорошим попросту скучно». Мать Макларена вторично вышла замуж, когда тому исполнилось 6 лет. Её избранником стал Мартин Леви, фабрикант-текстильщик; пара управляла совместным бизнесом по производству женской одежды. Но отношения с отчимом у Малкольма сложились не очень хорошие, и он покинул родительский дом уже в подростковом возрасте.

Далее в жизни Макларена следовал период скитаний, он сменил много профессий (в числе прочего, побывал дегустатором вина), учился в нескольких художественных колледжах, но не закончил ни один из них и окончательно забросил учёбу в 1971 году.

В конце 1960-х Макларен увлёкся идеями движения ситуационистов, пропагандировавших абсурдные и провокационные действия в качестве верного способа внедрения и ускорения социальных изменений. Позже, уже будучи менеджером, он использует некоторые из этих приёмов для раскрутки руководимых им групп.

New York Dolls, Вивьен Вествуд и SEX

В 1972 году Макларен, Вивьен Вествуд и Патрик Кейси (друг Малкольма по одному из арт-колледжей) открыли магазин одежды Let It Rock, ориентированный на представителей субкультуры тедди-боев. В дополнение к этому, Вествуд и Макларен создавали наряды для театральных постановок и кинофильмов.

Впоследствии магазин переменит название на Too Fast To Live To Young To Die, а потом эта громоздкая вывеска сменится более лаконичной — SEX. Соответствующие изменения претерпел и ассортимент продукции — появились атрибуты БДСМ и фетиш-моды.

В 1974 году Макларен предпринял поездку за океан, где познакомился с коллективом New York Dolls. Малкольм попытался на практике осуществить провокационные принципы ситуационизма, но это окончилось неудачей. У Dolls к тому моменту имелся сложившийся имидж, и идеи Макларена (включавшие в себя задействование советской символики) пришлись не ко двору и стали катализатором распада коллектива. Участники Dolls в дальнейшем неодобрительно отзывались о работе Малкольма, но тот, вернувшись в Британию, твёрдо решил создать собственный проект.

Карьера менеджера и продюсера

Очень скоро Макларен организовал группу Sex Pistols. Шлейф скандальности тянулся за коллективом на протяжении всей его недолгой истории. Бросающееся в глаза название (порождение ума Малкольма), вызывающий внешний вид музыкантов, нецензурная брань в прямом эфире ТВ-шоу, выпуск издевательского сингла God Save The Queen во время празднования 25-летия с момента восшествия Елизаветы II на престол. Макларен развернулся на полную катушку.

Однако век Pistols оказался недолог. В 1978 году Джон Лайдон покидает группу, а в середине следующего десятилетия подаёт в суд на своего бывшего ментора, дабы отобрать у того права на творческое наследие коллектива. Суд принял сторону Лайдона.

После распада Sex Pistols Макларен знакомится с Адамом Антом, который приглашает его быть менеджером Adam and the Ants. Очень быстро Макларен увёл у Адама всех музыкантов, дополнил их юной вокалисткой Аннабеллой Льюин и обозвал новый ансамбль Bow Wow Wow. Вскоре группа с Маклареном во главе вляпалась в предсказуемый скандал, вызванный появлением обнажённой Льюин (которой на тот момент было 14 лет) на обложке альбома See Jungle!. Помимо этого, Bow Wow Wow рекламировали для публики одежду, разработанную Маклареном и Вествуд.

Впрочем, Адама Анта Малкольм тоже не бросил. Он помог ему подобрать музыкантов для нового состава Adam and the Ants и поучаствовал в разработке нового звучания коллектива.

Помимо этого, Макларен консультировал ряд групп, в том числе The Slits и Jimmy The Hoover, а в 1985 году проявлял интерес к Red Hot Chili Peppers и должности их менеджера. Но в последнем случае дело не сложилось, что, пожалуй, и к счастью.

Карьера музыканта

В 1980-х Макларен начал выпускать музыкальные альбомы под своим именем. Первой ласточкой стала пластинка Duck Rock (1983), плод сотрудничества Малкольма с Тревором Хорном и The World’s Famous Supreme Team (хип-хоп дуэтом диск-жокеев из Нью-Йорка). Музыка имела отчётливое влияние африканских и латиноамериканских мотивов и сыграла важную роль в популяризации хип-хопа за пределами США.

1984 год ознаменовался для Макларена экспериментом по синтезу оперы и электронной музыки. Пробный сингл Madame Butterfly достиг 13 позиции в чартах Британии и 16 — в чартах Новой Зеландии. За синглом последовал альбом Fans. Для напарника Макларена по работе, продюсера Стивена Хейга, Madame Butterfly и Fans стали трамплином в карьере, спрос на его услуги вырос и Хейг превратился в одну из самых влиятельных фигур электро-попа 1980-90 гг. Среди коллективов, с которыми сотрудничал в дальнейшем Хейг, — Orchestral Manoeuvres In The Dark, Pet Shop Boys, New Order, Erasure, Siouxsie and the Banshees, Робби Уильямс, Питер Гэбриэл, Public Image Ltd., Blur, a-ha. И это далеко не полный список, однако и без того он впечатляет. А всё это стало возможным благодаря союзу с Маклареном.

Ещё одна новаторская работа Малкольма — альбом 1989 года под названием Waltz Darling. Отмеченная влиянием фанка и диско, пластинка деле представляла собой настоящий коктейль жанров. При этом на ней засветились и весьма именитые музыканты — Бутси Коллинз и Джефф Бек. Сингл Deep In Vogue способствовал популяризации по всему миру танцевального стиля «Вог» (Vogue Dance или Voguing) задолго до того, как этим стала заниматься певица Мадонна.

Наконец, ещё одна достойная упоминания пластинка Макларена — концептуальный альбом Paris, вышедший в 1994 году, к созданию которого Малкольм привлёк актрису Катрин Денёв и певицу и модницу Франсуазу Арди.

Смерть

8 апреля 2010 года Малкольм Макларен скончался в швейцарском госпитале. Причиной смерти стала редкая форма рака.