25 января 1938 года родился Владимир Семёнович Высоцкий. В лишних представлениях он не нуждается: поэт, актёр, автор и исполнитель собственных песен. Как подсказывает авторитетный источник, по итогам соцопроса ВЦИОМ Высоцкий занял второе место в списке «кумиров ХХ века» (после Юрия Гагарина).

При этом попытки уложить его творчество в прокрустово ложе какого-то одного жанра раз за разом терпят неудачу. Пытаются записать Владимира Семёновича в том числе и в предтечи русского рока, и даже в число представителей этого вымышленного жанра. Но можно ли говорить о том, что Высоцкий пел русский рок? Однозначно, нет. Можно ли утверждать, что он оказал сильнейшее влияние на формирование и развитие этого жанра? Однозначно, да.

В сегодняшнем материале мы решили поделиться мнением отечественных рок-музыкантов о творчестве Высоцкого и песнями Владимира Семеновича в их исполнении.


Владимир Высоцкий: о нём

Александр Васильев (гр. Сплин)


С творчеством Высоцкого Александр Васильев был знаком ещё с детских лет и многие его песни знал наизусть. Когда Владимир Семёнович умер, Саше было 11 лет, и он тяжело переживал эту утрату. «Для меня как для ребенка это был страшный удар. Мне было безумно его жалко. Я, конечно, не плакал, но какая-то игла в сердце осела», — так вспоминал об этом Васильев.

Юрий Шевчук (гр. ДДТ)


Юрий Юлианович Шевчук, как известно, относится к творчеству Высоцкого с большим пиететом, и в песнях лидера ДДТ, в его хриплом голосе многие видят следы влияния Владимира Семёновича. При этом Шевчук весьма критично относится к обильно транслируемым на нашем ТВ концертам памяти Высоцкого, где многочисленные эстрадные звёзды самого разного пошиба перепевают его песни, в том числе и с использованием фонограммы. Из-за этого он даже успел поссориться с Никитой Владимировичем Высоцким, сыном музыканта и главным популяризатором его творчества. Сам Шевчук для сборника каверов «Странные скачки» записал весьма недурственную версию песни «Дом».

Константин Кинчев (гр. Алиса)


Творчество Высоцкого, его серьёзное влияние отразилось и в песнях лидера Алисы. В одной из своих пронзительнейших вещей Кинчев переосмыслил пассаж Владимира Семёновича о куполах, которые «в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». «Купола в России кроют корытами, чтобы реже вспоминалось о нём», — пел Константин в своей песне «Сумерки». Получилась некая параллель, но с обратным знаком. Кроме этого, Кинчев записал композицию «Ямщик» на стихи Высоцкого. Кавером это назвать нельзя, поскольку сам Владимир Семёнович это произведение ни разу под гитару не исполнял. «…Жаль, что его уже нет в живых. Очень хотелось бы с ним встретиться…», — сокрушался Кинчев.

Хелависа (гр. Мельница)


Высоцкий повлиял и на более молодое поколение, о чём говорит нам пример Хелависы. Говоря об истоках привычного для неё фолк-рока, она замечает: «Британский и американский фолк-рок начинался с таких сонграйтеров как Боб Дилан и Джоан Баэз, с людей, которые пели под гитару свои песни, излагали свои мысли в более-менее традиционном для их музыки ключе. Потом у нас в стране это слегка в стране переродилось, стало бардовским движением… При том, что творчество Высоцкого, конечно, — неизмеримо больше, чем творчество большинства бардов. Это авторская музыка, написанная живыми словами…»

Сергей Калугин (гр. Оргия Праведников)


«В 1983 году у меня впервые получилась приемлемая стилизация под Высоцкого, на которого я тогда молился. Потом несколько лет под него работал…», — так вспоминает Сергей Калугин о начале своего творческого пути. Из всех упомянутых нами музыкантов лидер Оргии праведников, казалось бы, едва ли не дальше всех ушёл от песенной традиции Высоцкого, но и на него, как мы видим, он повлиял изрядно.

На самом деле, едва ли не все наиболее видные представители отечественного рока хотя бы раз, но записывали свои версии песен Высоцкого и могли бы многое рассказать о том, как его творчество повлияло на их становление как авторов, как личностей и т. д. Одним из немногих рок-деятелей, считающих перепевание Высоцкого делом бесполезным, является Борис Гребенщиков. «Высоцкий — это сила природы, такая же, как, например, Том Уэйтс. Но для России Высоцкий гораздо важнее. Сын Владимира Семёновича Никита просил, чтобы я спел какую-то песню для трибьюта, посвященного отцу. Знаю, что это безнадежное занятие, но честно взял в руки гитару. Бесполезно… Мне это самому неинтересно. Делать бледные перепевки того, что Высоцкий спел гениально, считаю, ни к чему», — говорил он.

А мы всё-таки послушаем ещё несколько вещей Владимира Семёновича в исполнении наших рокеров.

http://www.youtube.com/watch?v=FgUOHQUyJCY