13 июня 1995 года вышел третий студийный альбом исландской певицы Бьорк, получивший скромное название Post и далеко не скромный успех: пластинку признали как музыкальные критики, так и рядовые меломаны, обеспечившие ей платиновый статус в США, Канаде, Австралии и странах Европы. Чем Post заслужил такую честь и какое место он занимает в творчестве Бьорк, читайте в этой статье.

Приготовление

Первые песни к Post – Army of Me и The Modern Things – Бьорк вместе с Грэхэмом Мэсси (Graham Massey) сочинила ещё до того, как в свет вышел её альбом Debut. The Modern Things певица написала в ответ на страх людей перед развитием новых технологий, в то время как Army of Me более личная – её Бьорк посвятила своему брату, которого в тексте песни она подбадривает и просит быть сильным:

Вообще она написана для моего родственника, который некоторое время был не в себе. Я не знаю, почему я написала [песню]. Возможно, мне казалось, что Debut был очень утончённым, робким альбомом – там была застенчивая часть меня, такой новичок. Я была польщена тем, что всем понравился Debut, но в то же время меня это смущало, поскольку на самом деле я не такая, как там. Может быть, [песня] Army of Me была попыткой установить здесь равновесие.

Пожалуй, Бьорк правильно поступила, что приберегла такую песню, как Army of Me, для лучших времён. Если бы это творение с индустриальным духом, ритм в котором задаёт любимый многими музыкантами семпл ударных из композиции Led Zeppelin When the Levee Breaks, попало в Debut, то оно, возможно, могло бы отпугнуть слушателей на фоне более лёгкого по восприятию материала. Сразу кидаться козырями нельзя – эту тактику Бьорк, видимо, хорошо уяснила, поскольку первым синглом с разнопланового, в хорошем смысле разношёрстного альбома Post стала именно песня Army of Me.

Представьте себе, что вы в клубе, полного металлистов и фанатов гранжа. Army of Me – это как чья-то бабушка, врывающаяся туда и говорящая: «Прекрати это! Хватит ныть! Помой голову! Приведи себя в порядок!»

Вооружение

Разнообразие, присущее материалу, представленному на Post, не в последнюю очередь обосновано тем, что у альбома было целых шесть продюсеров: выше упомянутый Грэхэм Мэсси, Нелли Хупер (Nellee Hooper), Хауи Би (Howie B), Трики, Мариус де Вриз (Marius de Vries) и сама Бьорк. Их бы могло быть и больше: песня I Go Humble, которая вошла в японское издание альбома, была написана совместными усилиями Бьорк и Марка Белла (Mark Bell), а композиция Sweet Intuition, которая впоследствии стала основой для песни Мадонны Bedtime Story 1994 года, числится за Бьорк и The Black Dog. К слову сказать, Бьорк отблагодарила своих соратников по цеху не только упоминанием в буклете к Post, но и отдельными песнями: Грэхэму Мэсси она посвятила экспериментальную Headphones, а Нелли Хуперу – Cover Me.

Интересно, что изначально вокал для Cover Me Бьорк записала в полной летучих мышей пещере, да и аранжировка была совсем другая – оценить и то, и другое можно в Cave Version этой композиции. Что касается остальных песен, то их запись проводилась в 1994 году на Багамах, а именно в Compass Point Studios в городе Нассау (Nassau). Выбор на столь дивное место выпал, как ни странно, по весьма прозаической причине – чтобы сэкономить деньги на налоги, которые в Великобритании, куда переехала Бьорк на постоянное жительство до начала работы над Post, немалые.

Наступление

Песня Isobel – вторая в так называемой трилогии, первой и третьей частями которой являются Human Behaviour из Debut (1993) и Bachelorette из Homogenic (1997) соответственно. Бьорк сочинила эту, по её словам, «сказочную песню», во время пребывания в своей родной Исландии на рождественских праздниках:

Эта [песня] о переезде в город человека из природы, и я жила 27 лет в девственной природе. Я читала много южноамериканской литературы. Мне нравится Альенде, но особенно Маркез, его книги очень популярны в Исландии. Они для меня словно картины Фриды Кало, где она изображена дважды: как мексиканка стародавних времён и как современная женщина двадцатого века. Это волшебный реализм, задающий вопрос, как цивилизация двадцатого века борется с природой и в то же время в местах вроде Исландии или Таиланда люди верят, что они могут держать пульт от телевизора в руке, а рядом с ними может сидеть привидение.

Имя главной героине песни Бьорк дала, с одной стороны, в честь аранжировщика Изобель Гриффит (Isobel Griffith), а с другой стороны, с намёком на слово isolation, что в переводе означает «изоляция» (поэтому и не Isabel, что было бы вернее с точки зрения правописания). В композиции Possibly Maybe таких явных намёков нет, но для Бьорк она не менее личная: певица написала её о расставании со Стефаном Седнауи (Stephane Sednaoui). По иронии судьбы видео на эту песню как раз он и снял.

О сложности взаимоотношений между любящими друг друга людьми повествует и песня Hyperballad (фигурирующая иногда как Hyper-ballad). Вот как Бьорк объяснила её смысл в одном из своих интервью:

Изначально [песня] Hyper-ballad о том, как в тебе всё накапливается, проходит три года и ты больше не в возвышенном состоянии. Тебе приходится осознанно стараться, но природа тебе больше не помогает. Поэтому ты встаёшь рано утром, тихонько выходишь и делаешь нечто ужасное и разрушительное, разбиваешь всё, на что натыкаешься, смотришь страшный фильм, читаешь что-то из Уильяма Берроуза, нечто весьма грубое, после чего возвращаешься домой с фразой вроде: «Привет, милый, как ты?»

Песня I Miss You по своему посылу более нежная: в ней Бьорк делится своим представлением об идеальном молодом человеке, которого она пока не встретила. Однако это обстоятельство не помешало снять на песню провокационное видео, которое подверглось цензуре за обнажёнку и расчленёнку.

К счастью, синглу It’s Oh So Quiet достался скромный по замыслу, но такой же, как и другие видео Бьорк, первоклассный по созданию клип, который в результате заработал кучу номинаций. Что касается самой песни, то из творчества Бьорк она, пожалуй, одна из самых известных и узнаваемых.

Стоит отметить, что It’s Oh So Quiet впервые появилась в качестве би-сайда к синглу Бэтти Хаттон (Betty Hutton) Murder, He Says 1951 года, а этот би-сайд, в свою очередь, есть не что иное, как англоязычная версия песни Und jetzt ist es still, которую в 1948 году сочинили австрийский композитор Ганс Ланг и немецкий поэт-песенник Берт Райсфельд, а исполнял Хорст Винтер (Horst Winter).

Победа

Бьорк назвала свой третий студийный альбом именно словом Post по двум причинам. Во-первых, так певица обозначила тот факт, что песни к альбому она написала под впечатлением от переезда в Англию, в отличие от таковых из Debut, появившихся до переселения (то есть post в значении «после»). Во-вторых, альбом Post представлялся Бьорк как сборник сообщений («посылок по почте»), описывающих её чувства. Второе значение было обыграно в обложке к Post: на ней певица запечатлена одетой в белую блузку, включающую в себя элементы оформления конвертов авиапочты Королевской почты Великобритании.

В народе говорят: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. В случае с Бьорк название оправдало себя во всех смыслах. Мало того, что он отличался от своего предшественника Debut и по звучанию, и по темам песен, так ещё после выхода Post Бьорк гастролировала с новым репертуаром больше полутора лет, побывав в США, Европе, Азии, Океании и даже в Израиле и Бразилии.

Есть мнение, что Post мог бы занять в британском чарте альбомов не второе место, а первое, если бы CD-экземпляры альбома не пришлось убирать (хоть и, к счастью, ненадолго) из полок музыкальных магазинов из-за присутствия семпла телефонного звонка из альбома Mass Observation музыканта Scanner. Однако популярность и культовость альбома с годами ничуть не уменьшалась: в ноябре 1996 года был выпущен сборник Telegram, состоящий из ремиксов почти на все песни из Post, а в 2008 году на Интернет-ресурсе Stereogum состоялся релиз трибьют-альбома Enjoyed: A Tribute to Björk’s Post, а такой чести удостаивалась даже не каждая великая рок-пластинка, не говоря уже о работах из других музыкальных жанров.

Альбом Post


Список песен

1. Army of Me
2. Hyperballad
3. The Modern Things
4. It’s Oh So Quiet
5. Enjoy
6. You’ve Been Flirting Again
7. Isobel
8. Possibly Maybe
9. I Miss You
10. Cover Me
11. Headphones