Золотая эпоха Led Zeppelin, как считается, закончилась после выхода альбома Physical Graffiti. После этого группа угодила в череду несчастий, которые вполне могли бы поставить крест на любом, менее стойком коллективе. Однако это не помешало Пейджу и компании записать альбом Presence. Пластинка вышла 31 марта 1976 года и доказала всем, что возможности Led Zeppelin далеко не исчерпаны: группе есть чем удивлять и радовать поклонников. Вспоминаем историю этого в высшей степени достойного альбома.



Led_Zeppelin_Presence


Трек-лист
1. Achilles Last Stand
2. For Your Life
3. Royal Orleans
4. Nobody’s Fault But Mine
5. Candy Store Rock
6. Hots on for Nowhere
7. Tea for One

История создания


В 1975 году Led Zeppelin находились на пике успеха. Подумать только, все 6 альбомов группы, включая только что вышедший Physical Graffiti, находились в хит-параде Billboard 200! Это достижение до сих пор остаётся непревзойдённым. Группа в то время большую часть времени находилась в США, так как находилась в так называемой «налоговой эмиграции» и по закону могла проводить в Англии лишь строго ограниченное количество дней в году. Это не помешало «цеппелинам» в мае 1975 года отыграть несколько концертов в Лондоне, которые многими критиками и знатоками почитаются как лучшие в истории группы.
У успеха была и обратная сторона. На первый взгляд, всё было благополучно, но внутри группы росло напряжение. Отчасти оно было вызвано изматывающим графиком, отчасти – ощущением того, что дальше расти уже некуда… Были и иные факторы. Джимми Пейдж, которого, по его словам, не покидало нехорошее предчувствие, в то время плотно сидел на тяжёлых наркотиках, Джон Бонэм становился всё более неуправляемым, а Джон Пол Джонс держался слишком независимо и обособленно от группы (и царившего вокруг неё алкогольного и наркотического угара), что не могло не напрягать остальных.
Сильнее всего досталось Роберту Планту. Тем летом он проводил время с семьёй на острове Родос и в начале августа вместе с женой и детьми угодил в страшную автомобильную аварию. Дети отделались сильными ушибами, сам Роберт разбил локоть и заработал перелом лодыжки, а вот его жене Морин досталось по полной программе – удар раздробил ей череп и таз. Она находилась на грани жизни и смерти, требовалось срочное переливание крови. Если бы не расторопность Ричарда Коула, гастрольного менеджера Zeppelin, всё могло бы закончиться трагически. Узнав о случившемся, тот моментально вылетел на Родос, уладил все препоны и чуть ли не похитил Морин Плант с острова, дабы перевезти её в хорошую больницу, где ей предстояло провести несколько недель. Роберту же сказали, что он не сможет ходить по меньшей мере полгода. Пришлось пересесть в инвалидное кресло.
Мало того, что за травмой Планта последовала отмена американского турне и были потеряны миллионы, так ещё и вокруг группы стали циркулировать довольно странные слухи. Поговаривали, что причиной несчастья стала дурная карма группы, вызванная заигрыванием Джимми Пейджа с чёрной магией. Похоже, и сам Плант отчасти уверовал в это: он стал очень суеверным и за всеми невзгодами стал видеть влияние неких тёмных сил. Он даже решил завязать с исполнением песни In My Time of Dying, считая её слишком негативной.
Единственным способом преодолеть обрушившееся на группу уныние и как-то вернуть потерянные деньги была запись нового альбома, чем Led Zeppelin и поспешили заняться. Нерастраченную на концерты энергию пришлось обратить в написание новых песен. В сентябре 1975 года в Лос-Анжелесе началась работа над новой пластинкой.
Новое звучание определилось вполне отчётливо: никаких акустических фолк-песен, никаких клавишных, только «электрические» композиции со сложным и разнообразным ритмическим рисунком. Помимо привычных харда и блюз-рока здесь можно услышать (и неоднократно) фанковые мотивы. Любопытно, что эта тенденция продолжится и на следующей пластинке, которая станет для группы последней (Coda не в счёт). Все музыканты проявили себя с лучшей стороны: Джон Пол Джонс был серьёзен и сосредоточен, Бонэм на время записи альбома также привёл себя в отличную форму, и даже Плант, которому пришлось записывать вокальные партии, сидя в инвалидной коляске, выжал из себя максимум. Он также написал тексты ко всем песням альбома. «Все новые тексты написаны в период созерцания, когда я задавался вопросом: “Господи, осталось ли всё это позади? Покончено ли с этим?” Потому-то альбом и полон энергии – из-за этой нелёгкой борьбы, происходившей внутри меня, стремления вернуться к истокам». Пейдж и вовсе работал не покладая рук – он контролировал весь процесс записи.
Альбом, получивший название Presence («Присутствие») был записан в Мюнхене всего за 18 дней. На самом деле у Led Zeppelin было всего 2 недели – после них студию должны были занять Rolling Stones, которые также, как и «цеппелины», спасались от непомерных британских налогов. И группа действительно уложилась в 2 недели! Ещё несколько дней Пейджу потребовалось, чтобы записать все гитарные наложения. Несколько дней он не ложился спать, проводя в студии круглые сутки, но в итоге альбом был завершён. В интервью журналу New Musical Express гитарист назвал эту лихорадочную работу «решающей проверкой всего того образа жизни». Похоже, проверка удалась. В этот раз.

Содержание


На пластинке всего 7 песен. Начальный трек, Achilles Last Stand (Илья Кормильцев в своё время неуклюже перевёл это как «Последняя стоянка Ахиллеса»), стал в то же время и главным хитом: эпический десятиминутный боевик с раскатистым гитарным многоголосием, феерической игрой Бонэма и героическим текстом, великолепно спетым Плантом. Как по мне, так эта вещь стоит примерно между Kashmir и The Song Remains the Same, заимствуя у первой эпический размах и восточные мотивы в текстах и музыке, а у второй – ритмический рисунок. Следующая песня, напротив, звучит медленно, вязко и мрачно. И это неспроста, ведь For Your Life повествует о передозировке кокаином – отсюда и нагнетаемая жуть. На смену ей приходит Royal Orleans, где отчётливо слышны те самые фанковые мотивы, о которых мы говорили чуть раньше.
Nobody’s Fault But Mine – ещё один хит этого альбома и, пожалуй, наиболее личная и проникновенная песня Планта не только на пластинке, но и во всей дискографии «цеппелинов». В тексте нашло отражение ощущение тревоги, вызванное происходящими с группой (и лично с Робертом) событиями. Он поёт о том, что его преследует дьявол, что на его спину взгромоздилась обезьяна («Got a monkey on my back») и обещает, что начнёт жить по-другому. Услышав эту песню, поклонники группы лишь укрепились во мнении, что Led Zeppelin продали душу Сатане.
В жёстком боевике Candy Store Rock мы снова можем услышать влияние фанка, а песня Hots on for Nowhere примечательна своим необычным соло. Надо сказать, что Пейдж время от времени действительно «радовал» слушателей невразумительными пассажами, как, например, в знаменитой песне Heartbreaker со второго альбома Led Zeppelin. Странное соло в Hots on for Nowhere фаны и критики склонны объяснять дефицитом времени, который не позволил довести аранжировку до ума. А завершает пластинку меланхоличный блюз Tea for One. В этой песне показана обратная сторона жизни музыкантов: депрессия, внутреннее одиночество и банальная бытовая неустроенность, вызванная постоянными переездами…

Обложка


Конверт пластинки украсило такое изображение: напротив окна, за которым видны порт и яхты у причала, за столом сидит семья и радостно любуется стоящим на столе загадочным вытянутым предметом чёрного цвета. Что общего эта картинка имеет с содержанием альбома? Да ровным счётом ничего. Примерно то же самое говорил и творец обложки — легендарный Сторм Торгерсон, руководитель дизайнерской студии Hipgnosis: «На самом деле, если вы будете искать во всем этом какой-то тайный смысл, то впустую потратите свое время — никакого подтекста здесь нет… Вы можете смотреть на картинку и представлять себе, что сидящая перед вами за обеденным столом семья настолько поглощена созерцанием этого предмета, что попросту забыла о еде. А может, это и вовсе некая батарея, которая излучает космическую энергию. Словом, мы старались создать эффект некоего «всепроникающего» объекта».

В завершение скажем, что в музыкальной прессе альбом получил довольно сдержанные оценки. The Rolling Stone Album Guide одарил его 3 баллами из 5, Allmusic – 3,5/5, а Daily Telegraph – 2/5. Впрочем, критики никогда не жаловали Led Zeppelin…