19 мая празднует день рождения Мартин Уэйр, легенда музыкальной сцены города Шеффилд, основатель группы The Human League и бессменный участник Heaven 17.

20 фактов о Мартине Уэйре

  • Родился в городе Шеффилд 19 мая 1956 года в семье Джека и Китти Уэйр.
  • Мартин имел родных сестёр гораздо старше себя. Сёстры имели коллекция записей прославленного лейбла Motown, которую Уэйр в юные годы добросовестно прослушал, что определённым образом повлияло на его будущее творчество. В 1970-е Мартин увлёкся немецким краут-роком, и желание не просто сочинять музыку, а добиваться необычного и футуристичного звучания оформилось окончательно. Покупать сам себе пластинки Уэйр начал в 13-14 лет.
  • До начала активной музыкальной карьеры Мартин, как и его многолетний коллега Иэн Крейг Марш, работал оператором ПК. А первый трудовой опыт получал в розничной торговле. Как говорил в дальнейшем Уэйр, даже эта сфера казалась достаточно гламурной по сравнению с возможностью пойти на металлургический завод и вкалывать там полвека, как его отец. Кроме того, тогда уже видны были признаки рецессии в «стальной» отрасли; Мартин признавал, что даже если бы Маргарет Тэтчер не пришла к власти, у города всё равно были бы огромные проблемы.

  • В середине 1970-х Уэр и Марш входили в своеобразную «тусовку» молодых шеффилдских музыкантов. Из проектов, организованных молодёжью «Стального города» в ту пору, The Human League и Heaven 17 стали самыми коммерчески успешными, но ценители знают и любят такие коллективы, как Cabaret Voltaire и Clock DVA.
  • После того, как не получилось завербовать Гленна Грегори в ряды The Human League, Уэйр решил предложить место вокалиста своему школьному товарищу Филу Оуки, подсунув ему письмо с приглашением под дверь. Мартин принял в расчёт исключительно имидж Оуки, известного в округе модника, поскольку музыкального опыта тот не имел никакого.
  • Очень быстро отношения между приятелями испортились. Конфронтация между Уэйром и Оуки была не только идейной, но и физической, когда Фил в качестве «убедительных аргументов» использовал пустые бутылки из-под молока, попадавшиеся под руку. Стало ясно, что в одном коллективе им более ужиться не получится. Мартин покинул The Human League, забрав с собой Марша (который, в целом, держался нейтральной позиции, сохранял хорошие отношения со всеми и первоначально рассматривал возможность работать как с Уэйром, так и с Оуки). Старый знакомый Гленн Грегори оказался на сей раз доступен. Заручившись его согласием, парни организовали новую группу и вскоре переехали в Лондон.
  • Название Heaven 17 было «позаимствовано» у вымышленного коллектива из романа Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». Группа также рассматривала и другие заглавия, мелькавшие в этой книге.

  • Уходя из The Human League, Уэйр и Марш провернули одну из самых блестящих сделок в своей жизни. Уступить Оуки права на название The Human League они согласились при условии взятия Филом на себя долговых обязательств группы, а также за перечисление каждому из них по 1% выручки от каждого проданного экземпляра грядущего альбома. «Лига» тогда находилась в подвешенном состоянии, никто не мог гарантировать ей светлое будущее. Реальность, однако, превзошла даже смелые ожидания. Dare, первая полноформатная пластинка обновлённых The Human League, стала настоящим бестселлером, а банковские счета Уэйра и Марша пополнились кругленькими суммами, позволив им чувствовать себя вполне вольготно.
  • Тогда, в 1980-м, Уэйр и Марш основали не только Heaven 17, но и продюсерскую организацию British Electric Foundation (или, сокращённо, B.E.F.). Под эгидой B.E.F. вышло несколько альбомов, а с 2007 проводятся периодически и концертные выступления, в которых уже не участвует завершивший музыкальную карьеру Марш.
  • В 1982-83 гг. Мартин Уэйр продюсировал синглы Тины Тёрнер Ball of Confusion и Let’s Stay Together. Эти записи добились весомого успеха и способствовали возрождению карьеры певицы, а Мартин называл её самой профессиональной исполнительницей из всех, с кем он работал.
  • Финансовые резервы группы и её участников истощились к середине 1980-х. Во многом этому способствовала запись третьего студийного альбома Heaven 17 — How Men Are. Работа велась в весьма дорогих студиях, музыканты делали довольно пышные аранжировки. Однако в плане качества песенного материала How Men Are уступал первым двум альбомам группы, да и популярность электропопа в целом в тот период пошла на понижение. Чтобы покрыть образовавшиеся долги, Мартин был вынужден некоторое время подрабатывать на радио и ТВ, сочиняя звуковые дорожки.
  • Американский певец Теренс Трент Д’Арби, с которым в конце 1980-х также довелось поработать Уэйру, дал участникам Heaven 17 шутливые прозвища. Мартина он обозвал Teddy Bear, Гленна Грегори — Duke, а Иэна Марша — Psycho. Именно так (Teddy Bear, Duke & Psycho) «Севентины» озаглавили свой пятый студийный альбом, вышедший в 1988 году.
  • На рубеже веков Уэйр скооперировался с Винсом Кларком, известным по участию в Depeche Mode, Yazoo и Erasure, и создал экспериментальный проект с соответствующим делу названием The Clarke & Ware Experiment. Под этой вывеской музыканты выпустили два альбома. Ранее, в 1994-м, Мартин продюсировал альбом Erasure I Say I Say I Say, достигший 1 места в британском хит-параде.
  • В числе прочих исполнителей, с которыми Уэйр поработал именно как продюсер, — Элисон Мойет, Билли МакКензи, Марк Алмонд, Пол Уэллер, Scritti Politti и многие другие.
  • Тем не менее, в качестве своего главного и самого амбициозного желания Мартин в прежние годы указывал продюсирование записи Дэвида Боуи. Сейчас можно уже сказать точно что, увы, эту мечту ему осуществить не получится.
  • Мартин предпочитает блюда индийской и японской кухни.
  • Лучшим произведением всех времён считает Симфонию № 9 Бетховена.
  • Любимой песней называет You’ve Lost That Lovin’ Feelin’. Её оригинальными авторами были Фил Спектор, Барри Манн и Синтия Вейл, а впервые исполнил композицию дуэт The Righteous Brothers. The Human League на своём дебютном альбоме Reproduction представили почти 10-минутный вольный кавер на этот хит под названием «Morale…You’ve Lost That Loving Feeling».
  • Из кинофильмов Мартин отмечает экранизацию упомянутого выше «Заводного апельсина» (1971 год), а также ещё одну картину Стэнли Кубрика — «Космическая одиссея 2001 года».
  • Мартин Уэйр — многолетний и преданный болельщик футбольного клуба «Шеффилд Уэнсдей».